Цепь преемственности тариката в Юж. Дагестане

Шейх накшбандийского тариката Саид Ахмад Хамди Хусамудин ар-Рукели (1848–1923)
 
Важным звеном в цепи духовной преемственности (силсиле) накшбандийского тариката в Южном Дагестане является  шейх Саид Ахмад Хамди Хусамудин ар-Рукели. Шейх Ахмад Хамди - потомок Пророка Мухаммеда  на 40 -м поколении, выдающийся ученый и исламский богослов, устаз тариката накшбандийа.

Выдающийся ученый-богослов, философ и литератор, известный суфийский шейх Ахмад Хамди был человеком удивительной судьбы. Родился шейх Ахмад Хамди в 1848 году в Дагестане, в селении Рукель, ныне Дербентского района, в семье известного религиозного деятеля того времени - шейха накшбандийского тариката Саида Ахмада Саид Мухаммада, от которого позже и получил начальный курс обучения исламским наукам. В дальнейшем он совершенствовал свои знания в с. Согратль, у известного ученого-богослова шейха Абдурахмана-хаджи.

В 1860 году, после поражение горских народов в Кавказской войне с Царской Россией, отец Ахмада Хамди принял решение об переселение в Турцию.

После прибытия семьи Ахмада Хамди в Стамбул, турецкий султан и знать устроили им пышный прием и предложили обустроиться там. Отец Ахмада Хамди понимал, что приходит конец его жизненному пути, в этом бренном мире отказавшись от предложенного, поспешил в хадж,  чтобы посетить могилу своего предка - Пророка.

В 1860 году 12-ти летный Ахмад Хамди и его отец прибыли в Мекку, а затем и в Медину Отец Ахмада Хамди, после посещения могилы Пророка, на третьем дне хаджа, умер. Его похоронили на кладбище «Баки» г. Медины. Ахмад Хамди после похорон отца вернулся в Мекку.

Влиятельные друзья и соратники отца взяли над Ахмадом Хамди опекунство и создали ему хорошие условия для продолжения учебы.  Ахмад Хамди прошел полный курс богословских наук в Дамаске у известного мусульманского ученого-богослова Абдуллаха Дехлеви. Ахмад Хамди еще при жизни своего отца получил от него право на исламский призыв по силсиле Али - л - Аба.

В 1871 году уехал в Медину для продолжения своего образования. В зрелые годы вернулся в Стамбул. Здесь пользовался покровительством шейха Ширвани Халила-паши. Знал не только богословские, но и светские науки: биологию, математику, медицину и др.

Завершив свое учебу в Саудии, Ахмад Хамди вновь вернулся в Турцию. Он стал углублено изучать шариатские науки сразу у двух известнейших алимов того времени: шейха Хасана  ал Файзи и Шейха Хаджи Мустафа Эфенди, и приобщился к тарикату. Впоследствии Ахмад Хамди становится преемником шейха Хасана аль Файзи, который вел в ту время накшбандийский тарикат по линии Абу Бакра.

Он, будучи сравнительно молодым, получил всеобщее признание как ученый-богослов и шейх накшбандийского тариката. Создал свои школы в Бурсе, Сивасе, Стамбуле и других городах Турции. В результате его деятельности возникла новая ветвь накшбандийского тариката – ахмадийя. Свои научные и литературные труды создавал на арабском и турецком языках.

В 1883 году Ахмад Хамди для исламского призыва отправился в Анкару и благодаря своим недюжинным знаниям в этике и службе Всевышнему становится общепризнанным религиозным лидером верующего народа. И благодарный верующий народ дал ему имя - Шейх Эфенди. В Анкаре он начал работать над тавсиром Корана и заложил основу очень многим фундаментальным книгам шариата.

С 1889 по 1897 годы он живет попеременно, то в Стамбуле, то в Бурсе. В 1897 году турецкий султан отправил его в изгнание в Африку – город Триполи (Ливия). В изгнании он прибыл одиннадцать лет.  В тоже время где бы не находился шейх Эфенди, он везде распространял и укреплял исламскую религию, строил мечети и медресе, высшие учебные заведения, куда стекались огромные массы народа, нуждавшиеся в познании шариата Аллаха и сунны Пророка.

После окончания ссылки, он вновь вернулся в Турцию. По делам религии ему приходилось часто менять место жительства, и он попеременно проживал в различных городах: Стамбуле, Бурсе, Измире, Сиври - Хисар.  В Стамбуле его дом стоял вблизи знаменитого в исламском мире мечети - «Зеленная Мечеть».

В 1918 году, при сильном пожаре сгорел и его дом. Погибла его огромнейшая библиотека. С угрозой для своей жизни, она из дочерей Ахмада Хамди спасла от огня чемодан с некоторыми рукописями отца. Перу Ахмада Хамди принадлежать много дошедших до наших дней, шариатских трудов.

Наиболее известные из его трудов дошедшие до нас:

«Круговорот времени и мир» («Адвар ал-алам»);
«Отличительные особенности сур Корана» («Мушаххасат ас-сувар ал-кураниййа»);
«Мавлиды семьи пророка Мухаммада» («Мавалид ахл ал-байт»);
«Квинтэссенция ступеней» («Зубдат ал-маратиб»);
«Истина уединения в постижении единобожия» («Хакаик ат-таджрид фи маназил ат-тавхид»);
«Комментарий к Корану на турецком языке» («Мазахир ал-вуджуд ала манабир аш-шухуд»);
«Тайна высшей силы» («Асрар ал-джабарут ал-ала»);
«Цели праведников» («Макасид ас-саликин»);
«Подарок царей о тайнах правления» («Тухфат ал-мулук ала асрар малакут»);
«Плоды раскаяния Агсана Али Аба» («Самарат ат-тоуба мин Агсан Али Аба») и др.

Шейх Саид Ахмад Хамди Хусамудин ар-Рукели умер в возрасте 75 лет, был похоронен в семейном склепе в Стамбуле. Приемником и продолжателем пути после Саида Ахмада Хусамудин ар-Рукели в накшбандийском тарикате стал Зияудин Юсуф Хаджи Курихи.


Литература
«Писатели дагестанского зарубежья».  Биобиблиографический справочник.
Редактор Г. М. Мурадалиева

Автор: Али АЛБАНВИ


Рецензии