Философские тетради. Часть 2-4

Данное произведение распространяется в электронной форме с ведома и согласия автора на некоммерческой основе при условии сохранения целостности и неизменности текста, включая сохранение настоящего уведомления. Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома и прямого согласия автора НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

Философские тетради. Часть II-IV.

Сатсварупа даса Госвами «Очерки ведической литературы», М., 1990 г. Краткие тезисы. Продолжение.

Мистики-бхакты считают, что полное отождествление Атмана с Брахманом в состоянии чистой изоляции исключит самую возможность любовных отношений с Богом и может привести только к духовному бесплодию.

Нельзя приравнивать Верховного Бхагавана к полубогам или к своей собственной душе (атме). Если бы атма была действительно одинакова со Всевышним, она никогда бы не впала в иллюзию материального самоотождествления.
Если индивидуальное «Я», душа есть Брахман, величайший, то почему тогда она покрыта невежеством?
Шанкара говорил, что если бы Абсолютная Истина разделилась на дживы, вселенные и всепроникающие души, Ее изначальная природа претерпела бы изменения. Поскольку Абсолютная Истина должна оставаться неизменной, она не может давать начало различным энергиям. Материальный мир нереален.

Вайшнавы: вселенная имеет два предназначения. Дживы, очарованные майей, могут наслаждаться, используя свои чувства. Но в конце концов они могут осознать свое безумие, преобразовать себя, достичь освобождения и возвратиться к своей духовной природе. Материальный мир – сцена, на которой разыгрывается эта драма. Он реален, поскольку является энергией Всевышнего, и нереален, поскольку все в нем бренно. Обусловленные дживы ошибочно принимают этот материальный мир за свой настоящий дом, но их вечная обитель – духовный мир Верховного Бхагавана, где царят дружба и любовь.

В Шива Пуране Верховный Бхагаван говорит Господу Шиве: «Введи в заблуждение людей Кали-йуги, распространяя вымышленное толкование Вед, чтобы смутить их и сбить с толку».

Шанкара: «О вы, интеллектуальные глупцы, просто поклоняйтесь Говинде. Все ваше знание грамматики и словесное жонглерство не спасут вас, когда придет смерть».

Для тех, кто следует Ведам, прогресс человечества означает продвижение по пути духовного самосознания.

Общество, которое ставит перед собой духовные цели, называлось обществом Ариев. Социальное устройство Ариев делится на 8 групп.

Первая мантра Иша Упанишады: «Все живое и неживое в этой вселенной управляется Господом и принадлежит Ему. Поэтому надо довольствоваться только самым необходимым, тем, что выделено вам, как ваша доля, и не брать ничего другого, хорошо зная, кому все принадлежит».

Иша – «Верховная Абсолютная Личность, Бхагаван».

Следуя инстинкту, животные придерживаются естественных норм в еде, сне, половой жизни и самосохранении. Но только человек обладает единственной в своем роде склонностью наслаждаться и владеть вещами сверх своих естественных потребностей.
Веды указывают человеку на необходимость придерживаться этих естественных норм.

Четыре цели:
- религия (дхарма);
- экономическое развитие (артха);
- чувственное наслаждение (кама);
- освобождение (мокша).
Общество не считается цивилизованным, если не ставит перед собой этих целей.

Бхагавата Пурана (4.22.34): «Те, кто твердо решил пересечь океан незнания, не должны соприкасаться с гуной невежества (тамас). Питание, сон, совокупление и самозащита в равной мере свойственны животным и людям, но дхарма – это привилегия человека».

Освобождение от материальной жизни (мокша) начинает привлекать, когда к человеку приходит разочарование временным счастьем, которое приносят чувственные наслаждения.
Из четырех принципов освобождение должно приниматься наиболее серьезно. Остальные три обречены на уничтожение властью неумолимого закона природы – смерти.

Человек должен находиться в системе четырех Варн и четырех ашрамов (Вишну Пурана, 3.8.9.).

Четыре Варны (социальные группы):
- брахманы – учителя и духовные наставники;
- кшатрии – администраторы и воины;
- вайшйи – фермеры и торговцы;
- шудры – рабочие и ремесленники.

Интеллектуалы руководствуются добродетелью, или саттва – гуной;
Военные и политики – побуждаемы к действию страстью, или раджа-гуной;
Фермеры и торговцы – движимы одновременно страстью и невежеством;
Рабочие – находятся под влиянием невежества, или тамо-гуны.

Четыре ашрама, или духовных ступени жизни:
- брахмачарйа – жизнь ученика, соблюдающего обет целомудрия;
- грихастха – жизнь семейного человека;
- вапапрастха – жизнь в удалении от мирских дел;
- саннйаса – жизнь в отрешении.

Если каждый будет угоден Богу, выполняя свое служение, то в обществе будут царить мир и благополучие, а человек сможет в конце концов достичь мокши (освобождения).

Многие объявляют себя брахманами и кшатриями только по рождению, не обладая на деле соответствующими качествами.
Кришна создал эту систему согласно гунам и карме, а не согласно происхождению. В наш век Кали общество варнашрамы в чистом виде более не существует. Как и предсказывалось в шастрах, чистая система варнашрама-дхармы, описанная в Ведах, разложилась под влиянием века Кали.

Социальный организм подобен телу человека, или телу Шивары (Бхагавана).
Брахманы являются Его головой, кшатрии – руками, вайшйи – туловищем, а шудры – ногами. Особенно важен мозг, потому что он передает информацию всем остальным частям тела.

Качества брахманов – способность держать под контролем ум и чувства, терпимость, простоту, чистоту, знание, правдивость, преданность и вера в ведическую мудрость.
Брахман – человек безупречного поведения, обладающий подлинным духовным знанием.

Обязанности кшатрийа (воина и администратора): героизм, сила, решимость, находчивость, отвага в бою, благородство и умение руководить. Их обязанность – сражаться за справедливость.

Обязанности вайшйев и шудр: земледелие, защита коров и торговля (вайшйи); дело шудр – работать и служить другим.

Корова – одна из семи матерей человека. По нормам Ариев, убивать коров – варварство.

Можно жить счастливо, имея немного земли, выращивая на ней зерно и содержа коров. Для вайшйев богатство – коровы, зерно, молоко и масло.

Человек, принадлежащий к любой социальной группе, может достичь высшей цели.

«Те, кто нашел себе прибежище во мне, даже если он низкого происхождения (женщины, вайшйи, а также шудры), могут достичь высшей цели.


Рецензии