Почему Свасьян не любит Бердяева

Из цикла: "Андрогинная шантрапа антропософии"


Наивно было бы задавать вопрос, отчего Карен Свасьян не любит Николая Бердяева. Не в этом, как говорится, суть проблемы и граница напряжения. Но в то же время – и в этом детском вопросе тоже, хотя Карен Свасьян не будет спорить с этим утверждением.

Бердяева многие не любят, но многие и любят.

И прежде всего Бердяева любят российские интеллигенты всех мастей и периодов, начиная еще с дореволюционной эпохи и заканчивая «интеллектуальными отморозками послегорбачевского десятилетия?» (Статья Карена Свасьяна «Россия: мысли вслух». Цитируется по кн: Карен Свасьян «Растождествления», Москва 2006, с. 24). А вот причина нелюбви Карена Свасьяна к русским и российским интеллигентам изложена им в статье «Россия: мысли вслух». И суть этой пресловутой любви-нелюбви не в личных  пристрастиях или антипатиях автора, не в идеях, которые российской интеллигенции то помогают выжить, то, наоборот, губят ее в болоте собственных испарений. Суть нелюбви даже не философская, нелюбовь - грамматическая, на уровне словообразования и фонетики. Она заключается в сожалении о том, что российские интеллигенты не могут быть не российскими интеллигентами (то есть не читают непереведенного Баллмера), что они невыводимы ни из одной идеи, опускавшей свои крыла в России и в России обретавшей временный приют, невыводимы, как масляные пятна из заношенного костюма, из языка, из грамматических и лексических форм русского (подчеркну!) языка, невыводимы ни одним контрсредством, ни одной контридеей, ни одной агрессорской попыткой извне или изнутри переделать население этой страны. Живуча интеллигенция, и живуча в ней, по выражению Густава Густавовича  Шпета, «бердяевская белиберда». Шпет, как известно, был антиподом Бердяева по стилю мышления. И поэтому Карен Араевич Свасьян берет на вооружение это мотто и далее наращивает на нем текст. 

Итак, Карен Свасьян не пишет в лоб о том, почему он не любит Николая Бердяева (именно не любит, не терпит всеми фибрами души, ненавидит, если угодно). Бердяев для него символ и поносное выражение, каковые по ходу своего творчества он настрогал множество, подключая к делу воображение и логорею. Вот некоторые из них (все из статьи «Россия: мысли вслух»):

«философ Бердяев, философствующий о последнем, не имея и понятия о предпоследнем» (Растождествления, 39);

«Бердяевская гасконада имеет продолжение: «под знаком Достоевского». (Растождествления, 66);

«Можно было, правда, порыться в бердяевской барахолке и извлечь на свет старых испытанных ублюдков вроде эсхатологии или апокатастасиса…» (Растождествления, 59).

И уместно или неуместно, но «все эти Бердяевы, Шестовы и Эрны соперничают с героем-забойщиком, нарубившим своим отбойным молотком за 5 часов 45 минут 102 тонны угля» – то есть с русским философом-практиком Стахановым.

И назван Бердяев, вкупе с другими философами, «пятой колонной Сталина»:

«Можно допустить, что во времена, умственно более сильные и морально более мужественные, чем наше, какие-нибудь Бердяев, Булгаков или Шестов увидятся, сквозь патоку слов и придыханий, пятой колонной Сталина в его истребительной войне против России» (Растождествления, 26).

Право, жизнь после этого может показаться веселой, во всяком случае неоднородной. Сложность в том, что Карен Свасьян – философ стиля, его философия умещается на кончике стила (читай: пера) и соответственно на кончике языка. Ловить Карена Свасьяна на словах и привязывать его к той или другой позиции бессмысленно, поскольку слова его никогда не совпадают с позициями и с мнениями. Он никогда не скажет, что не любит Бердяева, а в то же время Бердяев, как показывают приведенные выдержки всего из одной статьи, плотно сидит в словаре Свасьяна. И выскакивает в качестве символа, точнее этот символ творится прямо на наших глазах. Чудо какое!   

Вот и старается далее Карен Свасьян противопоставить Бердяеву помимо вполне соотносимого и соизмеримого с ним Шпета (что он и сделал одним махом, онтологически уравняв двух антиподов: «короче и по пословичному: что у Бердяева на языке, то у Шпета на уме» (статья Шпет в кн.: Растождествления, с. 264), еще и некоего, на Руси практически неведомого антропософика Карла Баллмера: «Читать Баллмера глазами, привыкшими, скажем, к Бердяеву, — всё равно, что слушать последние трансцендентные квартеты Бетховена ушами, в которых еще звучит высокопарно-пошлая надменная белиберда. Баллмер — об этом следует знать с самого начала — необыкновенно трудное чтение (статья Баллмер, Растождествления, с. 521).

Почему бы, к слову, не сказать и так: «Читать Баллмера глазами, привыкшими, скажем, к Бердяеву, — всё равно, что слушать высокопарно-пошлую надменную балаболку ушами, в которых еще звучат последние трансцендентные квартеты Бетховена»? Все дело в акцентах. А вот стилю Бердяева надо бы еще поучиться.

Трудное, но для российской интеллигенции полезное, надо полагать, чтение, хотя бы потому что непереведенный на русский Баллмер – это помимо прочего, то есть помимо ряда идей, вспрыснутых между делом, наподобие освежающей аэрозольной струи под пахучие подмышки уставшего das man Стаханова, – еще и своеобразная антиграмматика для русского языка и/или чушь собачья для слуха русского интеллигента. Надо, подчиняясь этой логике, изрядно помучиться, поломав свой язык, чтобы чего-то понять (понять и полюбить, а полюбив, то есть появ, взять на вооружение, что и было сделано в свое время с таким «трудным» мыслителем, как Карл Маркс). 

Баллмер – «мыслитель-невидимка», в то время, как Бердяев – громкокипящий кубок: «Он — мыслитель-невидимка, мыслящий настолько иначе, необычно, небывало, что мысль его незамеченной проходит через закрытые двери нашего восприятия» (Баллмер, Растождествления, с. 519).

Приятно, конечно, открыть и любить мыслителя-невидимку, у которого мысль «незамеченной проходит через закрытые двери нашего восприятия», чем вливать свое чувство в хор нестройных голосов, изливающих любовь к кумиру, тарабанящего своими мыслями по кумполу народному.

Так, не поленившись почитать далее, обнаруживаем, что у Баллмера есть достоинства, которых нет у Бердяева. Например то, что Баллмер связан  «тандемом» с умершими писателями и философами, с которыми Баллмер помногу и по роду своей деятельности общается, «как с мыслями», а у Бердяева, охаянного ясновидцем и мистиком, такого-де таланта не наблюдается:

«Тандем более того, даже приветствовал бы периодические вылазки бессознательного в сознание, при условии что сознающим делалось бы от этого дурно: до потери сознания либо — в более рентабельном варианте — до ясновидения, экстрасенства, парапсихологии, мистики или, скажем, бердяевской белиберды. Случай Баллмера скандальный. (Растождествления, 522).

Но вот тут Карен Свасьян в очередной раз дает маху: «бердяевскую белиберду» он поставил в один ряд с ясновидением, экстрасентством, парапсихологией и мистикой. Не дописав, однако, антропософию и теософию. А может быть, сознательно не дописав? И в этом скрыта интрига, о которой впору бы сказать?

Собственно говоря, Свасьян, так причудливо раскрывая многогранную деятельность Бердяева, тщательно скрывает, что Бердяев был и на сей момент остается самым толковым (в отличие от многих бестолковых апологетов) критиком теософии и антропософии. Сильный критик. Но и здесь Карен Свасьян пытается хитренько, заочно, при помощи волшебных слов типа «белиберда» низвести значимость бердяевской критики, не отвечая на аргументы. Так, в послесловии к поэме Андрея Белого «Глоссолалия» (причастность к антропософии которого мы рассмотрим в другой работе) «Вселенная во рту» Свасьян вспоминает милую байку ;  посещение Бердяевым, как бы по недосмотру допущенное Андреем Белым, лекции Штайнера, обернувшееся «казусом». Вот как он об этом пишет:

«Что это значит конкретно, можно судить по казусу, случившемуся однажды с Бердяевым во время прослушивания курса лекций Штейнера в Гельсингфорсе, на который он по ходатайству Белого был допущен. Лекции читались в наемном помещении, и случилось так, что во время одной из них кому-то постороннему в соседних комнатах причудилось наигрывать на рояле... «собачий вальс». Бердяев, страшно напряженный и с чем-то все время борющийся (16), спрашивает после лекции у одного из слушателей: «А что, всегда лекции Штейнера сопровождаются музыкой?» В подтексте: как же Вы не видите, что Вас охмуряют? — «Да это же „собачий вальс“, — ответили ему. — А Вы думаете, что Штейнер аккомпанирует себе „собачьим вальсом“?»... Как известно, Бердяев написал уже к концу жизни философскую автобиографию, озаглавив её «Самопознание» (Растождествления, с. 396).

Ирония Бердяева бесит ироничного философа, выбивает из колеи, заставляет брызгать слюной. И это уже странно. Но ведь не только ироничным поведением из байки прославился Бердяев. Бердяеву принадлежит написанная и опубликованная работа «Теософия и антропософия», ни разу не помянутая господином из Еревана. Мощь и сила бердяевской критики заключается в том, что Бердяев не вешает ярлыков, как это делает андрогинная шантрапа антропософии, на неприемлемые явления. Бердяев – настоящий, мужественный исследователь, который не идет на поводу чувств, даже если эти чувства являлись «во благо». В отличие от Свасьяна, Бердяев не спекулирует понятиями, полностью раскрывая свое кредо и добиваясь того же от противника. Пусть это будет наивно, пусть над этими кредо посмеивается Шпет, пусть подобная честность слепит глаза, в отличие от люциферического мерцания распадающейся материи.  Такому благородству духа надо еще поучиться всяким свасьяшкам. Бердяев не называет антропософию ложью или псевдонаукой (каковой она все же является), не называет ее ересью, он пытается понять ее, найти ей место среди эзотерических институтов:

«И теософия, и антропософия имеют дело не с Богом и не с человеком, а с космосом. Теософия и антропософия не ставят вопроса о смысле космической эволюции, о ее начале и конце, ибо вопрос о смысле космической эволюции есть уже вопрос о Боге и о человеке, не выводимых из космоса, а в него привносящих свой свет» (Цитируется по кн: Типы религиозной мысли в России. [Собрание сочинений. Т. III] Париж: YMCA-Press, 1989. С. 465-466).

«Современная теософия не есть великое, но она связана с великим и на нее падает отблеск древней божественной мудрости. Это не может не соблазнять (там же, с. 466-467).

«Путь теософии — безблагодатный путь, на пути этом ни один луч божественного света не падает сверху, все добывается снизу. В теософии нет ничего дарового, все трудовое, ничего по любви, все по справедливости. Нет ничего божественно дарового в теософии, и потому нет ничего даровитого. Душа человеческая обречена странствовать по космическим коридорам, и судьба ее — подзаконная судьба, она должна изживать закон, который есть также и божественная справедливость.» (там же, с. 467-468).

Цитировать можно без конца, но мы остановимся, потому что важное, на наш взгляд, уже сказано.

И сказано было тогда, когда Карен Свасьян еще не вылупился из своего философского яйца, не пришел на лекцию к Левону Нерсисяну, когда еще не произошло встречи с Рудольфом Штайнером (то есть когда художник слова Свасьян увидел Штейнера, прежде чем философ Свасьян мог его понять, то есть, осмыслить увиденное в понятиях), когда мальчик Каренчик еще не появился на свет, в котором много слов и языков и откровений, и истина неотличима от лжи, когда вместо встречи однажды произошла невстреча и неизбежность этой невстречи обусловлена ни онтологией, ни расхождением во времени и различием во вкусах, а выбором духа.

Представляю, как от цитат Бердяева сморщится и без того сморщенное лицо Карена Свасьяна. Но ведь не было смелости самому их привести и самому на них ответить. Он предпочитал иной путь – взвешивания и обвешивания переносного смысла в словах и изгнания прямого смысла восвояси – то есть в «аграрную мистику Хайдеггера». Не иначе.

Не иначе как за что-то более серьезное и важное, чем размышления о судьбах России и о русской идее, и о смысле истории, и об истоках русского коммунизма, чем за «бердяевскую белиберду», чем за обычную сплетню и шутку утомленного человека после шаманско-изнурительных посиделок у Штайнера вершит Карен Свасьян свой страшный суд над Бердяевым:

«(продолжение байки о лекции в Гельсингфорсе) Ввиду того, что рассказанному эпизоду не нашлось места на более чем трехстах страницах этой книги, можно было бы спросить: что же такое познается в ней вообще? За невозможностью сколько-нибудь вразумительного ответа мы удовлетворимся следующей вполне «имагинативной» развязкой, контаминирующей стиль египетской «Книги мертвых» с топикой «гамбургского счета»: подземный чертог, умерший Бердяев, весы, на одной чаше книга «Самопознание», на другой эпизод с «собачьим вальсом», перед весами на троне Озирис, за ним Крокодил». (Вселенная во рту, Растождествления, 396).

И этот суд идет как наглядная иллюстрация к словам-эпитетам о Бердяеве и Бердяеву-эпитету к словам о всякой всячине.

Запоздалое, надо сказать, наказание и слишком имагинативное (не посвященному – не понять). Но ясно, что крокодил – это символ. И символ «могущества, власти над жизнью и смертью. Как и другие пресмыкающиеся, соотносится с нижним миром, сферой действия хтонических сил; в этом качестве связывается одновременно и со смертью, и с плодородием. В Древнем Египте соответствующий иероглиф означал также свирепость и злобу». http://sigils.ru/symbols/krokodil.html
Или: «Пожиратель, символизирующий необходимость пройти через смерть к новой жизни»
http://wiki.simbolarium.ru/index.php/Крокодил

Образ крокодила подавил и слопал мысль о крокодиле-Бердяеве. Но раз, говоря словами Санчо Пансы, шантрапа боится этого крокодила, то есть за что. А по терминологии самого Свасьяна, Бердяев так и не «воскрес в Смерть», как дети Беслана (Час Челяди (После Беслана), в кн.: Растождествления, с.33), он и в аду предстает умершим. Но по поводу этого мы просто скажем в заключение,

скажем прямо:  Карену Свасьяну не философией заниматься, а картошкою бы на рынке торговать, обвешивая покупателей даже на электронных весах, как обвешивают спекулянты где-то на Третьем участке славного города Ереван. 


Сорренто, с прекрасным видом на море.


Рецензии
Что заставляет скрывающегося под псевдонимом А.Г. читать 117 раз! предисловие К. Свасьяна, чтобы затем рекомендовать ему "не философией заниматься, а картошкою торговать". Отвечаю без всяких долгих разьяснений: - зависть как, в данном случае, оборотная сторона восторга; месть за собственный первоначальный восторг и неспособность самому писать так и знать столько .... Лучшая психоналитическая защита собственного комплекса неполноценности придумала знаменитая Моська, лающая на слона. Только моськи, прикрытые громкими псевдонимами исчезают, а слоны вроде Свасьяна останутся в истории. Уверен,это знает и сам Апполон - не Апполон, если хватит духа признаться, не скрываясь за банальными требованиями свободы мысли и критики

Генрих Григорян   25.04.2012 15:14     Заявить о нарушении
Здравствуй, мой дорогой Рецензент! Наконец я дождался первого настоящего отклика от немногих моих, анонимных читателей, неравнодушных к творчеству К. Свасьяна. Да, чтобы написать критическую заметку, надо зарегистрироваться на этом сайте (так же как и потенциальному автору). Вот Вы и авторизировались под ником Генрих Григорян (не буду пытаться узнать Ваше подлинное имя).
Отвечаю на Ваше замечание, которое меня никак не задело (неужели вы думаете, что человек поднявший голос на Слона от философии, будет испытывать какую-то обиду на упреки в собственной мелкости, так же как Слон, которого этот лай ну уж никак не должен коробить). Картошкою торговать, обвешивая на весах, не каждому дано. В данном случае это метафорическое определение относится к ПЛУТОВСТВУ - тому, чем занимается К. Свасьян в процитированных мною произведениях. А что вы имеете возразить по существу статьи "Почему Свасьян не любит Бердяева"?

Аполлон Григорьев   25.04.2012 21:12   Заявить о нарушении
Свасьяну может не нравиться Бердяев по тем же самым или дополнительным основаниям, по которым Бердяев не нравился также Густаву Шпету, Андрею Белому и другим классикам Серебрянного века,к которым я отношу и самого Бердяева. Это даже скорее дело философского вкуса, чем мировоззренческого неприятия - лично мне также не нравится пышный синтаксис при нередко пустой семантике, понос слов за которыми скрывается запор мыслей, не пропущенных критически и аналитически - вот где настоящая логорея... Чтобы не быть голосовным обращаю внимание на Ваш же собственный пример :" В теософии нет ничего дарового, все трудовое, ничего по любви, все по справедливости. Нет ничего божественно дарового в теософии, и потому нет ничего даровитого. » (там же, с. 467-468). Что плохого в том, что в теософии все трудовое, а не даровое, точнее было бы сказать дармовое, на халяву, и далее,в расчете на профанное сознание, - переход от дарового(дармового, нетрудового) к "божественно даровонному" и уже в качестве сногшибательного вывода -"ничего даровитого". Если подобная белиберда в выводе и по идее - в пустом противопоставлении любви и справедливостви, т.е. жизни "по понятиям" и жизни по справедливости и законам, то я полностью понимаю, почему Свасьяну и Шпету и Белому не нравится Бердяев. Вы выбрали явно неудачную цитату, чтобы обеспечить себе supporting evidence. Конечно, не все у Бердяева столь неудачно. Что касается антропософии, то насколько мне известно, экологическая программа Штейнера в сфере сельского хозяйства (биодинамический метод обработки почвы), принципиально новая философия образования, реализованная в Вальдорфских школах, которых во всем мире уже насчитывается несколько тысяч, как и специальные больницы и новая система фармакологии ( всемирно известная фирма Weleda ), школа актерского мастерства Михаила Чехова или архитектура Гауди, сознательно опирающихся на Штейнера, как и многое другое, -разве это уже само по себе не удовлетворяет критерию плодотворности, которое так и не заметил Бердяев, оставшийся в философии на уровне всего лишь слов?
Я не считаю себя последователем Штейнера,но те кто читают его и жалуются при этом на скуку и непонимание очень напоминают остроумное сравнение старого немца ; "Книга - зеркало, если в нее смотрится обезьяна, то вряд ли навстречу выглянет лик Апостола"

Генрих Григорян   26.04.2012 21:14   Заявить о нарушении
Как мне Вам объяснить, что мысль Бердяева логореей не страдает по той одной причине, она ясна и понятна (и при этом очень логична). Шпет этой мысли не принимал, но он в отличие от К. Свасьяна, объяснил ПОЧЕМУ эта мысль является «бердяевской белибердой». Как я ни вчитывался в работы К. Свасьяна, я не мог узнать, чем же «не вышел» Бердяев. Только ли своей метафизикой? Но нет. Много позже я нашел себе объяснение, воплощенное в данную статью.
Мне остается только повторить некоторые ее положения. На «уровне слов», на уровне фраз и сильных метафор и остается, к сожалению, философия К. Свасьяна. Бердяев не вешал ярлыков и не обладал свяасьяновской ядовитой язвительностью по отношению к ИНОМУ. Стиль – великое дело, из-за стиля люди меняют свое вероисповедание, однако слабое место стиля – это то, что стиль способен выдать автора, как он выдает пышущего злобой КС, стоящего исключительно в позиции ИНОГО (ИНАКОГО). Что касается антропософии, то не надо, дорогой ГГ., «не считая себя последователем антропософии», заниматься рекламой антропософии. Антропософия, по моему убеждению, лингвистически неудачное определение, оно с натяжкой соотносится с этим явлением. Гораздо честнее всем интерпретаторам духовной науки именоваться штайнеристами. И наконец насчет излюбленной поговорки КС насчет обезьяны, глядящей в книгу. Это верх испорченной самости – обезьяны книг не читают, но извольте – некоторые книги способны и обезьяну превратить в человека. Только не за подписью РуШт-а.

Аполлон Григорьев   27.04.2012 22:53   Заявить о нарушении
К.Свасьян в моей защите не нуждается, как и Р.Штейнер - в рекламе. Свасьяну вполне достаточны мнения от Лосева, Бибихина, Мамардашвили и многих его почитателей в России и Германии, удостоившей его престижной премией А. фон Гумбольдта за выдающийся вклад иностранных ученых в исследовании культуры страны. Недавняя победа в открытом международном конкурсе на тему "Человек в поисках идентичности", проведенном московским Институтом Философии, также говорит сама за себя. Считаю нормальным, что кому-то, в том числе и Вам, он может и не нравиться, но выражения типа "свасьянишка" и "картошку рыть" уж очень напоминают лай Моськи, - и Вы с этим полуиронически согласились.Значит, не все так уж безнадежно. Сожалею, что Вам на улыбнулась удача общения с ним вживую, чтобы понять масштаб личности, которая выше всех его замечательных текстов, всего им написанного, в том числе и около 10 монографий на немецком, не переведенных на русский. Я это говорю потому, что парадоксальным образом встречал авторов, которые были ниже своих текстов.Это известная проблема герменевтики, стремящейся понять автора лучше, чем он понимает самого себя (Дильтей)
Что касается Штейнера, то я привел только незначительную часть известных мне фактов, что дало вам повод тут же заподозрить меня в "скрытом штейнерианстве" как в добрые советские времена бдительные чекисты обнаруживали "скрытых агентов империализма". Структуралисты сказали бы, что в "герменевтике подозрения" с советских времен ничего не изменилось, а Штейнер в блестящей работе о природе сектанства вскрывает духовную, я бы сказал, трансцендентальную основу сектанства. Я это специально подчеркиваю потому, что сектанству особо присуща гипертрофированная форма "герменевтики подозрения" ( все, кто не с нами, тот против нас). Я привожу факты, а вы говорите, что это реклама, значит, заключаю я, передо мной сектант (бессознательный или явный), которых, кстати немало и с другой стороны, среди бездумно - восторженных почитателей Штейнера, против чего он всегда боролся, часто иронически. Чтобы быть сторонником Штейнера, надо изменить свою жизнь в полном соответствии с духом посланий апостола Павла и древнегреческим определением философии как науки о принципах мудрой жизни. Для этого я чересчур эпикуреец. Поэтому и не считаю себя его последоватем. Но с профессиональной точки скажу, - и это нетрудно доказать на фактах,а не только теоретически, что Штейнер это универсальный гений, которых в истории мировой цивилизации можно с трудом насчитать на пальцах одной руки. Снова повторяюсь в заключении легкой перефразировкой: "Книги Штейнера -зеркало; если в них смотрятся обезьяны, то навстречу никогда не выглянет лик Апостола" . Вопреки Дарвину, это антропологический закон, из обезъяны человек никак не получается, и никакие софизмы здесь не помогут.

Генрих Григорян   28.04.2012 12:27   Заявить о нарушении
Голых и чистых фактов практически не существует еще со времен безвременно почившего формализма, приведшего к власти идеологию, какой бы она ни была, политической, религиозной или мировоззренческой. Часть приведенных Вами фактов конфронтативна и дискутируема – и это безотносительно к философскому моменту антропософии: например, безмедикаментозное лечение и некоторые аспекты вальдорфской педагогики, по отношению к которой у меня как раз нет единого мнения (и от обсуждения их на этой странице я отказываюсь). И в нашем и в других спорах важно, кто какому богу служит, а не кто обладает «чистотой» взглядов. Я знал, что мою «негацию» антропософии накроют или «предубеждениями» против Штайнера (и Свасьяна), или «шовинизмом», или «узостью», или «малостью» моего «Я». Ваши аналогии со слоном и Моськой это подтверждают – не так разговариваю с Великими, видите ли. Никакой субординации и т.п. А когда вы написали про «герменевтику подозрения» то я откровенно посмеялся – вспомнив некоторых ереванских вальдорфцев, приходивших в истерику от малейшего сомнения в священной корове антропософии. Нет, уж, наверное, печально известное преследование органами ГПУ советских антропософов наложило отпечаток на нынешних – они живут исключительно во власти мифологии, ими же созданной.

Аполлон Григорьев   29.04.2012 21:15   Заявить о нарушении
Один из главных выводов кантовского ответа на главный вопрос о возможностях синтетических априорных суждений: - все живут по законам мифологии,которую сами же создают в процессе познания Только одни эту мифологию глубоко познают и рационально артикулируют,а вот другим,как вы изволили сами признаться, нужно 117 раз читать предисловия, чтобы определиться с собственной мифологией или, что то же самое, понять богов, которым поклоняются. Читать 117 раз предисловия при здравом уме и в доброй памяти уже не вопрос понимания или логики , а, смею вас заверить, - клиники. Впрочем, сколько бы и как бы Моськи не лаяли, караван ведь всегда идет вперед. Прощайте, потому что уже становится слишком скучно.

Генрих Григорян   30.04.2012 11:40   Заявить о нарушении
Со своей мифологией и со своими богами я определился. Вы уже сами сбиваетесь на тон Моськи, защищающей слона от философии – и если бы вы уважали мое знание, то не давали бы повод подозревать вас в клинических аберрациях. Неужели вы будете отрицать, Генрих, что существует известная разница (факт!) между учением Рудольфа Штайнера в голове Карена Свасьяна и учением Рудольфа Штайнера в исполнении самого Штайнера. Вот вам еще один опус – не мой, сходный по умонастроению.
http://zhelanny.livejournal.com/9924.html
Процитирую понравившийся мне момент: «Откуда генерал антропософии берет столько яда, понятно: из горечи поражения. Его битва была проиграна еще до его рождения». Речь о Свасьяне. Другое дело – что и 117 прочтений бывает мало, чтобы соединить две версии одного учения.
А вот другая статья, моя, http://www.proza.ru/2011/11/14/1107
Там ваше истерика будет уместна.

Аполлон Григорьев   30.04.2012 12:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.