И тикаф для сестры-мусульманки

«И’тикаф» в переводе с арабского означает «пребывание». С точки зрения Шариата это означает пребывание в мечети с целью приближения ко Всевышнему.
Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) усердствовал в этом достойном виде поклонения, за ним последовали и  сподвижники. Айша (да будет доволен ей Аллах)  передаёт: «Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) усердствовал в и’тикафе в последние дни месяца Рамазан, пока не ушёл в мир иной, после него делали и’тикаф его жёны» (Бухари, №1922. Муслим, №1171).
Из приведенного хадиса становится ясно, что и’тикаф желателен как для мужчин, так и для женщин. Однако, есть отличия. Если мужчина может соблюдать и’тикаф только по своему личному желанию, то для женщины обязательно наличие согласия ее опекуна (отца, брата…).   
Тому, у кого есть возможность совершать итикаф в одной из трёх самых достойных мечетей, желательно отправиться туда. В хадисе Пророка (саля Ллаху аляйхи ва саллям) говорится: «Не выходят в путь кроме как к трём мечетям - Масжид-уль-Харам, Масжид-ур-Расул, Масжид-уль-Акса» (Бухари, №1132).
Женщина тоже может отправиться в путь к этим прославленным мечетям, однако, она должна путешествовать в сопровождении махрама.
Стоит сказать, что совершение умры именно в конце месяца рамадан очень популярно в традиционно исламских странах. В таком случае – вместе с умрой совершается и пост и и’тикаф в Запретной мечети в Мекке или Мечети Пророка (сас) в Медине.
Необязательно совершать и’тикаф в одной из трёх выше перечисленных мечетей, кроме случая, когда человек даёт обет сделать и’тикаф в одной из них. Разрешено совершать и’тикаф в любой мечети, причем большинство ученых говорят о том, что в данной мечети обязательно должен проводиться джума-намаз (поскольку для мужчин мусульман посещение его является обязательным).
Кроме как в мечети для мужчин и’тикаф не является действительным. Поскольку в Священном Коране сказано:«Не вступайте с ними (жёнами) в близость, когда пребываете в мечетях» (сура «аль-Бакара», аят 187), соблюдающему и‘тикаф это запрещено.
Что же касается женщин – то в данном случае возникли разногласия среди ученых.
Если говорить в целом, то женщине разрешено совершать и’тикаф в мечети вместе со своим мужем или же одной.
Это основано на словах Айши (да будет доволен ей Аллах), которая передала: «Одна из жен Посланника Аллаха совершала и’тикаф вместе с ним, когда у нее был период истихада (согласно некоторым передатчикам это была Умм Саляма)» (аль Бухари, Абу Дауд и др.)
Однако, в первые десятилетия существования халифата стала преобладать тенденция ограничивать для женщин посещение мечети, в том числе и для совершения и’тикафа. В настоящее время в арабских странах в большинстве случаев принято совершение женщиной и’тикафа в домашней мечети или просто отдельной комнате (вход в которую для остальных членов семьи на это время крайне ограничен).
На чем же это основано?
Дело в том, что постепенно мусульмане стали отходить от тонкостей соблюдения веры, начались разногласия, раздоры, разрознились знания по исламу. То, что для женщин было безопасным во времена Посланника Аллаха (сас), как например чтение ночной молитвы в мечети, становилось постепенно опасным и неприемлемым. И мусульманские ученые, чтобы предотвратить фитну, смешение женщин с мужчинами, наговоры на женщин и дали каноническое обоснование соблюдению женщинами и’тикафа дома. Об этом говорит один из принципов фикха: «Предотвращение плохого берет верх над совершением хорошего».
Что касается современных ученых, они в большинстве случаев говорят о том, что женщины могут совершать и’тикаф в мечетях. Однако есть условия, предъявляемые в таком случае к мечетям:
1. Чтобы было четкое разделение мужчин и женщин, не допускается никакого, даже частичного смешения
2. Чтобы бытовые условия были достаточными для женщин (мужчины, как правило, более неприхотливы)
3. Чтобы количество женщин не было избыточным (поскольку большое их число способно быстро превратить акт поклонения и уединения в один огромный восточный базар).
В странах, где ислам является религией меньшинства, некоторые ученые говорят о желательности проведения женщиной и’тикафа в мечети (особенно это относится к новообращенным мусульманкам, которые проживают совместно со своей немусульманской семьей). Поскольку в таком случае она будет получать больше религиозных знаний, постоянно находиться в присутствии единоверцев, обретет большую свободу для полноценного поклонения.
Стоит уточнить. Существуют и категоричные мнения, которые предписывают женщинам крайние позиции по осуществлению и’тикаф: только в мечети или только дома.
С точки зрения медицины и психологии.
Мусульманке, естественно при соблюдении религиозных условий лучше проводить и’тикаф в мечети. Дело в том, что физически отделиться от домочадцев очень легко – просто закрыть двери, но психологически… очень и очень непросто.
Сложно оставаться безучастной (хотя бы и мысленно) если в коридоре плачет ребенок, ощущается запах пригоревшего ужина или шумит телевизор. Женщина привязана к дому гораздо сильнее мужчины. И находясь дома в и’тикаф нужно иметь или очень большую степень набожности, или очень сильную волю, чтоб постоянно поддерживать внутри себя чувство уединения, отрешения от мирской суеты.
Кроме того, женщине, погрязшей в серых буднях и утратившей чувство сладости религии, выполняющей религиозные предписания, скорее по необходимости, чем по желанию пойдет только на пользу уединение в «личной и сокровенной беседе со Всевышним». И’тикаф в мечети гораздо сильнее способствует единению в женщине тела, психики и души, что только поспособствует укреплению её психического, а затем и физического здоровья.


Рецензии
Итикаф - это молитва?

Валентина Алиева   24.02.2020 11:03     Заявить о нарушении
Нет, итикаф - это добровольное уединение для молитвы и поста в месяц Рамадан. Мужчины чаще всего уединяются в мечети (не выходят из ее стен в течении лунного месяца) - молятся, читают Коран, там же спят, едят и др. Женщины - в отдельной комнате в доме (к ним в это время тоже никто не заходит и они не выходят и не общаются с окружающими)

Фатима Манзур   24.02.2020 14:14   Заявить о нарушении
В Коране нет уединения на целый месяц, смотрите:сура2;183: "Разрешается вам в ночь поста приближение к вашим женам..."

Валентина Алиева   24.02.2020 15:41   Заявить о нарушении
Итикаф соблюдают по желанию, а не обязательно
И при чем тут приближение к женам ночью? Это все знают, что во время поста интимные отношения между супругами допускаются с заката до рассвета, как и прием пищи

Фатима Манзур   24.02.2020 16:31   Заявить о нарушении