Женщины и война

Женщины и война. Казалось бы, вещи несовместимые. Но они живут среди нас, те женщины, которые были на фронте, сражались наравне с мужчинами, те женщины, которые в тылу заменили мужчин в их нелегком труде, трудились у станков по 12 часов в сутки. Порой они были несовершеннолетними, совсем девчонками, им было по 13 – 15 лет. Голодные, промерзшие, не имея теплой одежды, в неотапливаемых помещениях, они выполняли свою военную трудовую норму, порой даже ночевали тут же, у станка, дабы не тратить силы и время на то, чтобы добрести домой. И даже в коротком своем сне они кричали: «Давай! Давай! Быстрей! Быстрей!»... Боялись, что не выполнят норму... Даже во сне...

У них не было выходных и праздничных дней, не было отпусков. Пятиминутное опоздание приравнивалось к саботажу, за него судили в военное время и давали 5 лет лишения свободы.
А потом наше государство приравняло труд военной поры к труду в мирное время. Если до 90-х годов военный стаж шел, как год за 2, то позже это правило отменили. Несмотря на то, что по 12 часов в сутки работали ДЕТИ! Ну что же, с государством не поспоришь, да и не о том сейчас речь. Я хочу рассказать о тех женщинах, которые пережили войну, голод, блокаду. Выжили – и остались ЖЕНЩИНАМИ.

Мой сегодняшний рассказ – о ленинградских бабушках. Мне довелось с ними встречаться во время учебы в Питере в 70-е годы. Это те женщины, которые пережили блокаду, поднимали и восстанавливали город. Они в большинстве своем отличались доброжелательностью и жизнелюбием.
С одной из таких женщин я разговорилась совершенно случайно. Надо сказать, что я без ума была от этого города на Неве, могла бродить по нему часами, и ради всего этого порой попросту сбегала с лекций. Ну, не так часто, как вы подумали... иногда... под настроение...

Эта женщина работала в институтском гардеробе нашего электротехнического факультета. Маленькая, кругленькая, в черном сатиновом халатике, тогда мне она показалась бабушкой... На голове – белый платочек, живые карие глаза... Она подала мне пальто и сказала, что в толчее гардероба вешалка у моего пальто оборвалась, а она пришила... Милые питерские бабушки... Я ее поблагодарила. Разговорились. Теперь уже помню разговор отрывочно, прошло много лет...

Она мне рассказала, что мужа у нее убили в первые дни войны... А она осталась в блокадном Ленинграде. Было трудно... За водой ходили на Неву с бидончиками... Было холодно. Печки – буржуйки топить было нечем... Голодали... Однажды она зашла к своей подруге. В воздухе витал забытый запах вареной курицы... Голова кружилась от голода... Оказывается, люди варили на ужин кошку...

На улицах повсюду лежали трупы людей. Мясо с трупов было кем-то обрезано... А на городских рынках по утрам продавали холодец...
Всем известный факт, что Жданову в эту первую блокадную зиму из Москвы самолетом доставляли персики. Кто знает, все ли самолеты прибыли в пункт назначения, поставляя изысканный десерт товарищу Жданову... 
Эта маленькая женщина как-то выжила. И в самые трудные блокадные годы встретила свою любовь. Чтобы узаконить свои отношения, они побрели через весь холодный и голодный город пешком в ЗАГС... Шли целый день, голодные, без сил, опоздали... Как они не замерзли в ту холодную зимнюю  ночь? Любовь ли дала им силы пережить ее, или Бог сжалился над ними? Зарегистрировали  их только на следующий день... Молодые вместе встретили Победу, а потом прожили душа в душу много лет...
 
Когда я слушала этот рассказ,  мне было всего 20 лет, и, признаюсь честно, я не очень-то понимала, как можно было так быстро забыть своего первого мужа, погибшего в первые дни войны...
 
А сейчас я просто поражаюсь огромной жизненной силе этой маленькой женщины, которая вопреки ВОЙНЕ, БЛОКАДЕ и ГОЛОДУ сумела выжить, отстоять свое право на жизнь и женское счастье. 


Рецензии
казалось бы, что сочетание не нормальное
... но в жизни бывает и сложнее
намного сложнее
мир Вашему дому
с уважением Олег

Олег Устинов   28.01.2023 20:57     Заявить о нарушении
Олег, благодарю Вас за отзыв! Да, я с Вами совершенно согласна. Порой такие узлы завязываются... Кто бы знал, что такое возможно...
Мира Вам и добра! Здоровья и тепла!

Наталья Минчакова   30.01.2023 13:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.