2008-06-30 Малинина Наталья. С особой нежностью

Малинина Наталья. С особой нежностью. Обсуждение подборки стихов
Rifma.ru 2008.06.30
====================================

Виталий Иванов
С особой нежностью (стихи из старых тетрадей)

*  *  *

Я мучаюсь наитием
Тоски, печали, счастья,
Невидимыми нитями
Опутан мира властью.

Страданья все на свете
Запомнил наизусть,
Живя в незримом свете
Чужих страстей и чувств.

Из всех головоломок -
Неразрешимая:
Испорченный ребенок
И совесть ваша - я.



Ода пробуждению

О, утренняя слабость
Проснувшихся телес!..
О, молодость! О, радость!
В крови задорный бес!

О, флейта пробужденья
В саду души ночной!
О, тайна наслажденья
От мысли сволочной!..

Овеществленье грезы!
О, женской ласки свет!
И высохшие слезы
О той, которой - нет!..



*  *  *

Один. С ущербной немотою -
Зачем другому мой ответ?
Я жил за внутренней чертою,
Где выхода наружу нет.

А внешне жил - как получалось.
И грустной спутницей моей
Была ко всем снаружи жалость,
Тоска по людям - без людей…



Комната смеха

Пустые, без чувства и мысли глаза,
Приклеены к лицам улыбки…
Вся жизнь - словно смехом наполненный зал,
Где ползают наши ошибки!



*  *  *

А жизнь все тянется, и тянется -
Как свет звезды в кромешной мгле…
И сердце бьется, как у пьяницы
При виде водки на столе.



*  *  *

С особой нежностью – о, таинство утех! -
Я часто думаю и радуюсь тому,
Что скоро, может быть, уйду от всех
В свою заветную волшебную страну.

Моя страна тихонько шепчет мне:
“Идем скорее в дивный мир забвенья!
Желанья исполняются во сне,
Ненастоящие страданья в сновиденьях…”

===========================================================

Когда прочла цветаевский заголовок "С ОСОБОЙ НЕЖНОСТЬЮ"- это моё излюбленное и в чем-то провидческое стих-е Марины Цветаевой, я ожидала прочесть что-то такое же сакрально-душевное, прощально-завещальное, щемяще-невозвратное...
Не скрою - разочарована. И ОЧЕНЬ.
Смените название, прошу Вас, Вит. Для тех, кто знает и любит Марину Цветаеву - видеть эти её слова и вспоминать её прощальное со всем сущим стихотворение и сравнивать с Вашими наивными стихами - под ЕЁ названием - нестерпимо.

...В первом и в последнем ритмика хромает на обе ноги.

Свет звезды "тянется"?
Интересное у Вас зрение, Вит!

Вся жизнь - словно смехом наполненный зал,
Где ползают наши ошибки! (???)

- такую образность мог допустить поэт Цветик, а сколько Вам было лет, Вит, когда ваши ошибки запОлзали??

А название поменяйте, прошу Вас. Даже страшно за вас стало. И немного стыдно.
Ведь в этом стихотворении она предвидит свой уход, Вит.

Вы - тоже? в стихах о комнате смеха?

Вот это стихотворение М.Ц.: (пишу по памяти)

С ОСОБОЙ НЕЖНОСТЬЮ потому,
что скоро уйду от всех.
я все раздумываю - кому
достанется волчий мех?
Кому - разнеживающий плед
и тонкая трость с борзой,
кому серебряный мой браслет,
оправленный бирюзой,
и все записки,
и все стихи,
которых хранить невмочь,
последняя рифма моя и ты
последняя моя ночь"

С уважением

Малинина Наталья 30.06.2008 01:24
-------------------------------------------------

НАТАЛЬЕ МАЛИНИНОЙ

В подборке, как сказано, - стихи из старых тетрадей. Однако же существенно подработанные.
Но я считаю, вообще, стихи это – вне времени.

На всех, как говорится, не угодишь… Да, я и не ставлю таковой цели, естественно. Кому-то такой юношеский наивный максимализм нравится, другим нет. Ничего страшного.
Это такой ракурс, вИдение такое, ничего больше.
С Мариной Цветаевой своё стихотворение я не связывал никаким образом. У неё о другом совершенно, и, если точно, звучит так:

С большою нежностью - потому,
Что скоро уйду от всех,-
Я все раздумываю, кому
Достанется волчий мех…

Кому -- разнеживающий плед
И тонкая трость с борзой,
Кому -- серебряный мой браслет,
Осыпанный бирюзой...

И все записки, и все цветы,
Которых хранить невмочь...
Последняя рифма моя -- и ты,
Последняя моя ночь!

22 сентября 1915

Действительно, некоторое пересечение есть. Но! У Цветаевой «С большою нежностью – потому», у меня «С ОСОБОЙ нежностью! – о таинство утех!»
Стихотворение Марины Цветаевой не имеет названия. У меня, кстати, тоже. «С особой нежностью» - названа подборка.
В общем, кроме чисто личных ассоциаций, которые можно, конечно же, уважать, объективных причин смены названия у подборки не вижу.
Тем более что, ваша ассоциация, скорее добавляет подборке нюансов смысловых и поэтических. В какой-то мере выставленные стихи можно даже считать продолжением, в том числе, и цветаевской темы, традиции.

Так что, спасибо! За интересную ассоциацию.
Что же касается других замечаний, позволю себе с ними не согласиться.

С уважением,

Виталий Иванов 30.06.2008
-------------------------------------------------

Вит, спасибо, что не рассердились!
ассоциация - дело тонкое. И когда я писала, что "даже страшно стало"  Я имела ввиду ещё и песню Вертинского "Прощание" по мотивам этого стихотворения.
У меня виниловый диск с его песней. И там буквально

И все Ваши страсти, и все грехи,
Над безднами чувств скользя,
И письма мои, и мои стихи,
Которых забыть нельзя!
.....пустить себе пулю в рот"

Ну простите, если я погорячилась, просто когда я сама слушаю Вертинского - эти Вариации на тему МЦ,- то всегда сонм чувств и ...немного жутко.
И спасибо, что ушли от этой ассоциации и меня увели.

Малинина Наталья 30.06.2008 15:13
-------------------------------------------------

О сбоях ритма:
Вит, даже не рисуя схем можно заметить по типу рифм:
1е 4-ростишие-применили дакт и женские рифмы, во втором - жен. и мужские, в третьем  -женск и дактил.

(1)наИтием -нИтями(дакт)
счАстья-влАстью(жен)

2) свете-свете(жен
наизусть -чувств(муж)

3) головоломок - (жен) ребенок (жен
Неразрешимая: (дакт) - совесть ваша - я. (дакт)

И это на три 4-ростишия - 3 разных ритмо-рисунка....

В последнем - всего два 4-ростишия, но и там - ритмический разнопляс:

1-е 4-ростишие-на мужской рифме. 2-е -на муж. дактиллич.

И смена ритмики ничем не оправдана... Слишком малы полотна стиховые, чтобы рисовать на них какую-то более сложную мелодию чем задана первым (из 2-ух ) четверостиший.
Вит, а ведь потрудиться над ранними вещами и довести их до современного состояния Вашего мастерства - одно удовольствие?
Почему же вы допускаете такие небрежности.
Вам-то вовсе не к лицу.

Малинина Наталья 30.06.2008 15:45
-------------------------------------------------

НАТАША !

Эта подборка образовалась недавно, и ее название – отталкивалось от вошедших стихотворений. Мне показалось оно интересным и подходящим. Но Цветаеву упустил… :) В общем, за название не держусь. Действительно, некоторая некорректность, может быть, и была. Хотя как посмотреть.

Что же касается размера и ритма. Понимаете… Мне дороги именно существующие интонации в этих стихах.
Любое из указанных мест абсолютно легко читается при общепринятой расстановке ударений в словах.
Первое стихотворение, вообще, обычный 3-х стопный ямб, практически классика. Единственно что – в первом четверостишии на концовках строк прибавлено по одному слогу, т.е. чуть пролонгированная рифмовка. Ну и что? :)
На мой взгляд, это вносит дополнительную изюминку. Находка. :)
Начало стиха – медленное, поэтому строки длиннее, потом идет убыстрение…

(08)Я мУчаЮсь наИтиЕм
(07)ТоскИ, печАли, счАстья,
(08)НевИдимЫми нИтями
(07)ОпУтан мИра влАстью.

(07)СтрадАнья всЕ на свЕте
(06)ЗапОмнил наизУсть,
(07)ЖивЯ в незрИмом свЕте
(06)ЧужИх страстЕй и чУвств.

(07)Из всЕх головолОмок -
(06)НерАзрешимаЯ:
(07)ИспОрченный ребЕнок
(06)И сОвесть вАша - Я.

Последнее стихотворение – свободно в несколько большей степени, но опять-таки абсолютно легко читается, если следовать не ритму учебника, а русскому языку – ничего более. :)
На мой взгляд, такие индивидуальные музыкальные рисунки стихотворений отличаются от классически правильных примерно так же, как симфония Чайковского от гаммы начальной школы.
Я лично – за музыкальное разнообразие. Гаммы – мне скучны и неинтересны.
Хотя и у меня есть довольно много стихов написанных в абсолютно правильных размерах и ритмах. Но я не считаю их у себя лучшими. Отнюдь! :)

Иванов Виталий 30.06.2008 17:02
-------------------------------------------------

...."такие индивидуальные музыкальные рисунки стихотворений отличаются от классически правильных примерно так же, как симфония Чайковского от гаммы начальной школы"

Виталий, дорогой, простите за мнение (оно субъективно), но на этой страничке я не слышу не то что симфоний, а я слышу, следуя Вашим сравнениям, несколько перевранные гаммы начальной поэтической школы.

Чтобы нарушения правил смотрелись красиво, надо эти правила себе уяснить. Чтобы писать симфонии, надо бы их-таки выучить, гаммы-то.
Повторяю, что мне не кажется это странным у простого рифмянина, но Вы-то из Академиков будете?
Ну, и уж совсем некрасиво смотрится явное калькирование (с опошлением, а не развитием темы МЦ в вышеприведенных стихах. Вот Вертинский - развил тему, сославшись в своих вариациях на МЦ под названием "Прощание" на стихи-источник, а Вы и не сослались, и... просто опошлили) МЦ:

С особой нежностью ....– о, таинство утех! -
Я часто думаю и радуюсь тому,
Что скоро, может быть, уйду от всех
В свою волшебную заветную страну.

(В.Иванов)
У МЦ:

С большою нежностью - потому,
Что скоро уйду от всех,-
Я все раздумываю, кому
Достанется волчий мех…

У Вертинского:

С большою нежностью, ибо скоро уйду от всех,
Я часто думаю, кому достанется Ваш звонкий смех?
И нежная гамма тончайших чувств, и юного сердца пыл,
И Вашего тела розовый куст - который я так любил..."

Простите, Виталий, но вы сами озвучили Ваши регалии, и, заходя на Вашу страничку, ждешь стихов не поэта Цветика, но ...Академика словесности, почетного члена и ..продолжите сами...

Малинина Наталья 30.06.2008 18:15
-------------------------------------------------

Наталья. Ваша амплуа скандалистки известно. Скандал ради скандала, ничего более. По любой теме.
Но здесь у вас не получится. :) Зубки не настолько остры.
Ваше мнение – личное, а вовсе не Академии. Уж поверьте. :) А если не верите, попробуйте еще навести справки, и заручитесь печатью с необходимыми подписями. А так – с какой стати я буду дальше читать ваш бред?
Мое мнение с вашим не совпадает. С людьми лишенными поэтического музыкального слуха разговаривать безполезно. Считайте слога, сортируйте рифмы, ведите статистику, но… кому это надо? :)
Можете попробовать еще собрать сторонников своего мнения по подписке. Но много их не найдется, да и вряд ли решатся открыто вас поддержать. И не потому что я академик – какое это имеет значение? :) А потому что поэтический вкус все-таки у большинства есть, вопреки «законам» и «правилам», искусственно изобретенным «руководителями поэзии», которые сами никогда писать не умели. На которых вы ориентируетесь, видимо, тоже желая стать «профессионалом». Но почему же за счет других?
Пишите хорошие стихи, ничего больше не нужно. И люди потянутся к вам. :)
В общем, предлагаю друг друга не утруждать, это безсмысленно.
Люди все разные, и вкусы могут быть разные, творческие манеры… Это нормально, с этим надо смириться. А не пытаться подавлять всех, кроме нескольких близких знакомых. Это, как минимум, не умно. В особенности же, когда говорят о вещах, в которых смыслят поверхностно.

Иванов Виталий 30.06.2008 20:22
-------------------------------------------------

Виталий, воля Ваша была перейти на оскорбления.
Дальнейшее общение могло бы быть и не "беЗсмысленно (грамматика Ваша)", если бы Вы не вспылили теперь чисто по-академски, а попытались снизойти до простого рифмянина и вывести беседу на конструктивный тон.
Возможно, это было бы интересно нам обоим.
Только зачем же вы себя так некрасиво выдали этой неинтеллигентной фразой:
"Зубки не настолько остры"?

Я не собиралась Вас кусать или угрожать Вам. Поразмыслить - было бы интересно.
Прощаю Вам Вашу вспыльчивость, сама, первая.
Что ж вы так боитесь-то живой, непосредственной реакции и сразу встаёте в бойцовскую позу?
Искренние Ваши рассуждения я бы поняла и приняла с Вашей же помощью. Ждала и готова была к этому.
Эх Вы, при жизни - памятник!

Малинина Наталья 30.06.2008 20:40
-------------------------------------------------

Наташа. Чуть позже я вам отвечу.
Надо поужинать. :)

Иванов Виталий 30.06.2008 20:46
-------------------------------------------------

Не утруждайтесь, Виталий.
Я, кажется, решила обидеться.
Сейчас Вы показали мне истинное лицо своего лица, и, кажется, дальнейшее общение и вправду "беЗполезно" (грамматика Ваша).
Грустно. Потому что ...

ПРЕЛЕСТНЫЕ СТИХИ. Чудесные образы!
Как чудесно развит в последнем стихотворении смысл, и как обогащены интонации Марины Цветаевой!
Куда там Вертинскому.
Браво Виталий!

Неискренне, зато - то, чего Вам хотелось.
И вправду, куда уж Вам дальше-то расти?

Сколько раз зарекалась: кому нужна твоя правда?
Да, она - моя. Всегда добавляю - моя , сегодняшняя, сию-минутная.
Но, по-моему гораздо интереснее такая правда, чем сто или двести пустых, ничего не говорящих "сюсюканий".

Всего доброго, Вит.
Без обиды. (УЖе).
С прозрением.
Сторонников не сзываю.
Скандала не жажду.

Посмотрите под моим слабым (признаю) стихотворением ("Психоделический романс") диалог со Светой Езерской.
Разве её честный разговор по поводу перерос в скандал?
Мне было интересно, несмотря на то, что СВЕТА ТОЛЬКО ЧТО ПРИСТУПИЛА к ОСМЫСЛЕНИЮ давно открытых мною "истин". Я поделилась ими с ней, и всё.
С Вами не так. Вы уличили меня в сговоре, в желании скандала, в желании уязвления.

Грустно, Вит.

Малинина Наталья 30.06.2008 21:20
-------------------------------------------------

Наташа.
Так… Вот вы теперь увидели «оскорбления». А «Лютик» по-вашему – комплемент? И кому вы его отвесили?!.. Юмор ценю, но смеяться над собой никому не позволю!
Вы, наверное, знакомы с настоящими академиками? Может, даже академиками-поэтами? В реале или же виртуале?
Расскажите-ка, расскажите! Назовите хоть одного! :)

Это мне скрывать нечего. А абсолютное большинство что-то скрывает – либо стихи, либо звания. Почему? Да потому, что всегда найдутся такие «простые рифмяне», как вы… или же стихиряне, не важно, - желающие обсуждать не Поэзию, а соотносить звания и талант. Судить. !!
А судьи-то кто? И мы ж не в суде, Наташа! :)
Поэта судит Бог и история, больше никто. А таких самостийных «судей» поэты отправляют туда, откуда они пришли. В крайнем случае, - с помощью пистолета!

Далее.
Что это вы тут насчет «снизошли». Я в Инетренете – 7 лет! На Рифме – почти 3 года! Это вы до меня вдруг «снизошли». :) А я общаюсь на равных со всеми, без исключений! Плотно и постоянно. С теми, кто хочет общаться и не начинает с выяснений – кто круче?

В общем, ладно, Наташа, надеюсь, проехали. Посмеяться всегда рад. Но только с теми, кто шутит. А если кто-то шуток не понимает… с теми я не шучу!

К вам загляну, почему нет. Если смогу, помогу. :) Но, учтите, я справедлив и компанейщины не поддерживаю!

А грусть – нормальное состояние у поэта, может, даже и оптимальное – между стихотворениями. :)

Иванов Виталий 30.06.2008 21:55
-------------------------------------------------


Рецензии