Снова спорт. Новое увлечение. гл. из п. Кружение л

      

     Увлекшись акробатикой начал посещать акробатический кружок при ДК Ижорского завода. Даже начал работать в парной акробатике, но партнёрша оказалась весьма упитанной девочкой и держать её вверх, на вытянутых руках мне было не в моготу, слабоваты руки оказались. Зато прыжковая акробатика  пошла хорошо. Я достаточно быстро научился переворотам вперёд, рондату и фляку. Долго боялся делать сальто назад, но благодаря   высокой прыгучести и помощи тренера, справился со своей слабостью.
С полгода я регулярно ходил в кружок, но надоело и это. Меня привлекала новизна ощущений, и я, узнав, что есть гимнастическая секция, подался туда.      Находилась она в красном кирпичном здании бывшей школы, на берегу Ижоры, напротив ДК. Там теперь спортивная школа олимпийского резерва  по гребле. Вот там я, в 1955 году и начал заниматься спортивной гимнастикой, одновременно учась в  восьмом классе  170 вечерней школы рабочей молодёжи и посещая  академический хор при ДК, под руководством   дирижёра и художественного руководителя Петра Россоловского, впоследствии профессора Ленинградской консерватории.
Хор был огромен, где-то около ста-стадвадцати человек, и мы пели самые разные произведения. Здесь были и патриотические песни, кантаты, русские народные песни и классические произведения, такие как ,,Слався” М.Глинки. На смотре хоров в Ленинграде наш хор занял почётное второе место, уступив только Университетскому хору. Я пел в первых басах.
Занятия гимнастикой тоже проходили весьма успешно. Мне нравились все снаряды; перекладина, параллельные брусья, кольца. С чем я никак не мог подружиться так это с конём. Тяжело он мне давался, очень. Слабоваты для него были мои руки и спина, но, как сказал тренер, только упорство и большой труд помогут мне в преодолении сопротивления коня. А вот упорства-то мне и не доставало как раз.  Вольные упражнения на ковре мне тоже нравились, тем более, что прыжковая акробатика у меня шла очень хорошо и тренер сказал, что по высоте прыжка при выполнении сальто назад, я вполне мог бы готовиться на двойное сальто, по тому времени мало кем исполняемое. Как бы там не было, я достаточно быстро получил третий взрослый разряд и с увлечением стал отрабатывать элементы упражнений  второго разряда.
Я заманил на занятия моего однокашника по группе слесарей в РУ, хорошего приятеля, а в дальнейшем одного из моих лучших и верных друзей Олега Хоняка.    Более продвинутый в гимнастике,  я помогал ему, как мог, советами, и показом тех или иных элементов. Но гимнастика шла у него не очень, хватило его не надолго.   
Несколько месяцев мы тренировались вместе с ним, а после тренировок, с разрешения тренера, на ковре для вольных упражнений, мы увлечённо отрабатывали приёмы борьбы ДЖИУ-ДЖИЦУ – японскую систему развития и самозащиты.  Книгу с замечательными, простыми приёмами, которую мне дали на   воскресный день, я умудрился  переснять   с помощью подаренного мне в прошлом году родителями, на день рождения, нового, малогабаритного, общедоступного, недорогого, всего за 350 рублей фотоаппарата ,,СМЕНА”, который дожил и до этих дней.   
Сделал кое-какие приспособы; удлинил объектив картонной клеенной трубкой, при снятой задней крышке аппарата пристроил матовое стекло для визуализации на нём изображения.   Сам аппарат закрепил на стойке фотоувеличителя, на необходимой высоте. Настроившись по матовому стеклу на резкость по тексту книги,  вставил кассету с плёнкой и закрыл крышку.    Свет на книгу шёл от лампочки в колпаке увеличителя и настольной лампы, пристроенных сбоку. Фотоэкспонометром определил выдержку и начал щёлкать. На удивление, плёнки, а их было три штуки, получились отменно. С них я и  сделал отпечатки страниц книги, которые потом склеил и оформил как альбомы.
До сегодняшнего дня, к сожалению, дожил один альбом, последней, третьей части, наиболее сложных приёмов. Вот приёмы из этой книги мы и отрабатывали с Олежкой до пота и синяков, пока нас не выгоняла уборщица.
В гимнастике всё шло своим чередом. На перекладине начал крутить большие обороты назад. Вперёд пока не очень получалось, опаздывал с подхлёстом. Пару оборотов получится, а потом не дохлестну и откатываюсь назад, качаюсь. Назад получались лучше. После подъёма разгибом, выход в стойку на перекладине и пошёл крутить.
Но однажды после двух или трёх оборотов не хватило скорости для выхода в вертикаль и я, не дотянув до  неё каких-то пять сантиметров, медленно  набирая скорость, стал падать назад, с ужасом соображая, что меня сейчас сорвёт с перекладины, так-как ладони у меня находятся в обратном хвате. И меня сорвало и я, зажмуря со страху глаза, полетел крутя обороты куда то в пространство, ожидая жестокого удара, но, вдруг мягко ударившись спиной обо что то, перевернулся и встал на ноги. Оказывается это мой тренер, внимательно наблюдая за мной, бросившись к точке моего ожидаемого приземления, подставил свою спину и   перевалил меня на ноги. Я был изрядно испуган и некоторое время не решался снова начать делать обороты. Но скоро всё стало на  свои места.
Неожиданно пришло новое увлечение. Я влюбился в   штангу и бросил гимнастику.  Был май 1957 года. Осенью должен был состояться призыв в армию. Я с нетерпением ждал этих дней.

   Штанга

С рыбалкой я не расставался. Однажды,  забрасывая удочку в большой заводи напротив стадиона, я услышал звонкий  грохот металла. Что такое? Любопытно, надо взглянуть. Клёва не было, и я без всякого сожаления  смотал удочку.
В те времена,  под   трибунами  стадиона со стороны реки были раздевалки для спортсменов, различные помещения для хранения инвентаря  и пара небольших комнат для занятий штангистов. В холодное время года они тренировались там, а  в тёплое уходили из духоты помещения на улицу, вынося на время тренировки штанги. Два деревянных помоста всё лето были на улице под сводом открытой галереи, т.е. под верхней частью трибун. Вот оттуда и доносился звон железа.    
Подойдя к источнику шума, я увидел человек восемь ребят и высокого,  мощного телосложения мужчину, оказавшимся тренером Олегом Петровичем Сироткиным, как я узнал позднее. Я с любопытством начал созерцать тренировку спортсменов.  Часть их на одном из помостов отрабатывали на небольшом весе технику толчка с груди, другие, взвалив штангу на грудь, жали её руками. Минут пятнадцать я наблюдал за ними, переживая вместе с ними их неудачные попытки.
- Что, интересно? – услышал я голос незаметно подошедшего ко мне тренера.  - А сам не хочешь попробовать поднять штангу?
     Я с готовностью кивнул головой: - Хотел бы, да не умею, никогда не пробовал.
- А ты возьми, да попробуй. Поставьте ему ребята, килограмм сорок, пусть пожмёт.
Он объяснил, как браться за гриф штанги, как сделать вдох, как потянуть штангу вверх на грудь и что делать дальше.
Я так разволновался, что не почувствовал и веса. Штанга пушинкой взлетела мне на грудь, и я легко выжал её руками три раза.
-О, да ты крепкий парень, - сказал тренер. – Сейчас попробуешь толчок, я хочу посмотреть твою координацию. Малышев Ваня, покажи ему технику толчка, поучи его.
Невысокого роста парнишка, с сильно прищуренным левым глазом, как потом выяснилось совсем слепым, начал учить меня на соседнем помосте толчку. Минут десять, на небольшом весе, я отрабатывал технику.   Что-то стало  выходить.
Подошёл тренер: - Ну, как тут у вас, получается? Вижу, получается. Как зовут то? Чем занимаешься? Сколько весишь? Когда в армию?
Я рассказал.
- Ну, так. Давай-ка Эдик, мы сделаем маленькую прикидочку тебе. Ты парень крепкий, тренированный. Поставьте на штангу пятьдесят килограмм ребята. Посмотрим, сколько ты сумеешь толкнуть.
Я легко, но немного судорожно, справился с этим весом. Справился я и со следующим весом.   
- Поставьте ему… сказал голос тренера за моей спиной. Сколько - я не понял, он вероятно показал на пальцах.
И этот неизвестный вес покорился мне.
- Можно ещё пятёрку поставить, и хватит для начала. Как, не очень устал?
Я храбро ответил, что нет, хотя руки с непривычки уже начали становиться ватными.
- Ну, всё, последний заключительный подход и отдыхай.
Я с трудом взвалил штангу на грудь и толкнул, но не удержал вверху и она упала мне на грудь. Я снова толкнул её, она снова упала.
- Сильней подработай ногами! – услышал я возглас тренера. - Ты не доталкиваешь её.
Уже пыхтя, как паровоз я всё же на третий раз толкнул её и зафиксировал вверху.
- Держать, держать! -   закричали ребята. И я, весь дрожа от напряжения, держал её вверху на вытянутых руках.
- Опустить! – скомандовал тренер. – Для начала очень неплохо, без пяти кило   третий разряд.
- А сколько я поднял? – заикаясь, спросил я.
- Семьдесят  килограммов! – несколько торжественно сказал тренер. -  Так может расстанешься со своей гимнастикой, к нам придёшь?
- Приду.  - кивнул головой я.
Я был очень горд  собой. Это же надо! С первого же раза поднял вес на  двенадцать килограммов больше моего собственного веса. Это я как мужика хорошего вскинул вверх на прямые руки. Я  и не предполагал, что пройдёт несколько лет, и  я буду семьдесят пять кило  поднимать одной рукой Так началось моё увлечение тяжёлой атлетикой, растянувшееся на долгие годы, борьба с мёртвым весом, с самим собой и  со своими нервами.
Домой я мчался на всех парах, снова и снова переживая  новое  внутреннее состояние, испытанное мною на помосте. Язык чесался, до невозможности хотелось поделиться своим  достижением.
     продолжение следует...


Рецензии