П. Коэльо. Валькирии

Рецензия на книгу «Валькирии» Пауло Коэльо.
Я начинала читать Коэльо в те времена, когда его книги только появились в России, и неожиданно стали «модными». Почему неожиданно? Потому что массы наших соотечественников больше привлекали детективные истории, любовные сериалы в мягких переплетах или руководства на темы как заработать миллион, привлечь удачу и дожить до ста лет. Среди подобных мыслей – идеи о воинах света, самопознании, всеобщем духовном равенстве, жизненном пути и прочих «философских» тематиках – вкраплялись если не с трудом, то с большим скрипом. И, тем не менее, ежедневно в столичной подземке, я наблюдала десятки людей с красочными томиками авторства Пауло. Тогда я взялась читать его на принцип, пытаясь доказать, что массовая литература не может быть содержательной, умной и интересной. Тогда я открыла для себя его творчество. Тщательно изучила все книги. Была покорена, порой поражена и обезоружена простотой и точностью тех истин, что он излагал. Потом было знакомство с биографией, истории про психиатрическую больницу. Но всем известно – творческие люди – нездоровы на голову, и это скорее правило, чем исключение. Хотя, это в нашем восприятии кажется болезнью, а на деле вопрос, кто же сходит с ума – мир или человек – так и остается открытым.

Я продолжала с нетерпением ожидать новых книг. Но новые книги, такие как «Одиннадцать минут» и «Победитель остается один», меня разочаровали. Это был другой Пауло. Он пытался шокировать, но получалось лишь вызывать отторжение грубыми и слишком негативными образами. Пауло взялся за сюжетные истории, поубавил философии, и в его книгах потерялся тот самый Свет, который он нес своим творчеством. Ушло из них нечто доброе и вечное, как бы банально это не звучало.
 
И тут вышла новая книга. «Валькирии». Я приобрела ее, не задумываясь, но заранее готовясь если не к разочарованию, то и уж точно не к восхищению. Я прочла ее за один день. На одном дыхании. Вернее, не так. Я читала, затаив дыхание, и выдохнула, только дойдя до последнего слова в эпилоге. Это старый добрый Коэльо. Оно и не удивительно – эту историю Пауло написал в 1992 году, вероятно, тогда еще охваченный мыслями и идеями «Алхимика», пропитанный теми открытиями, что познал сам на пути Сантьяго. Книга «Валькирии» об очередном странствии, паломничестве. Только в ней автор впервые не прибегает к созданию некоего героя и персонажа, он пишет о себе, но в интересной манере – в третьем лице. Вторым действующим персонажем выступает его супруга – Крис. Вместе они отправляются в пустыню Мохаве с тем, чтобы Пауло мог увидеть своего ангела-хранителя. Интересно, что здесь, в повествовании о себе, автор не культивирует свой образ как некоего мага и наставника, он показывает человеческие черты, качества и сомнения. Его герой одержим идеей желанной встречи, и тем самым, между строк читается давняя мысль Коэльо о значимости самого пути, а не цели. И только оценив и приняв сам путь, возможно достичь желаемого. Книга волшебная по своему настрою и содержанию. Сюжет довольно незамысловатый, немногочисленное число персонажей, помимо главных героев в книге лишь два действующих лица, удостоенных имен и некой истории. Все остальные – как вспомогательные и собирательные образы. Наряду с личными поисками Пауло, он показывает также и духовный рост своей супруги, что происходит внезапно для нее самой. Она отправилась в поездку в качестве сопровождающего, верного спутника, а в результате обрела новые знания и открыла в себе ранее неизвестные стороны, грани и составляющие. И именно это, в какой-то момент позволило Пауло взглянуть на Крис другими глазами, открыть и влюбиться в нее заново, ведь накануне поездки отношения между супругами давали трещину под гнетом привычки и обыденности. «Моя душа выросла», - Крис подобным образом назвала открывшуюся в себе возможность смотреть на этот мир шире, воспринимать не только то, что нас окружает вблизи, но и то, что расстилается за горизонтом. «Второе сознание постоянно заслоняет человеку путь пустяковыми заботами, бубня затверженные мысли, повторяя навязчивые мелодии, цепляясь за финансовые проблемы и нереализованные страсти». Автор предлагает иначе взглянуть на привычное мышление: вторым сознанием он теперь называет наше повседневное мышление, оставляя первое для наших внутренних, истинных мыслей, которым мы, наоборот, не придаем должного значения. Это главная идея Коэльо в принципе: заглянуть внутрь себя и найти ответы на вопросы, которые изначально всем нам известны, но позабыты. «Любовь и мир несовместимы, в покое нет любви. Ищущий мира обречен на поражении». Это ближе к идеям, изложенным в «Воине Света». С этой истиной можно соглашаться или спорить, или задуматься, как сделала Крис, но вряд ли кто-то из нас придет к отличному от ее, выводу: «сколько она ни старалась, она не смогла припомнить ни одного случая, чтобы любовь принесла в ее жизнь покой. Напротив, любовь всегда сопровождалась мучительной болью, огромной радостью и глубокой печалью». И вскоре Крис придется бороться за свою любовь, и в этой борьбе, она откроет новую себя. В противостоянии с другой женщиной, она не только вернет себе любовь мужа, но и сумеет проникнуться любовью к своей сопернице. Уважение, принятие, понимание, прощение и любовь ко всему, что нас окружает – утопические идеи, но от того они еще более красиво рисуются в сознании при прочтении книги Пауло. «Всякое движение время от времени нуждается в остановке» - еще один закон жизни, что постигают наши герои. «Люди всегда убивают то, что сильнее всего любят» - и здесь речь не столько о любви к противоположному полу, здесь говорится о любви человека ко всему в жизни. О тех мечтах, что мы губим, об отношениях, что разрушаем. Пожалуй, заглавной идеей книги стоит считать мысль о свободе каждого человека, о том, что счастлив, и допущен в рай будет лишь тот, кто не побоится следовать своей мечте. «Мир – в руках людей, имеющих отвагу мечтать и воплощать свои мечты в жизнь».
 
Главной интригой лично для меня стало раскрытие этой темы в «договоре». Договор, который заключает каждый человек, а главному герою предстоит его расторгнуть в том случае, если он хочет увидеть своего ангела. Договор этот звучит так: не побеждать, если есть возможность победить. Как часто мы сами, под гнетом чувства вины, страха или даже добродетельного желания, отказываемся не только от войны, но и от победы. Точно также легко мы отказываемся и от своей мечты. Вряд ли двести страниц текста заставят нас жить иначе, они лишь помогут задуматься, и уже это будет означать, что книга написана не зря, опыт передан не в пустоту, а врата рая, наверное, действительно открыты для всех, кто решит, что они достойны попасть в него.  «Все идет именно так, как я хотел и потому я ожидаю, что вскоре все будет разрушено» - еще одно тонкое замечание Пауло в устах его героя. Счастливым быть страшно, потому, как слишком многое рискуешь потерять. «Разрываю договор….. Бог вправе меня уничтожить. Я – не вправе» - все о том же, насколько порой мы сами калечим, рушим и ломаем свою жизнь, наказывая себя за свои поступки. Но мы не вправе вершить суда, не над другими, не над собой. « Творение Господа никогда не падет от руки человека». «Когда мы любим, мир меняется. Свет любви рассеивает тьму вины».
 
Что касается образа валькирий – независимых женщин, странствующих и проповедующих, одновременно рассуждающих о Боге и ангелах, притом вступающих в интимные связи с малознакомыми мужчинами, сочетающими в себе образ и демона, и ангела одновременно – то, на мой взгляд, их роль в произведении не столь значительна. Они всего лишь фон, который помогает автору подчеркнуть те изменения, что происходят с главными героями.

Эта книга в моем восприятии – верх Коэльо в теме самопознания. И дело, разумеется, не в технике открытия канала для общения со своим ангелом, не в медитации и не в умении останавливаться, чтобы задуматься. Главное и шокирующее – это умение человека быть честным с самим собой, уметь признаваться даже в том, что постыдно. «Вместо этого выпрашивала у окружающих любовь, жила так, как они от нее требовали, - и все для того, чтобы показать, как она добра и как готова всем угодить» - монолог молодой девушки, валькирии, думаю, покажется близким и знакомым многим. Как часто мы на самом деле совершаем поступки для того, чтобы подчеркнуть свою добродетель, а не потому, что добродетельны. «Всякий раз прощал – не потому, что был хорошим, а потому, что был трусом. Он боялся, что не выдержит, что ему не хватит решимости идти до конца».

В остальном, Пауло, как обычно, красив словом и афористичен. «Облака – это души рек, познавшие тайны моря»; «Не услышанный совет возвращается, утратив силу, к тому, кто его дал»; «Случившееся однажды может никогда более не повториться. Но дважды случившееся непременно должно повториться еще раз». Сочный набор образов, тонко подмеченные свойства людей и течения их жизни. И все это при явной простоте повествования. Эта книга, будто, история, рассказанная случайно встреченному путнику. Легка, лаконична, мелодична и даже слишком спокойна для стиля Пауло, но, несмотря на все эти качества, рассказчик повествует столь интересно, душевно и искренне, что с нетерпением, вожделением и надеждой перелистываешь все новые страницы. Это одно из немногих произведений, где Коэльо говорит о любви. О любви не в контексте всего мира и вселенной, а любви между мужчиной и женщиной. И здесь он напомнил мне старого, доброго Джека Лондона с его «Лунной долиной». Ни в коей мере не пытаюсь обвинить Пауло в плагиате, просто все мысли витают в некоем энергетическом пространстве, откуда их черпают разные творческие люди. Мне было приятно услышать знакомый и любимый мотив, слишком простой по содержанию, но порой столь сложный в исполнении. Долгая любовь случается лишь у тех, кто умеет открывать и открываться с новых сторон своей личности. Это Пауло и показал как в отношениях между своими персонажами, так, видимо, и в своих собственных отношениях с супругой. «Любить – значит, делить мир с кем-то другим».

«Но убивают все любимых –
Пусть знают все о том, -
Один убьет жестоким взглядом,
Другой – обманным сном,
Трусливый – лживым поцелуем,
А тот, кто смел – мечом! (О. Уайльд)».

Как большому ценителю творчества Уайльда это стихотворение, на первых страницах книги, еще более привлекло мое внимание. Разумеется, потом автор без слов и лишних связей, для понимающих и ценящих, приведет его к мысли о том, что «каждый убивает то, что любит».
Вообще, «Валькирии» первая книга, в которой я нашла так много упоминаний других авторов и учений, не считая обычных для Коэльо ссылок на Библейские страницы. «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» - приводит он в одном из действий девиз ордена тамплиеров.

Коэльо тонок, остр и неподражаем в этой просто рассказанной истории. Истории о том, как люди находят нечто новое в себе и близких. В истории о том, что жизнь есть постоянное развитие, и прекратить его – значит перестать жить.

«Когда Бог хочет свести человека с ума, Он начинает исполнять все его желания», - только Коэльо может привести подобное утверждение предпоследней строчкой своего творения.
Но в эпилоге он исправится. Впервые я вижу, как Пауло подводит итог, обобщает все сказанное ранее. Быть может, это последствие того, что данная книга есть правдивая история из его жизни, и именно поэтому он посчитал возможным подытожить собственные мысли по окончании странствия. Быть может…. Коэльо не остался бы верен себе, если бы сказал совсем все и не оставил вопросов по прочтении.
 
Я закрывала книгу, и грустила о том, что Пауло устремился снова стать модным со своими предпоследними книгами. Так хочется видеть его подобным – живым, настоящим, внушающим светлую веру, заставляющим думать и трепетно беречь каждую секунду своего пути.
07.03.2011.


Рецензии
Очень тонко! мне понравилось. Так развёрнуто излагать свои мысли - мало кто умеет, увы... Тем более, в наше время, когда письма ушли в прошлое, уступив место смс-кам... Есть чему поучиться у Вас, Алиса.
Благодарю Вам. С уважением - Братис.

Братислав Либертус Новинки   16.10.2012 15:05     Заявить о нарушении
Братис, спасибо большое за приятные слова и за осиленный объем рецензии - мало кто решается ее прочесть. Иногда и хочется сказать короче, но некоторые книги вызывают шквал мыслей, которые непременно нужно изложить - и не ради прозы или публикации, а для себя - наша память, как ни жаль, не способна сохранить все детали.

Алиса Белоусова   16.10.2012 17:55   Заявить о нарушении
Очень понимаю Вас, и поддерживаю, Алиса, - я сам порой люблю из романов выписывать себе в тетрадку целые отрывки))).
Я думаю, мы с Вами - как раз тот случай, когда говорят, что две родственные души нашли друг друга.

С теплом!

Братислав Либертус Новинки   16.10.2012 19:07   Заявить о нарушении