Детство на улице Ключевская. 14

Тёплое майское утро.

 Дни стали теплее. Вторые рамы с окон сняли. Окна, выходящие во двор, открывали с утра, и целый день проветривали комнаты. Вот уже отцвели яблони и черёмуха. Все деревья покрылись листьями. Вовсю цветёт сирень.
 Свежее, прозрачное утро. Воздух ароматен от цветов.
 Мальчиков разбудила бабушка и выгнала во двор. Они побежали в туалет. Первым из туалета вышел Наиль и, проходя мимо куста сирени, сорвал одну из цветущих кистей. Побежал к угловому окну дома и устроился на завалинке. Солнце поднялось уже над забором и успело нагреть железный лист, укрывающий завалинки. В этом уголке, между домом и забором, уютно и тепло.
– Раиль, иди сюда. Здесь тепло. Смотри как солнце греет! – крикнул Наиль вышедшему из туалета братишке.
 Раиль подошёл к брату и сел рядом.
– Дай мне сирень, ты уже посмотрел – хватит.
– Иди сам сорви. На дереве их много.
– Я не достану. Они высоко, – обиженно забубнил Раиль, – дай мне этот цветок.
– Ладно. Бери, только не ной.
 Наиль отдал кисть сирени, а сам пошёл к кусту за новой кистью. Наклонил одну из веток. В это время вышел Фарит.
– Сорви мне тоже цветочек, – сразу попросил он.
 Наиль сорвал кисть сирени и дал Фариту.
 Ещё одну кисть сорвал для себя.
 Из дома вышла бабушка и стала ругать Наиля.
– Ну, посмотри-ка! Не успели встать, а уже деревья ломают. Отойдите от дерева.
– Мы только цветы взяли, – стал оправдываться Наиль.
– Не спорь со мной. Уходите от дерева.

 Наиль с Фаритом пошли к завалинке. Бабушка взяла коромысло, два ведра и направилась к калитке. Позвала Наиля.
– Наиль. Иди закрой за мной. Никого не пускай. Я воду принесу. И сами на улицу не убегайте.
 Когда бабушка вышла за ворота, Наиль выглянул на улицу. Земля ярко освещена. У ворот и на пригорке возле окон зеленеет трава. Дорога имеет серый цвет под лучами яркого солнца. На углу квартала, у колонки, стоит женщина и набирает воду.
 Наиль закрыл калитку на вертушку и, подойдя к братишкам, сел на завалинку. Стал обнюхивать цветы сирени, изучать строение отдельных цветков. Братишки тоже рассматривали цветки. Искали цветочки с пятью и более лепестками. Ведь большинство цветков имеет четыре лепестка. А если найдёшь с пятью, то будешь счастливым. Так говорят взрослые. Сиренево-фиолетовые цветочки издают нежный аромат, радуют глаз.
– Ну что? Кто нашёл счастливый цветок? – спрашивает Наиль.
– Да их здесь нет.
– А я нашёл, и даже два цветка с пятью лепестками.
- Дай мне, я первый увидел.- сердито насупился Раиль.
- И мне тоже дай.- заплакал Фарит.
 Наиль вначале удивился наглому нападению младших, но их вид вызывал жалость, поэтому и Раилю, и Фариту отдал по пятилепестковому цветочку, сказав , себе в утешение:
- Берите, берите, я себе ещё много таких найду, вон сколько много  их на деререве растёт.
 Братишки забрали цветки и быстренько съели, успокоились.

- А тут хорошо сидеть. Тепло и приятно. Смотрите какое солнце сегодня яркое и жаркое! На него смотреть даже больно. А железо как сильно нагрелось! Потрогайте руками.- сказал Наиль.
– Да. Совсем горячее, – подтвердил Раиль.
 Мальчики некоторое время сидели молча, нежась под ласковыми лучами солнца.
– Сынок, открой калитку. Это я, бабушка.
– Сейчас. Я иду, – крикнул, вскочив на ноги Наиль и, подбежав к калитке, впустил бабушку во двор. Та отнесла вёдра с водой к веранде и поставила их на скамейку. Коромысло повесила на гвозди, вколоченные на стене веранды.
– Сейчас чай поставлю. Покушаете. Печь уже топится. Сидите пока там. Только не балуйтесь, – сказала бабушка и, взяв одно ведро с водой, пошла в дом.

 Наиль опять уселся рядом с братишками. Раиль всё ещё ищет счастливый цветок. Не найдя такого, он обращается к брату:
– Наиль, ты, наверное, все счастливые цветочки уже сорвал и съел, а потом мне отдал. Отдай мне то, что себе сорвал.
– Нет. Он мне отдаст! У меня совсем маленький! – стал ныть Фарит.
– Ничего себе! Я вам цветы сорвал. Я вам уже по одному пятерному цветку отдал. За это мне вы даже спасибо не сказали. И вы ещё и недовольны?! Раз так, то отдайте все цветы мне. Я их, лучше, отнесу домой и поставлю в стакан.
 Наиль начал отнимать цветы у братишек. Те стали сопротивляться и кричать. Мальчики стали толкать друг друга, устроили приличный шум. На их крики вышла бабушка.
– Что это такое? Вас одних никак одних оставлять нельзя. Замолчите! Успокойтесь! –  закричала она, разнимая внуков.
–  Из-за чего дерётесь? Что не поделили?
–  Наиль у нас цветы отнимает! –  ответил Раиль.
–  Мало вам деревья ломать, так вы ещё из-за этих цветов дерётесь?! Дайте мне. Я их выкину.
–  Нэнэй! Не выкидывай! Лучше в стакан положи. Дома красивее будет, –  предложил Наиль.
–  Ладно. Так и сделаю. А вы, драчуны, после сна не мылись ещё? Ну-ка, бегом мыться!
–  Я не хочу мыться, –  заплакал Фарит.
 Бабушка взяла Фарита за руку и повела к умывальнику, висящему на стене веранды за скамейкой.
–  Вы тоже идите. Вы уже большие. Сами умойтесь.
 Фарит брыкался и плакал. Но бабушка зажала его между колен и помыла ему лицо и руки, вытерла висевшим рядом полотенцем и повела в дом.
 Наиль и Раиль нехотя поплескались, вытерлись, побежали в дом.

 Бабушка нарезает хлеб. Фарит крутится возле неё.
–  Нэнэй! Дай кусочек сахара! – спросил Наиль.
– С чаем будет кушать. Идите пока в зал. Я вас позову.
 Братья побежали в большую комнату. В окна со стороны двора пробивается солнечный свет яркими косыми лучами. В лучах играют множество пылинок в каком-то удивительном хороводе. Братишки понаблюдали и стали ловить их.
– Солнечные зайчики! Лови их! – кричали мальчики, прыгая в лучах.
 В комнате несколько душновато. Особенно это заметно после свежести утреннего воздуха во дворе. Наиль подошёл к угловому окну, отодвинул шпингалеты и открыл створки окна. Свежий воздух ворвался в комнату. Наиль подставил лицо ярким лучам солнца и стал наслаждаться ароматами свежего ветерка.
– Отойди от окна. Ты нам солнце загораживаешь! – закричал Раиль.
 Тогда Наиль залез на подоконник и вылез во двор. Уселся на завалинку левее окна, рядом с забором. По его примеру и Раиль полез в окно. Фарит не мог забраться на подоконник и стал плакать. Он ведь ещё маленький, всего три с половиной года.
– Возьмите меня! Я тоже хочу через окно! – вопил младший.
 В комнату вошла бабушка:
– Что за дети?! На минуту оставить нельзя! Не стойте на сквозняке, заболеете!
– Я хочу в окно выйти. Они ведь вышли. Я тоже хочу, – плачет Фарит.
 На кухне зашипела вода, падая на плиту.
– Вот. Чайник закипел.
 Бабушка ушла на кухню.
 Старшим братьям надоело слушать крики младшего. Они взяли его за руки и вытянули во двор. Наиль прикрыл окно и обратился к Фариту:
– Иди, садись у забора. А то ещё в яму упадёшь.
– Нет, я не упаду. Я сяду здесь, – и опять рёв.
– Ну и сиди. Только если упадёшь, не плачь.

 Наиль сел у забора и дотронулся до железа завалинки. Рука сразу одернулась.
– Ой! Смотрите, как железка нагрелась! И земля горячая!
 Он стал ощупывать ногами и руками поверхность забетонированной полоски у самой стены дома. Бетон этот уже рассыпается. Из него можно отковырять песчинки. Мальчик подобрал несколько камешков и стал их разглядывать.
– Раиль, Фарит, смотрите какие интересные камешки! Коричневые, чёрные, жёлтые. И все такие блестящие и гладкие! Интересно, как они получаются? Из чего они состоят?
– Дай мне посмотреть! – подбежал Фарит.
– Вон они на земле. Бери.
– Нет. Ты мне свои дай!
– Ну на, бери, рёва. Я себе другие возьму.
 Фарит взял камешки и стал на завалинку. Наиль хотел отковырять ещё камешки, но заметил муравья. Начал наблюдать за ним.
– Ты чего нашёл? – спросил Раиль.
– Вон. Муравей веточку тащит.
 Раиль перегородил дорогу муравью пальцем. Муравей свернул в сторону.
– Пусть идёт. Не трогай, – сказал Наиль.
 Все братья стали смотреть за работой муравья, удивляясь, как маленькое существо справляется с веточкой.
– Мальчики! Идите в дом. Чай пить будем, – позвала бабушка, войдя в зал.
 Братья наперегонки побежали к веранде. Наиль вдруг остановился. Вернулся к окну, открыл створки рамы и прыгнул в дом. Раиль и Фарит тоже вернулись. Раиль пролез в окно, а Фарит заплакал:
– Возьмите меня. Я же не могу. Высоко!
 Бабушка вошла в зал. Взяла Фарита и спустила в комнату. Нашлёпала его.
– Зачем в окно лазаете?! Двери, что ли, нет?
 Она поймала Наиля, поддала и ему. А потом и Раилю.

 Старшие вовсе даже не расстроились. Посмеялись и скорее заняли места у стола на кухне. Фарит сел на углу. С другой стороны угла села бабушка. Она стала наливать чай, деревянной ложкой добавляя в чашки молоко. Каждому дала по куску хлеба и твёрдого квадратного сахара. Фариту налила чай в блюдце.
– А вы уже большие. Сами в блюдце нальёте. Пейте осторожно. Чай горячий.
 Чаепитие прошло неспокойно. Братишки толкались. Фарит всё время просил подлить ему чай в блюдце. На стол проливали кипяток, сыпали крошки хлеба. Когда закончили завтрак, бабушка велела сказать «Алла Акбар, аминь» и провести ладонями у лица.
– Алла Акбар. Аминь. – сказал Наиль, – Спасибо. И, выйдя из-за стола, убежал в зал.
– Алла Акбар. Аминь. Спасибо. – сказал Раиль и тоже убежал.
 Немного погодя закончил и Фарит.
 Поиграв немного в лучах солнца в зале, братишки убежали во двор.


Рецензии