Праздник города

История эта имела место в самом начале девяностых. В ту пору я работал у подрядчика, который занимался организацией праздничных мероприятий и во время больших праздников ему требовалось большое количество рабочих. Так я попал на эту работу. Дело было на родине Святого Георгия- в городе Лод, известном не только своей древней историей, но и непростыми отношениями между живущими здесь евреями и арабами. В 1948 году израильская армия в течение нескольких месяцев вела осаду города, а местное население оказывало отчаянное сопротивление. В конце концов город был взят израильскими войсками и вскоре арабов в городе почти не осталось- от силы сотни две, не больше. Тогда наверное никто и предположить не мог, что спустя несколько десятилетий, арабская община города будет составлять здесь почти треть городского населения, а инспекторы муниципалитета будут обходить стороной арабскую часть города и что именно в этом городе, находящемся на расстоянии всего двенадцати километров от Тель-Авива будет похищен и затем убит израильский полицейский Нисим Толедано.
А тогда очень непростая и трагическая история города, как и его многочисленные проблемы были еще для меня чем-то далеким и абстрактным-хватало своих проблем.
Работа была не сложной но не легкой: разгрузка и погрузка мебели, сборка и разборка сцены и т.д. и т.п.
Празднования были приурочены к Дню Независимости, а может быть и Дню Города, иными словами, взятию Лода израильской армией, уже точно не помню.
На праздничной церемонии присутствовали и старейшины из арабской общины, судя по одежде. Пришли они уже в самом конце праздничных мероприятий, видимо для того, чтобы засвидетельствовать свое почтение руководству города и присутствовавшим на этом мероприятии израильским политикам, а заодно и продемонстрировать свою приверженность сложвшемуся статус-кво. Так я думаю. 
  Веселье продолжалось довольно долго: политики и чиновники произносили речи, потом школьники в вязанных кипах пели патриотические песни, выступали местные артисты и даже знаменитости известные на всю страну. Место действия- как раз невидимая граница еврейской и арабской части города.
Мероприятие это ничем бы не отличалось от других ему подобных, если бы не одно обстоятельство:
привезти нас сюда привезли, а забрать забыли. Церемония давно закончилась, разъехались все: и гости, и устроители мероприятия. Остались лишь мы, четверо рабочих. Собственными машинами еще мало кто успел обзавестись и мы терпеливо ждали, когда за нами приедут и развезут по домам. Тем временем стало смеркаться. На Востоке темнеет рано и с появлением темноты пространство вокруг домов, окружавших нас со всех сторон стало заполнятся местным людом- арабами. Их количество росло и пространство вокруг нас как-будто становилось все меньше. Нет, наверное показалось. Но по мере того, как народу вокруг становилось все больше я вдруг понял- нет, не показалось. Такое же ощущение было и у моих товарищей, хотя вроде бы никто к нам не приближался и наши невидимые раньше соседи по-прежнему мирно курили свои кальяны и разговаривали, сидя на стульях возле своих домов. Но ощущение сужающегося круга становилось все явственнее.
-Нужно выбираться отсюда,- сказал я, -Никто за нами не приедет.   Тем временем наши как из под земли выросшие соседи внимательно наблюдали за нами, как смотрят на чужаков или врагов. Этот город, где родился Святой Георгий не раз встречал смерть и разрушения. Израильская армия сумела взять штурмом город, но покорить его жителей похоже не удалось и вряд ли удастся, подумалось мне потом, когда я вспоминал ту историю и взгляды этих людей. Они все помнят и не хотят ничего забывать. Говорят, что в самой крупной мечети города Дахамше, долго, многие годы сохранялись огромные бурые пятна от крови, где погибли многие жители Лода, пытаясь найти здесь убежище от смерти...
Не слишком широкий выход со двора оставался свободным и мы им быстро воспользовались- иди знай, сколько бы он еще оставался открытым. Никто нас не преследовал и не пытался остановить. Но почему-то возникло ощущение, что тебя выдавливают как чужака, как врага. И невольно появился малодушный вопрос: "А почему именно я? Почему именно мы?"
-Да потому",- ответил я сам себе позже,- "Потому что теперь это и твоя  история, и твоя война, хочешь ты этого или нет. Поэтому придется принять все как есть.. Если получится.
-Как ты думаешь, почему борясь за свою свободу, они убивают тех, кто ни в чем перед ними не виноват: едущих на работу или возвращающихся с работы работяг, уборщиц нянек, не делая различий между гражднскими и военными, между взрослыми и детьми? - Как-то спросил я своего приятеля в самый разгар второй Интифады.
-А ты думал, что они лучше или умнее евреев?- С ехидцей ответил вопросом на вопрос приятель.
Как мало порой нужно человеку, чтобы почувствовать себя полным дураком.
Но подрядчик тот конечно же дерьмо. Это уж точно.


Рецензии
Хорошо написано! Самое главное, Влад, здесь ты нашел в частном случае острую ситуацию, которую читатель очень живо воспринимает.И через неё хорошо общая проблема противостояния высвечивается.
Картина яркой получилось - враждебное, затаившееся окружение.

С уважением Николай

Николай Николаевич Николаев   11.11.2011 16:31     Заявить о нарушении
Спасибо, Николай!
Я задумал целую серию таких миниатюр под общим названием "Фрагменты"- наиболее яркие впечатления из жизни в Израиле.

С уважением,

Влад Ривлин   11.11.2011 17:11   Заявить о нарушении