Занавес открывается!

        Зайдите в северскую вечернюю школу и вы удивитесь, как малы ее помещения по сравнению с подобными в школах, построенных в ХХ веке. А ведь в ней, как в самом большом здании поселка металлургов, некогда проводились все массовые мероприятия - собрания, конференции, молодежные вечера. Только в начале 1930-х годов под клуб приспособили закрытую церковь, расположенную по соседству.
        Трудно представить, что тесное здание школы в начале ХХ века нередко превращалось в... театр!
        До 1908 года в нем обучали мальчиков с первого по третий класс. С 10 сентября 1908- го появился четвертый, и мужское народное училище, носившее доселе имя начального, стало именоваться еще и земским. А уж когда в 1909 году в нем появился и пятый класс - двухклассным министерским училищем.
        Его заканчивали многие известные в Полевском люди. Например, в 1882 году - знатный литейщик Иван Степанович Токарев. Изготовленные им из чугуна вафельницы, жаровни, пепельницы и другие предметы, необходимые в быту, ныне хранятся в музее Северского трубного завода. Или командир полка, а затем бригады Красной Армии, вернувшийся с Первой мировой войны Георгиевским кавалером Александр Семенович Григорьев. Его имя и носила улица, на которой находилось здание училища.
        Полевчане старшего поколения хорошо знали краеведов Константина Ивановича Моршинина - делегата 1-го учительского съезда молодой страны Советов, одноклассника А.С. Григорьева, и Степана Петровича Кузнецова - последнего начальника доменного цеха. Кузнецов был одним из активистов северской ячейки рабочее - крестьянского Союза молодёжи и создателей производственно-технического музея Северского трубного завода. Как рабочий корреспондент и краевед, он был автором множества газетных публикаций, а также, двух рукописных книг по истории Полевского
        Однако вернемся к театральной деятельности в училище.
В конце декабря 2001 года музей трубников посетила племянница А.С. Григорьева - Евгения Диевна Глазкова и подарила семейный фотоальбом своего отца - Дия Семеновича. В нем оказалось немало уникальных снимков, но пять из них привлекли мое внимание особо - снимки донесли до наших дней афиши семи спектаклей, поставленных учащимися и учителями министерского училища.
        Афиши отличаются одна от другой как по содержанию, так и по размеру шрифта, художественному оформлению, примечаниям.
        На афишах изображен Герб Российской империи, указаны даты. Под ними надписи: "Северский завод," "По разрешению начальства". Затем извещалось: "В помещении 2-х классного Министерского училища любителями драматического искусства будет представлен спектакль, чистый сбор с которого пойдет на устройство сцены. Представлено будет..."
        Далее следовали название спектакля, имена его "сочинителей", количество действий в пьесе, имена действующих лиц и исполнителей. При печатании афиш использовались стиль и алфавит того времени. Указывались и фамилии распорядителей (ответственных) - управляющего Северского завода И. И. Чиканцева и его помощника И. Среднина.
        В стоимость билетов, кроме указанного выше благотворительного сбора, включались и такие: "На основании Высочайше утвержденного 5 мая 1892 года мнения Государственного Совета и утвержденных 8 марта 1908 года Правил... взимается сбор с публичных зрелищ со всех билетов то в пользу Общества..., утвержденного Императрицей Марией...», то в пользу Северской Волостной Комиссии Ея Императорского Величества Великой Княгини Елизаветы Федоровны, другая половина в пользу сцены. Без марок билеты были не действительны.
        Спектакли начинались ровно в 20 часов, только после окончания школьных занятий. По завершению спектаклей молодежь оставалась до двух часов ночи на танцы. Во время антрактов зрителям предлагались чай, фрукты и прочее.
        Иногда за вечер показывали две драмы, даже если они были из четырех действий. Так, 18 апреля 1913 года зрители увидели пьесы Г.Белова "Безработные" и А. Потехина "Вытурил". В первой было занято семь артистов, во второй - аж четырнадцать! В пьесе же Леонида Леонова "Дни нашей жизни", поставленной 24 мая 1914 года, играло даже шестнадцать. Действия в ней разворачивались то на Тверском бульваре, то на Воробьевых горах, то в меблированных комнатах Москвы.
        Уму непостижимо, как люди и декорации размещались в таком тесном здании! Ведь третий этаж был надстроен несколько десятилетий спустя!
        Оказывается, вот как. В первое время зрительным залом служил коридор, а сценой – комната, в которой жила учительница. Для удобства зрителей скамьи делали разной высоты, повышая их к задним рядам. За последним, десятым, рядом устанавливали помост для галерки, с которой зрители смотрели представление стоя.
        Стену учительской комнаты, выходящую в коридор, сделали из многостворчатых дверей, и она полностью раскрывалась на время спектаклей. В 1909 году большую часть коридора отвели под пятый класс, и зрительным залом стал самый большой - первый, а сцена разместилась в смежном с ним - четвертом. Для этого стену между классами разобрали и заменили большими раздвижными дверями, в разъеме которых и развешивался занавес.     Библиотеку - читальню, что размещалась в первом классе, перевели в соседний дом, где ранее жила семья заведующего мужской школой.
        Спектакли ставили почти каждое воскресенье, а в будние дни здесь же, в училище, проводили репетиции. Костюмы и декорации делали сами или брали у населения.
Репертуар, в основном, состоял из пьес А.Н.Островского ("На бойком месте", "Гроза","Непогребенные","Без вины виноватые" и др.), Н.В.Гоголя ("Женитьба"), А.Н.Толстого ("Дети Ванюши", "Власть тьмы"). Были попытки ставить и оперу Рубинштейна " Демон", главную партию в которой исполнял екатеринбургский артист Словцов, друг семьи И.И. Чиканцева. Однако она не прижилась: не было исполнителей.оперных партий, достаточного количества зрителей, которые бы ценили оперу.
        Декорации, настилы для сцены и галерки, скамьи расставляли в субботу, после занятий. В этот же вечер проводили генеральную репетицию. В воскресенье, после спектакля, снова все убиралось в подвальное помещение с таким расчетом, чтобы утром уроки начинались вовремя.
        "Цены местам" колебались. Если в 1913 году билет на первый ряд стоил один рубль, на второй - 90, на пятый и шестой - 50, на десятый - 25 и на галерку - 15 копеек, то в 1914-м на эти же самые ряды - 1 руб.25 коп., 1 руб.15 коп., 80, 30 и 20 копеек соответственно. Удорожание билетов, вероятно, было вызвано началом первой мировой войны.
Кто же был "любителем драматического искусства"? Идея создать школьный театр принадлежала молодым учителям - режиссерам, гримерам, музыкантам, актерам. Их затею поддержали старшеклассники и молодые рабочие Северского завода.
        К сожалению, даже с помощью лупы, прочесть фамилии всех "сочинителей" пьес и  "участвующих" в них исполнителей ролей не удалось - снимки были сделаны фотографом -любителем. Тем более, определить: кто из них был учителем, а кто школьником или рабочим. Мало помогли в этом и другие краеведческие источники. Назову лишь некоторых учителей - "актеров": заведующий училищем Николай Петрович Бабичев и его жена Софья Александровна, Николай Александрович Астахов и его дочь Евдокия Николаевна, Ия Петровна Щеплецова, Аскитрия Петровна Сметанина, Ольга Николаевна Шерстнева. У других известны только инициалы.
        Обслуживанием декораций занимались Г.В. Григорьев и А. Г. Пастухов. Гай Владимирович Григорьев, как и Константин Иванович Моршинин, доживет до глубокой старости и свое восьмидесятилетие встретит машинистом сцены Дворца культуры северчан, пронеся любовь к театру через всю жизнь.
        В 1918 году с отрядом северских добровольцев защищать от иностранных интервентов юную страну Советов уйдет первый секретарь северской ячейки ССРМ Виктор Евграфович Безукладников. Его не станет в 1988 году. В 1917-м он был одним из первых комсомольцев  заводского поселка.
        В заводском музее  хранится рисованный на холсте портрет молодого красивого юноши в красноармейской форме, в "буденновке", с орденом Боевого Красного Знамени первого образца. Василий Иванович Костоусов погиб во время Гражданской войны.
        У юных актеров впереди была нелегкая жизнь. Сестра А.С.Григорьева, первая полевская комсомолка Ливия Семеновна Григорьева - Шахмина позже вспоминала о днях своей юности так: " Несмотря на то, что зачастую не во что было одеться (многие были одеты в мешочные рубахи, брюки и юбки):, порой нечего было есть, молодежь Северского ставила спектакли, устраивала концерты, с которыми выезжала в соседние деревни, проводила занятия по ликвидации безграмотности, участвовала в борьбе с разрухой и голодом, субботниках, заготовке топлива для школ, больницы, завода и т.д. То есть жила интересно, насыщенно, боевито".
        Старшему поколению полевчан известно, что первым актерским составом драмтеатра им. А.П. Чехова в городе Серове Свердловской области была группа полевского театра, который в 1941 году в полном составе был переведен в Серов. Были ли в ней те, чьи имена сохранил семейный фотоальбом Григорьевых - это предстоит выяснить сегодняшним юным краеведам.
Как и то, не рисовал ли декорации к спектаклям учитель и самодеятельный художник училища А. Симонов, стали ли профессиональными артистами участники спектаклей, поставленных в полевском двухклассном министерском училище?


Рецензии