Детство на улице Ключевская. 9

Осень-зима 1958 – 1959 года.

 В конце лета Наиля привезли домой. Младший братишка Фарит уже бегал. Ему было два с половиной года. Отец нашёл постоянную работу – он устроился кладовщиком в столовой. Семья в питании больше не знала недостатка. Во всяком случае, хлеб в доме был всегда. И к зиме отец приготовился получше: вместе со своими знакомыми он купил годовалого жеребёнка; с наступлением холодов жеребёнка пустили на мясо, разделив его на четырёх хозяев.

 С первым снегом, отец привёз машину дров – берёзовые и осиновые поленья. В начале их пилили и рубили сами. А когда появилось мясо, отец привёл с базара пильщиков дров. Двое мужчин подрядились распилить и поколоть все дрова. До обеда они распилили больше половины поленьев. А в обед отец их хорошо, даже слишком, попотчевал. Да и сам вместе с ними напился. После обеда пильщики кое-как покололи дрова. А остальные поленья обещали распилить на следующий день. Отец отдал им деньги. Те ушли и больше не показывались. Пришлось матери и отцу самим распиливать остаток дров.

 Зима пришла суровая:  с метелями, вьюгами и морозами. По вечерам бабушка забирала внуков к себе в дальнюю комнату и рассказывала сказки. В печи гулял ветер таинственно и страшно. Когда сказки были о колдунах и волшебниках, от завывания ветра становилось жутко.
 
 Мать и бабушка говорили, что печь уже старая – плохо греет и гудит потому, что пропускает ветер. Отец обещал, что переложит печь, когда придет лето.
 Дом и сам был холодный. Стены промёрзли. Отец наметил на лето большой ремонт – оштукатурить изнутри весь дом. А пока приходилось мёрзнуть.

 В эту зиму в чулане и подполе появились мыши. Каждую ночь слышались писк и возня. Отец принёс несколько капканов и мышеловку из железных прутьев. Теперь не давали спать капканы. Почти каждую ночь они срабатывали. Слышались хлопки и сильный мышиный писк. Приходилось вставать, убивать мышей и выбрасывать их во двор. В конце концов, такие ночные концерты отцу надоели. Он достал яд и заполнил им мышиные норы. Кроме того, забил эти норы камнями и залил цементным раствором. Некоторое время ещё слышались шуршания, да и в капканы мыши попадались, хотя и реже. Отец искал новые норы и их тоже обрабатывал ядом и раствором. К концу зимы мыши исчезли.


Рецензии