Танки на крышах. Ч. 2. Гл. 11 а

                11 а

         Мы с Джексоном сидели в моей маленькой комнатушке на третьем этаже госпиталя. Стол не отличался разнообразием блюд, но настораживал  количеством каждого. Ко дню прихода гостя мы с Салхой заготовили столько всего, что можно было спиться и съесться, не прилагая для этого особых усилий, а только не возражая. Возражать в наши намерения не входило, да и  оппонентов не было. 
         Наша беседа, изредка и ненадолго прерывавшаяся очередным тостом со следовавшей после него закуской, протекала очень спокойно. Джексон делился со мной своими российскими воспоминаниями. Потом тема нашего разговора постепенно и незаметно перетекла в африканское русло. Он рассказывал о некоторых сторонах жизни в Африке, о танзанийском уровне медицины. Едва заметную досаду у меня вызвало только то, что Джексон, будучи терапевтом по кожным заболеваниям, не смог мне поведать в достаточной степени об африканском хирургическом мире. Потом он более подробно рассказал мне о преимуществах работы в государственных госпиталях, и подсказал названия некоторых, куда я мог бы обратиться.
         Время незаметно перевалило за полночь, когда я постепенно перехватил инициативу разговора в свои руки и стал рассказзывать ему о многих эпизодах своей африканской жизни. Поскольку тема межчеловеческих отношений на фоне происходивших со мной событий стояла для меня ребром, я сказал даже, что мне не раз приходилось сдерживать себя, чтобы не набить кому-нибудь «лицо», хотя я совершенно не конфликтный человек. И если ссора все-таки произошла, я потом всякий раз долго переживаю.
   - Но поведение некоторых людей среди себе подобных может само по себе вольно или невольно вызывать гнев и ненависть, – посетовал я.   
   - Да. Со мной такое тоже не раз было. И мне точно так же не нравятся ссоры и конфликты, – ответил он мне. – Одна только нервотрепка от них. Я люблю бывать в компаниях с друзьями. Мы иногда спорим, но до ссор дело никогда не доходило. А с чужими тоже бывает. Такова, видимо, человеческая природа.
   - Вряд ли это разумно с точки зрения природы, Джексон. Она целиком за созидание, а ссоры и конфликты, это путь к разрушению. Но это очень интересный феномен. Ты знаешь, я часто думаю, а что такое вообще - человеческая неприязнь, вражда? Какова ее природа? Почему люди, несмотря на свою одинаковость во всех отношениях, конфликтуют друг с другом?
   - В быту такое бывает из-за мелочей. Молодежь просто хулиганит, в крутизне соперничает. У взрослых какие-то деловые раздоры, иногда из-за женщин, из-за непонимания в каких-то принципиальных вопросах. А в мировом масштабе мне кажется, что все дело в перенаселении. Слишком много стало людей. Тесно. На всех всего не хватает, поэтому и раздражают друг друга.
   - В быту – согласен. А в отношении количества людей на Земле сдается мне, что это заблуждение. Посмотри на примитивный муравейник. Вот уж где действительно перенаселение. Но никаких драк и серьезных конфликтов там не бывает. Все заняты своим делом и заботятся обо всем муравейнике в целом. То же самое происходит и в пчелином мире. А крысы? Их популяция на Земле примерно равна количеству людей, а может быть даже и превысила, но они не дерутся.
   - Ну почему? В мире грызунов нередки случаи, когда они съедают своих соплеменников.
   - Это не вражда. Это скорее сродни санитарии. Они съедают тех, кто безнадежно болен, от кого уже пахнет трупом. Массово такой смертью они не погибают и полчищами друг на друга, в отличие от человека, не ходят. Крысиных кладбищ не бывает. Ты просто, видимо, никогда не думал об этом всерьез.
   - Честно говоря, никогда. Даже поверхностно. Живут себе люди, и ладно. Кто-то с кем-то ругается, кто-то воюет, мало ли?.. Это их дела. Там и политика, и личные взаимоотношения. Кто их разберет?
   - Да, все это так. Но я в отличие от тебя раздумываю над этим очень часто и очень глубоко. Только потому, что много раз в своей жизни сталкивался с самыми разными проявлениями неприязни, отвращения, вражды.      
      Дикие и странные это явления в человеческом мире. Что толкает людей на яростные «разборки», от индивидуального размахивания кулаками с участием двух персон до международных войн, когда идут друг против друга целые страны? Что вообще является первопричиной, где исток самого понятия - «вражда»?
   - Ну-у... – протянул Джексон, раздумывая, но я перебил его.
   - А вот давай сейчас попробуем разобраться. Времени у нас достаточно, если ты не торопишься.
   - Да нет, не тороплюсь. Суббота...
   - А мне тем более спешить некуда. Давай начнем с того, что такое странное явление, как вражда, зародилось с появлением самого человека. Весь остальной биологический мир не воюет. Животные только охотятся за другими видами в зависимости от личного вкуса, но вражды в нашем понимании у них не бывает.
   - Ну какая там вражда, если мозгов нет, – вклинился Джексон.
   - Это тоже глубочайшее заблуждение. Мозги есть у любого вида живых существ. У некоторых даже значительно лучше человечьих. Но само по себе содержание твоей фразы очень интересно и требует философского осмысления. Только об этом мы поговорим при нашей следующей встрече, о’кей?
         Отвлекаться от основной мысли мне не хотелось. Но заметив коротко  мелькнувшую ироническую и недоверчивую ухмылку своего собеседника, я твердо решил продолжить разговор о «мозгах» в одну из будущих встреч, поскольку на эту тему мне было что сказать.
   - Ты знаешь, - продолжил я, - что теорий возникновения жизни на Земле всего две – сотворение мира Богом и материалистическое учение, основанное на теории эволюции Ч. Дарвина. Вот и давай разберем обе.
      Бог создал человека на седьмой день своего творчества, как финальный аккорд сотворения мира, и дал ему имя Адам. Тот некоторое время испытывал нечто среднее между счастьем и удивлением от всего, что видел вокруг, но вскоре одиночество сделало свое дело, и он заскулил. Проникнувшись этим горем, взял Господь кусок его же кости и сляпал из него новое, а значит и более совершенное существо – женщину. Но то, что она женщина, и от него, и от нее по неизвестным причинам утаил. Зачем? Необъяснимый с Его стороны недостаток провидения. Но другого не дано, поскольку это Его промысел. Так или иначе, но никто из тех двоих не знал до поры, какого она «роду-племени».
      Но как и бывает в случаях слабой осведомленности, нашелся шустряк, который очень быстро ввел всех в курс дела. Адаму он показал, как это делается, а Еве, видимо, очень понравилось его «яблоко», потому что в женском лексиконе появилось после этого понятие - «настоящий мужчина». Адам, оставшись в иной категории, стал испытывать двойственное чувство. С одной стороны, он понимал, что Бог создал Еву для него, а значит, она была его безраздельной собственностью. А с другой стороны, ее блуждающая улыбка, никак не связанная с ним, стала вызывать в нем чувство недовольства, названное впоследствии «ревностью», из-за чего он, иронично намекая на первородный грех, стал время от времени называть ее «змеей», когда хотелось заткнуть, а того шустряка - «козлом», поскольку рогами и копытами напоминал. В отместку и Ева, тоже не без намека, стала время от времени показывать ему рожки. Но враждой это не было. Это скорей было «единством и борьбой противоположностей». Но однажды Адам в очередной раз увидел мечтательную улыбку на лице своей суженой. Он схватил дубину и пошел на того козла войной. Так зародилось само понятие - «вражда», ибо не имело конца.
      Это по Библии. Теперь рассмотрим второй вариант.
      По материалистическому учению, человек – это продукт эволюции обезьян. Причем, судя по нашему многообразию, обезьян не одной породы. Правда, остается неразрешимой загадкой, кто являлся предшественником самих обезьян, от кого они произошли сами. Дарвин на эту тему умолчал. Но как бы там ни было, а человек является лишь одним из представителей животного мира, отличающимся от других строением организма и некоторыми мелочами в типе мышления. Во всем животном мире, какой бы далекой от нас ни была его разновидность, борьба за самку существует со дня зарождения самой жизни. Это основа естественного отбора, который, преследуя святую цель поддержания жизни на Земле, выполняет не менее благородную задачу постоянного ее  совершенствования. Этим и рождается соперничество, конфликт. Но во всем живом мире этот конфликт заканчивается сразу, как только становится известным имя победителя. Во вражду это не перерастает никогда. В этом и есть коренное отличие человека, ибо ему наряду с разумом дана еще и память.
      А теперь давай подытожим. Получается несколько неожиданный вывод: истоком, первопричиной человеческой вражды, в любом случае, является женщина?
   - Действительно получается, что так, - усмехнулся Джексон. – Но я о таком даже не слышал.
   - Нечему удивляться, так оно и есть. Но не только женщина. С началом развития человечества появилось нечто, что сначала было, как бы параллельной задачей или скорей его неотъемлемой частью, а потом постепенно отодвинуло женщину на второй план. Давай вернемся к тем же двум позициям.
      Бог, не чувствуя за собой абсолютно никакой вины в возникновении такого «треугольника» и последовавшей за этим свары, до поры до времени терпел, а потом вновь удивил. Вместо выполнения роли третейского судьи в ничего не стоившем бы ему наведении порядка он поступил так, как один из героев устаревшего анекдота:

         «На дне Урала “красные следопыты” нашли старую запаянную бутылку с полуистлевшей рукописью внутри. Когда удалось расшифровать, выяснилось, что это дневник Чапаева. Они прочитали:
   Понедельник: Сегодня выбили белых из леса.
   Вторник: Белые выбили нас из леса.
   Среда: Мы опять выбили их из леса.
   Четверг: Сегодня повезло им. Они опять в лесу.
   Пятница: Ура! Лес наш!
   Суббота: Их взяла. Они опять нас выбили.
   Воскресенье: Пришел лесник и всех выгнал к е... матери».

      Несмотря на свое беспредельное всемогущество, Бог не стал задаваться изворотами  педагогики, а просто из желания угомонить базар, взял и всех разогнал. Тех двоих выселил из «квартиры» на Землю, а козлу указал на дверь: «Изыди!».
      Оказавшись фактически на улице, и Адам, и Ева очень быстро стали сползать в материализм, потому что надо было что-то есть, во что-то одеваться, где-то прятаться от дождя и солнца, от кого-то защищаться и делать еще не одну тысячу мелочей. А с появлением потомства эта проблема стала расти. Внуки уже сообщили этому росту геометрическую прогрессию. Со временем уже далекие потомки изначальной пары стали разбредаться по миру и друг друга забывать. 
      Так постепенно родились понятия собственности, материальных ценностей, территориальной принадлежности, народностей, народного, а потом и национального достояния, природных и прочих богатств. И все эти понятия тоже стали служить поводом для претензий, скандалов, раздоров и, в конечном счете, вражды.
      Примерно так же все это выглядит и в материалистическом учении. Вот смотри. Человечество, еще на грани перехода от обезьяны к тому, что мы на сегодня  имеем, разобралось, что:
1. Материальные ценности являются неотъемлемой частью быта и принадлежат племени.
2. Чем больше материальных ценностей, тем богаче племя, а стало быть, крепче семьи и отдельные их члены.
3. Материальные ценности необходимо справедливо распределять между всеми членами племени. Но при этом, сначала надо точно знать, что такое «справедливость». А чтобы это знать, надо прежде всего стать вожаком и уже после этого распределять так, чтобы оставаться вожаком всегда и распределять, распределять, распределять...
4. Из материальных ценностей можно создавать запас, и если хорошо поработать, то потом какое-то время можно только петь и плясать под стук дубины по стволу трухлявого дерева и не делать ни хрена.
5. Стук дубины по стволу трухлявого дерева слышат и соседи-бездельники, которые круглый год только поют и пляшут и не делают ни хрена, а потом прибегают, больно дерутся и забирают наши запасы с женщинами заодно.
6. Для того, чтобы не позволить соседям-бездельникам распоряжаться нашими материальными ценностями, включая наш женский личный состав, надо иметь дозорных, надежную охрану, крепкие дубины, копья, луки со стрелами, кирасы, алебарды, шпаги, сабли, ружья, пушки, конницу, танки, авиацию, морской флот, включая подводный, ракетное, ядерное и космическое оружие с лазерным, электромагнитным, акустическим и инфракарасным  наведением, и хорошо развитую шпионскую сеть в стане врага.
7. Имея все это, можно не ждать соседей-бездельников, а напасть первыми самим, больно дать сдачи и забрать все, что у них есть, включая их женский личный состав. Или на других соседей-бездельников, если у этих есть уже все то же самое, благодаря их шпионской сети в нашем стане.
8. Женский личный состав ниоткуда и никуда можно с собой не таскать. Если иметь хороший запас материальных ценностей, они очень быстро прибегут сами.
      Вот такая получается картина. С какой бы стороны мы не подходили к исходным точкам человеческой вражды, в любом случае первое место, до поры до времени, устойчиво занимала женщина. Но с ростом «благосостояния народонаселения» она очень скоро отдала пальму первенства барахлу и отошла в тень, существуя далее как бы фоном.


Рецензии