Детство на улице Ключевская. 10

Гости.

 В один из зимних дней дядя Адгам позвал мать и отца к себе в гости. Своих детей Назиру, Венера и Радика, а также родственницу своей жены, ровесницу Венера, они оставили на ночь с бабушкой Наиля – Фатимой.
 Родственницу Венера  звали Ануза. Вместе со старшей сестрой и родителями она жила в доме, который находился внутри большого двора, где стоял и дом дяди Адгама.
 Дом дяди Адгама стоял на самой вершине горы, на краю обрыва. Из окна кухни были видны далёкие заречные холмы, часть Нижегородки, железная дорога с переездом возле церкви. Когда Наиль бывал у них дома, всегда старался пристроиться у кухонного окна и разглядывать проезжающие поезда. Тогда поезда тянули большие чёрные паровозы с красными колёсами. Было интересно смотреть на клубы чёрного дыма и на работу красивых паровозных колёс. Из окна вся железная дорога, вагоны и паровозы казались игрушечными.
 А во время наводнений, весной, было интересно разглядывать как вода разливается среди домов Нижегородки.

 С гостями Наиль и его братишки были знакомы, можно сказать, с первого дня, как переехали в этот дом на улице Ключевская. Но встречались довольно редко. Родители тех и других не выпускали детей без спроса со своих дворов. Потому этот неожиданный случай дети восприняли как праздник.
 Вначале все вместе играли во дворе, возле больших деревьев, делая в сугробах ходы и крепости. Домой зашли, когда бабушка уже в третий раз вышла их звать. Только когда разделись, дети почувствовали, что руки и ноги замёрзли. Они показывали друг другу босые ноги и хвастались – у кого пальцы ног краснее.
 Бабушка собрала детей за стол в зале и покормила супом. После ужина достали книжки с цветными рисунками и рассматривали их, шумно рассказывая о том, что они знают из этих картинок. Когда это надоело, Назира предложила играть в школу. Ведь она уже училась в первом классе. Сразу же сказала, что она будет учительницей. Остальные зашумели, что они тоже хотят быть учителями. Но, в конце концов, решили, что первой будет Назира.
 С самого начала Наиль посчитал, что девчонки какие-то нахальные. Они везде лезут вперёд, криком получая первенство. Но, с другой стороны, девчонки ему понравились. Они казались красивыми и притягательными. Хотелось потрогать их за руку и поцеловать. Когда он, несколько грубо и неловко, пытался это сделать, они злились и отталкивали его. После нескольких попыток, Наиль от своих намерений отказался, но в нём пробудилось чувство ревности к Венеру и Раилю. Он злился, если те заигрывали с девчонками.
 Учительницей по очереди были Назира и Ануза. Назира показывала остальным буквы и цифры, и заставляла «учеников» запоминать и правильно отвечать.
 Когда мальчики сами захотели быть учителями, то возник спор, и игра расстроилась. Девчонки обвиняли мальчишек, что они даже учениками быть не могут. Поднялся шум. На это быстро прореагировала бабушка. Она перестала вязать носок, утихомирила детей и пошла стелить кровать в дальней комнате. Всех детей она решила положить вместе. Для этого постелила поперёк кровати. К стенке положила подушки, а к ногам поставила стулья, на стулья – пальтишки детей.
– Всё, дети, уже поздно. Я вам постелила. Идите все спать, – стала загонять детей бабушка.
 Дети зашли в спальню и легли не раздеваясь.
 Но, когда бабушка вышла в зал, сразу откинули одеяло, включили свет и начали рассказывать сказки. Вначале – тихо, потом – всё громче. Уже никто не лежал. То и дело дети перебегали с места на место. Мальчики старались досадить девочкам – толкались, дёргали за волосы. Ревнуя между собой, старались оттолкнуть других от девочек, или же дразниться, мол, влюбился, в женихи набиваешься. Из-за этого и сказки рассказывались с перебранками, а рассказывающему приходилось заставлять других успокоиться и слушать его сказку.
 Во время толкотни Радик, которому было три с половиной года, свалился со стула. Сначала заплакал, а, когда Назира на него прикрикнула, залез под кровать. Через минуту он вышел оттуда с луковицей в руке. Наизра отобрала луковицу, очистила от кожуры.
– Смотрите, какая интересная – фиолетовая! А вы знаете, что лук – самое полезное питание? Я могу запросто съесть любой лук.
 Все дети наперебой принялись хвастать, что и они тоже могут. Тогда Наиль сказал Назире:
– Ты же говоришь, что можешь съесть. Давай, начинай. А мы посмотрим.
– Ну да. Я сейчас не хочу.
¬– Ну и хвастунишка. Я, и не хвастаясь, могу съесть.
 И Наиль, взяв луковицу, откусил её и стал жевать. От горечи на глаза вышли слёзы, но он всё же съел половину луковицы.
– Ну вот. Я уже половину съел. А теперь вы попробуйте, кто хвастался? – обратился он к своим товарищам.
 Луковицу взял Венер, откусил, раза два пожевал и выплюнул.
– Это же горький лук! У нас дома лук белый – он сладкий. Особенно, с солью и хлебом.
– Да, с солью и хлебом любой дурак может съесть. Вы же хвастались, что просто так можете съесть. Оказывается, вы – просто хвастуны. Вот так.
 От обиды девчонки взяли подушки и стали ими бить Наиля. Он увёртывался, достал ещё одну подушку и сам стал бить девочек. Включились в «игру» и остальные мальчики. Они взяли со стула пальтишки и ими стали бить кого попало. На шум пришла бабушка. Она отобрала вещи у детей, мальчишек нашлёпала. Опять застелила кровать и стулья.
– Всё, дети. Спите. Если ещё будете шуметь, возьму ремень и всыплю всем.
 Дети уже успокоились. Мальчики стояли насупившись. Понемногу, один за другим, тихо толкаясь, все дети легли. Наиль постарался лечь возле Назиры и дотронуться до её руки. Но она одёрнула руку, да ещё и обозвала дураком. Наиль отвернулся. Бабушка укрыла всех одеялом и сказала:
– Успокойтесь. Не швыряйте одеяло, иначе, ночью замёрзнете.
 Она поправила пальтишки на стульях, подогнула одеяло у ног. Выключила свет и вышла.
 Дети ещё несколько минут тихо переговаривались, успокаиваясь от возбуждения и, наконец, уснули.


Рецензии