В ожидании великой книги. О Борисе Голованове

                В ОЖИДАНИИ ВЕЛИКОЙ КНИГИ

                ( К юбилею поэта Бориса Голованова )

     В нашей Тульской области много мест, которые я люблю и которые как-то связаны с моими личными воспоминаниями. Но если кто-то спросит меня: какой же район нашей области мне особенно дорог, то я непременно отвечу, что, кроме, естественно, Киреевского (бывшего Болоховского), в котором я родился, особенно люблю и ценю наш Чернский район.
     А ценю и люблю я его с давних пор, когда по обычной в советское время причине, связанной с необходимостью помогать селу, я, молодой сотрудник Тульского политехнического института, здесь на берегах реки Снежедь в окрестностях посёлка Жизнь (тургеневские места, ибо до Спасского-Лутовинова всего каких-то семь-восемь километров!) косил и стоговал сено. А в окрестностях посёлка Свободный, что недалеко от станции Скуратово (родина знаменитого мореплавателя!), пропалывал сахарную свеклу. Впечатления того времени, кстати, легли в основу моей поэмы «Дни любви». И сюда же, на Чернскую землю, в совхоз «Культура» по осени я привозил группу студентов убирать картошку. Культура, культура… Видимо, всё-таки не случайно именно в Чернском районе появился совхоз с таким удивительным названием…
     Несколько позже я, с детства увлекаясь литературой, побывал и в Никольском-Вяземском, родовом имении Льва Николаевича Толстого, и на знаменитом благодаря Ивану Сергеевичу Тургеневу Бежином лугу. Здесь, на Бежином лугу, сегодня уже в 26-ой раз состоялся литературно-музыкальный праздник «Тургеневское лето». Состоялся, естественно, не без участия тульских писателей.
     И вот что я хочу подчеркнуть: обычно когда мы, тульские писатели, собираемся на этот праздник, то непременно вспоминаем живущего недалеко от Черни нашего друга поэта Бориса Голованова, человека большого таланта и широкой русской души. И когда удаётся встретиться, а ещё лучше если, заехав к нему в гости, неспешно  отметить эту встречу и  потом, что вполне естественно, заночевать, — то приятно вновь и вновь ощутить сердцем, а не просто увидеть, что радость нашего Бориса всегда  искренна и велика, стол его хлебосолен, а  приготовленные для нас  подушки, одеяла и перины после всех яств и разносолов неизменно навевают крепкие освежающие сны. Колыбельными же песнями нам становятся его новые стихи.
     Я не знаю в нашей области другого поэта, который, несмотря ни на какие трудности нашего бытия, ни на какие жестокие удары судьбы, так много и так постоянно и настойчиво пишет, и у Бориса Голованова всегда в запасе какой-нибудь новый цикл стихотворений или даже новая поэма…
     А познакомился я с Борисом Михайловичем, пожалуй, раньше всех поэтов-туляков, когда он, только-только переехав в нашу область из далёких краснодарских краёв, появился в Туле, в областном клубе литераторов «Голос», которым я в начале 90-х  руководил. Голованов сразу же, ещё тогда, обратил на себя внимание и своими потенциальными поэтическими возможностями, и умением и, главное, желанием учиться и совершенствоваться, нисколько не обижаясь на критику. Такая разумная позиция и, конечно, трудолюбие, искренность и талант, непременное следование классической традиции довольно быстро привели его к успеху: в 1998 году он вполне заслужено стал членом Союза писателей России…
И вот сегодня в поэтическом багаже Бориса Голованова немало произведений, которыми мы, друзья поэта, гордимся. Это и поэма «Стрелы поля Куликова», и лирические стихи о родине, природе и любви, и стихи-воспоминания о страшном голодном военном детстве, об убитом на Войне отце и сгоревшей на тяжкой послевоенной работе матери.
     Не знаю, может быть, я субъективен, но мне кажется, что в Чернском районе, где живёт немало поэтов, Борис Голованов сегодня поэт номер один. Поэт, вполне достойно продолжающий и фетовские традиции (а прекрасная Орловщина  Фета совсем рядом), и традиции наших великих «чернских» писателей: любить землю, на которой живёшь, и любить свой народ. Жаль только, что нет пока у Бориса  возможности всерьёз доказать это всем, ибо жизнь русского поэта ныне тяжела и безденежна, а значит, у него, увы, пока  нет возможности издать новую книгу.
     Но вода точит камень, а искренняя слеза — чёрствые чиновничьи души. Апологеты греха и проповедники гордыни учат: не верь, не бойся, не проси. Но ты, друг наш, бойся быть не услышанным и непонятым, верь и проси! И стихи, ставшие поэтическими молитвами, непременно дойдут до Бога. И скажет Он: «Быть посему! Ибо такая книга — тоже храм…»
     И книга появится. Самая лучшая и самая главная книга Бориса Голованова! Книга — полновесный и неопровержимый аргумент в подтверждении и утверждении его самобытного и одновременно следующего в русле лучших традиций поэтического таланта. Книга — утешение и оправдание всей его трудной и счастливой настоящей творческой жизни!
     Давайте же, друзья-поэты, пожелаем ему в Юбилей не только здоровья и долгих лет, но и скорой, такой вот долгожданной, ставящей его в один ряд с классиками, великой книги!

                Валерий Савостьянов.
                Июль 2008 г.


Рецензии