Эти забавные философы

Эти забавные философы: из архива Жаната Баймухаметова

Фалес
Гераклит
Демокрит
Диоген
Пиррон
Августин
Аль-Фараби
Ибн-Сина
Фома Аквинский
Декарт
Кант
Гегель
Шопенгауэр
Кьеркегор
Ницше
Виттгенштейн
Хайдеггер

(Документально зафиксированные курьёзные случаи и анекдотические ситуации в повседневной жизни знаменитых философов с представлением их лучших мыслей “про жизнь”)

 ... надо стараться найти ту скрытую точку, где житейский анекдот и афоризм мысли сливаются воедино – подобно смыслу, который с одной стороны есть атрибут жизненных ситуаций, а с другой стороны – содержание мыслимых предложений… Смысл появляется и раскрывается на поверхности… Философ теперь не пещерное существо и не платоновская душа-птица, а плоское животное поверхности – клоп или блоха.

                Жиль ДЕЛЁЗ. Логика смысла.



ФАЛЕС (625 – 547 гг. до н.э.)

Решив доказать своим согражданам, что мудрец при желании может разбогатеть, Фалес сделал определённые астрономические вычисления и установил, что в ближайший сезон ожидается богатый урожай оливок. Скупив заранее все местные маслодавильни после сбора плодов, он заработал большие деньги.
Фалес однажды сказал, что смерть ничем не отличается от жизни. «Так почему же, спросил кто-то, - ты не умрёшь?», - «А потому, что разницы никакой» - ответил он.
Наблюдая как-то за звёздами и глядя вверх, Фалес упал в колодец. Остроумная служанка, сопровождавшая его, подняла Фалеса на смех, шутливо заметив: он, мол, хочет быть знатоком астрономии, а того, что под ногами не замечает.

Фалес серьёзно о главном:

С исчезновением Земли пришло бы в смешенье всё мироздание, так и в доме: вместе с пищей исчезнет и огонь очага, и сам очаг, и чаши, и угощение, и гостеприимство, и всё, что есть между людьми общего и человеческого.

ГЕРАКЛИТ (ок. 535 – 475 гг. до н.э.)

Всякий раз Гераклит, выходя на люди, принимался рыдать, испытывая жалость к жизни смертных по поводу будущей гибели Вселенной.
Настолько Гераклит возненавидел своих соотечественников после того, как они выслали из страны его лучшего друга, что он стал считать их достойными того, чтобы всех их казнили.
Прекратив заниматься политикой, Гераклит целыми днями играл с детворой в астрагалы (т.е. в асыки), а чиновникам, которые однажды подошли к нему в это время с просьбой разработать для страны очередной пакет законов, он ответил: «Чего, придурки, уставились? По мне лучше такое занятие, чем ваша грязная политика».
Некие иностранные туристы, оказавшись в Эфесе, решили посетить Гераклита, о котором повсюду шла молва как о самом крутом философе древней Греции. И когда они увидели его убогое, ветхое жильё и Гераклита, греющегося у полуразвалившейся печки, они, мягко говоря, растерялись. Но Гераклит гостеприимно стал приглашать их к себе домой, подбадривая их словами: «И здесь живут боги».
Когда Гераклит заболел водянкой, он попросил врачей вывести скопившуюся из его организма жидкость, на что те ответили отказом, по-видимому, традиционно сославшись на бессилие медицинской науки. Тогда он лёг на солнцепёк и облепил себя навозом в надежде, что тёплый навоз начнёт впитывать в себя избыток жидкости. Но потерпев неудачу в этом деле, Гераклит умер 60-ти лет от роду.

Гераклит серьёзно о главном:

Бессмертные смертны, смертные бессмертны, одни живут за счёт смерти других, за счёт жизни других умирают.

ДЕМОКРИТ (460 – 360 гг. до н.э.)

Абдера, родной город Демокрита, пользовался славой такого населённого пункта, в котором сплошь и рядом жили и трудились несколько недалёкие и простодушные люди (сродни жителям “Глупово”, чьи нравы описал в своё время Салтыков-Щедрин). Так вот жители этого города однажды написали письмо прославленному врачу Гиппократу, где, выражая тревогу по поводу психического здоровья их соотечественника Демокрита, обращались к нему, светилу медицинской науки с просьбой приехать и заняться здоровьем больного, от которого чуть ли не зависела судьба города. Гиппократ в своём ответном письме, выражая восхищение перед жителями Абдеры, которых так взволновало состояние здоровья одного человека и называя их самым счастливым народом, пообещал им приехать в самом скором времени и бесплатно вылечить Демокрита. Приехав в Абдеру, Гиппократ увидел Демокрита, склонившегося над внутренностями животных, который время от времени вставал, делал какие-то записи и заглядывал в книги, разбросанные там и сям. Гиппократ понял, что перед ним не сумасшедший, а человек, углубившийся в важное научное исследование.
О Демокрите известно, что он был необыкновенно проницательным человеком. Как-то раз пришёл к нему Гиппократ с которым он завязал тесную дружбу. Демокрит велел принестю гостю молоко, а когда его принесли, посмотрев на это молоко, Демокрит с уверенностью определил, что оно от чёрной козы, которая к тому же родила впервые. Девушку, сопровождавшую Гиппократа, в первый день он приветствовал словами: «Здравствуй, девушка!», - а на следующий день: «Здравствуй, женщина!», - а та, в свою очередь, действительно, прошлой ночью потеряла невинность.
В конце жизни Демокрит ослепил себя тем, что направил на свои глаза сконцентрированный пучок солнечного света, отражённого от вогнутой поверхности отполированного щита. Одни посчитали, что он это сделал с той целью, чтобы различные праздничные шоу не отвлекали его от занятий по трансцендентальной медитации, другие же нашли объяснение более прозаического характера: Демокрит ослепил себя, так как не мог смотреть на женщин без вожделения.

Демокрит о серьёзно о главном:

При нынешнем ритме жизни нет возможности помешать её хозяевам творить беззаконие. 

ДИОГЕН (ок. 412 – 323 гг. до н.э.)

Как-то находясь на приёме у Дельфийского Оракула, Диоген спросил его: «Чем в этой жизни лучше всего заняться?», на что тот ответил: «Перечеканивай монету!». Диоген понял этот призыв так: «Пересматривай общепринятые нормы!».
Однажды среди бела дня Диоген зажёг фонарь и стал бродить по городу. Прохожие недоумевали и спрашивали зачем он это делает. Диоген отвечал: «Ищу человека!».
Рассказывают, что когда философа взяли в плен и выставили на продажу, кто-то спросил, что он умеет делать. Диоген ответил: «Управлять людьми».
Диоген имел обыкновение хвалить тех, кто затевал жениться и не женился, кто хотел отправиться в путешествие и не отправлялся, кто собирался заниматься политикой и не занимался, кто намеревался воспитывать детей и не делал этого.
Диоген устроил себе жилище в глиняной бочке при храме Матери богов. С тем, чтобы закалить свой организм, летом он перекатывал свою бочку на горячий песок, а зимой обнимал запорошенные снегом статуи.
Диогена спросили: «Какое животное самое свирепое?». Он ответил: «В горах – лев, а в городе сборщик налогов».
Однажды находясь у Платона в гостях, он стал топтать достаточно роскошный ковёр, при этом приговаривая: «Я попираю тщеславие Платона», на что Платон в свою очередь ответил: «Попираешь собственным тщеславием, Диоген».
Когда иностранцы спросили Диогена, где находится знаменитый оратор и политический деятель Демосфен, Диоген указал на него средним пальцем со словами: «Вот вам политический деятель афинского народа».
Как-то Диогену, принимавшему солнечные ванны, подошёл Александр Македонский. Желая произвести впечатление на Диогена, тот обратился к философу с достаточно заманчивым предложением: «Проси у меня что хочешь», на что Диоген отреагировал так: «Послушай, приятель, не загораживай солнца».
После того как Платон определил человека как двуногое и беспёрое животное, Диоген принёс в Академию Платона ощипанного петуха и указывая на него, говорил: «Вот человек Платона».
Когда какой-то хулиган разнёс вдребезги бочку Диогена, афиняне привезли Диогену новую бочку, а злоумышленнику намяли бока.
Однажды он просил милостыню у статуи. Его спросили  зачем он это делает, он ответил: «Так я привыкаю к отказам».
Кто-то спросил Диогена: «Кто вынесет твой труп, когда ты протянешь ноги?», - тот ответил: «Тот кому понадобится моя хата».
На вопрос, какое вино он предпочитает, Диоген ответил: «То, которое я пью на халяву».
Диогена спросили: «Почему нищим люди подают милостыню, а философам нет?», И он ответил: «Потому что они сами могут когда-нибудь стать нищими, а философами никогда».
Увидев Диогена поглощающего пищу посреди рыночной площади, люди возмутились, называя Диогена “собакой”, Диоген с не меньшим возмущением огрызнулся: «Это вы собаки! Понимаешь, окружили меня, когда я ем».
«Ну и что дала тебе твоя философия?» - спросили Диогена. «Готовность снести любой удар судьбы» - ответил он.
У Диогена спросили: «Что следует ценить больше всего?». Он ответил: «Свободу слова».

Диоген серьёзно о главном:


Бесполезным трудам следует предпочесть труды в согласии с природой и жить счастливо.

ПИРРОН (ок. 365 – 275 гг. до н. э.)

Пиррон принимал участие в азиатских походах Александра Македонского, где имел возможность побеседовать с индийскими мудрецами и йогами. Пиррон ничего не любил, ничего его не волновало, считая, что всё на свете – не более чем суета. Когда он говорил, его мало интересовало слушали его или нет. Если слушатели уходили, то он не прекращал начатой речи и продолжал говорить для себя самого. Когда он разговаривал сам с собой его спросили, в чём дело. Он ответил: «Учусь быть добрым».
Власти родного города Пиррона воздавали ему почёт, что назначили его верховным жрецом и в довершение ко всему распорядились освободить всех философов города от уплаты налогов.
Однажды корабль на котором находился Пиррон попал в шторм. Пиррон, находясь в совершенном спокойствии, ободрял своих товарищей, показывая на корабельного поросёнка, который в этот роковой час невозмутимо уплетал за обе щёки.

Пиррон серьёзно о главном:

Ничего не существует. А если существует, то непознаваемо. Если и познаваемо, то невыразимо.

АВГУСТИН (354 – 430 гг.)

- Бывают ли чудеса? – спросили блаженного Августина.
- Бывают, - ответил он, - восход солнца есть подлинное чудо.
В детские годы Августин с несколькими товарищами обокрал грушёвое деоево соседа и это при том, что в саду его родителей были груши лучшего сорта. Всю свою жизнь Августин не мог простить себе это “преступление”, всякий раз вспоминая о нём на протяжении семи глав своей «Исповеди».
По собственному признанию Августина, в раннюю пору своей жизни он был скверным юношей. Именно тогда, потворствуя своей ненасытной похоти, он с такими словами обращался к Богу: «Даруй мне чистоту и воздержание, но не сейчас». Возмужав, он решил вступить в схватку со своей собственной порочностью. Доведя себя до “сердечного сокрушения”, он услышал раздававшийся где-то голос, который несколько раз повторил фразу: «Возьми и читай». Открыв наугад апостольские Послания, он прочёл первые попавшиеся на глаза строчки: «Не в пиршествах, не в пьянствах, не в сладострастии и распутстве, не в спорах и зависти проводите жизнь свою: но облекитесь в Господа Иисуса Христа и попечения плоти не превращайте в похоть». С этого момента Августин понял, что он окончательно одержал победу над своей плотью, тем самым подготовив почву для духовного преображения и достижения мира с собой.

Августин серьёзно о главном:

Пока человек пытается жить, опираясь лишь на свои силы, без Божественной благодати, его освобождающей, он добыча греха; всё же у человека всегда есть сила верить в своего Спасителя и, в свободном волении достичь благодати.

АЛЬ-ФАРАБИ (870 – 950 гг.)

Об Аль-Фараби рассказывают, что он сорок раз прочёл от корки до корки книгу Аристотеля «О слухе», а его «Риторику» двести раз, и это занятие его нисколько не утомило. Узнав об этом обстоятельстве, Гегель, спустя почти тысячелетие так высказался об Аль-Фараби: «Он обладал, должно быть, очень хорошим желудком».
За блестящие комментарии Аристотеля Аль-Фараби получил прозвище “Второй Учитель”.
Трактат Аль-Фараби «О значениях слова “интеллект”», изданный на латыни в 1300 году в Европе, был ошибочно приписан Ибн-Сине.

Аль-Фараби серьёзно о главном:

Живя в разные времена и следуя друг за другом, все люди образуют как бы единую, вечно пребывающую душу.

ИБН-СИНА (980 – 1037 гг.)

Ибн-Сина, начиная с 16-летнего возраста, в течение полутора лет изучал логику и другие разделы философии. Как утверждает сам Ибн-Сина в своём «Жизеописании» в этот период жизни он не спал целиком ни одной ночи, а днём не занимался ничем кроме науки. Когда его одолевал сон, он выпивал кубок вина и вновь принимался за работу. Иногда с состоянии дремоты ему снились образы, которые способствовали прояснению многих вопросов, разбиравшихся им накануне.
Прочитав «Метафизику» Аристотеля 40 раз и выучив её наизусть, Ибн-Сина в отчаянии воскликнул: «Эта книга, к пониманию которой нет пути!». Однако, спустя некоторое время Ибн-Сина, купив по дешёвке (3 дирхема) какую-то книгу, которую ему насильно всучил торговец и прочитав её, он наконец нашёл разгадку аристотелевской головоломки. Этой книгой оказалось сочинение «О целях книги “Метафизики”» Абу Насра Аль-Фараби.

Ибн-Сина серьёзно о главном:

Когда я стал велик, не стало страны, которая приютила бы меня. Когда возросла моя цена, не нашлось на меня покупателя.

ФОМА АКВИНСКИЙ (1221 – 1274 гг.)

В годы учения Фома получил прозвище Бессловесный Бык. Так прозвали его учившиеся с ним школяры, которые считали его законченным тупицей. Но они, к счастью, ошибались. Уже во время учёбы учитель Фомы Альберт Великий, однажды поразившись глубиной мысли своего ученика, воскликнул: «Этот Бессловесный Бык взревёт когда-нибудь так, что его услышит весь мир».
Словарь научных трудов Фомы Аквинского насчитывает около 13 миллионов терминов. В качестве сравнения другая цифра: словарь языка А.С. Пушкина, считающийся специалистами одним из самых ёмких, составляет 16 тысяч слов.
Фома был толстым, медлительным, кротким, но не слишком общительным человеком. Рассказывают, что стол в его монашеской келье имел специальную выемку для живота с тем, чтобы чувствовать за столом более комфортабельно.
До вступления Фомы в доминиканский монашеский орден его братья, желая совратить целомудренного неофита, привели в его комнату смазливую “девушку по вызову”, полагая, что он не устоит перед искушением и тем самым будет скомпрометирован. Фома впал в неистовство, выхватил из печи горящее полено и стал размахивать им, угрожая поджечь з;мок, в который его поместили родственники с тем, чтобы тот отказался от решения стать монахом. Но пробыв год в вынужденном заточении, Фома выходит на свободу и тотчас же постригается в монахи.
Известен также следующий случай, который произошёл с Фомой, когда он был поглощён идеологической борьбой с манихейцами, представителями очень влиятельного в ту пору религиозного направления, противопоставлявшего себя ортодоксальному христианству. На одном из приёмов у французского короля Людовика IX, Фома тихо сидел в задумчивости. Окружавшие его люди, занятые переливанием из пустого в порожнее и думать забыли о существовании Фомы. И вдруг в какой-то момент чинная атмосфера приёма была нарушена громоподобным возгласом Фомы: «Ха! Мы ещё покажем этим манихейцам, где раки зимуют!». Затем раздался грохот дубового стола, который чуть было не выдержал могучего удара доктора теологии.

Фома серьёзно о главном:

Корабль, гонимый разными ветрами, плыл бы в самых различных направлениях и никогда не пришёл бы в нужный порт, если бы не направлялся единой волей рулевого.

РЕНЕ ДЕКАРТ (1596 – 1650 гг.)

Перед тем, как создать свою философскую систему Декарт в течение 9-ти лет путешествует по Европе с тем, чтобы обрести богатый жизненный опыт. Декарт любил понежиться в постели и не спешил вставать по утрам, предаваясь философским размышлениям 10, а иногда 12 часов кряду.
Он был смиренным и, в тоже время, ревностным католиком, но это обстоятельство не мешало ему разделять еретические взгляды Галилея. Он всегда с пиететом относился к лица духовного звания, особенно к иезуитам.
Декарт не был женат, но у него была внебрачная дочь, которую он очень любил. К несчастью она умерла в возрасте 5-ти лет.
Шведская королева Христина, при дворе которой провёл последний год своей жизни Декарт, имела привычку начинать с ним беседы на философские темы в 5 часов утра. Декарт был вынужден рано вставать, несмотря на суровый климат и не очень крепкое здоровье. После очередной беседы с королевой 2 февраля 1650 года философ заболел воспалением лёгких и спустя неделю скончался. Последние слова Декарта: «На этот раз пора уходить». Декарт был ровесником д’Артаньяна, литературного персонажа знаменитой трилогии Александра Дюма-отца. Так же как д’Артаньян он принимал  участие в осаде Ла-Рошели и умер, находясь в том же возрасте, что и д’Артаньян. Девиз Декарта: «Проживи незаметно».

Декарт серьёзно о главном:

Человеческая жизнь подвластна ошибкам, поэтому следует признать немощность нашей природы.

ИММАНУИЛ КАНТ (1724 – 1804 гг.)

Кант всю жизнь прожил безвыездно в Кёнигсберге (ныне Калининград), ведя размеренный образ жизни. Он не был женат, хотя жениться он был не против, но этому, по-видимому, мешала какая-то безотчётная неохота. Два раза он собирался жениться, но пока раскачивался, для того чтобы сделать предложение, дама уже выходила замуж. Тем не менее он признавался в том, что впечатление, получаемое от женщины, одно из самых больших возможных впечатлений в мире.
Кант строго придерживался следующего распорядка дня: Подъём – 4.55 ч. (слуга Лямпе, бывший солдат прусской армии, строевым шагом подходил к его постели и по-казарменному сурово кричал: «Подъём, герр профессор!»).Завтрак – 5.00 ч. Затем учёные занятия до обеда. Обед – 12.15 ч. Послеобеденная прогулка (та легендарная прогулка, по которой жители Кёнигсберга сверяли свои часы). Чтение – до 22.00 часов, затем – сон.
Спальня Канта никогда не отапливалась, даже в самую холодную погоду. Один из современников, описывая его внешность, заметил, что он был «суше, чем пыл…Он был маленьким, и возможно, на земле никогда не являлось человека с более тощим, сморщенным и иссушенным телом».
Имеются достоверные свидетельства о поразительной способности Канта живо представлять описания предметов или событий, которые он сам не видел. Так, однажды он описал в присутствии коренного лондонца Вестминстерский мост, его облик и устройство, длину, ширину, высоту и масштабы всех отдельных частей с такой точностью, что англичанин спросил его, сколько он лет прожил в Лондоне и занимался ли он специально архитектурой, на что ему ответили, что Кант никогда не выезжал за границы Пруссии.
На его содержании находились брат и сёстры, с которыми он предпочитал держаться особняком. Ему довелось увидеть их лишь спустя 25 лет, когда одна из сестёр лежала на смертном одре.
В последние годы жизни Кант говорил с посетителями не о философских проблемах, а о лучших новейших средствах уничтожения клопов.
За два года до смерти Канта некий проезжий учёный, посетив его, сказал, что видел не Канта, а его оболочку. Таким посетителям Кант обычно говорил: «Да, я старый, дряхлый, выживший из ума человек». В день смерти последнее слово, которые услышали от него окружающие было: «Das ist Gut» [«Хорошо»]. Жизненное кредо Канта: «Имей мужество пользоваться собственным умом!».

Кант серьёзно о главном:

И чем более я размышляю, тем более две вещи наполняют душу мою всё новым удивлением и нарастающим благоговением: звёздное небо надо мной и нравственный закон во мне.

ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ (1770 – 1831 гг.)

Известно, что Гегель был не самым замечательным лектором. Вот, пожалуй, самое известное свидетельство, которое говорит не в пользу Гегеля как лектора: «Он говорит неразборчиво, кашляет при каждом слове, проглатывает половину говоримого, а вторую половину едва выговаривает дрожащим плаксивым голосом».
Гегель на замечания современников по поводу того, что его теории не согласуются с фактами, отвечал: «Тем хуже для фактов».
На письмо французского философа Огюста Конта, в котором тот обращался к прославленному немецкому философу с просьбой изложить свою философскую систему «коротко, ясно и по-французски», Гегель отреагировал следующим образом: «Мою философию нельзя выразить ни коротко, ни ясно, ни по-французски».

Гегель серьёзно о главном:

Философия всегда приходит слишком поздно. Жизнь не может возродиться с помощью философской серости на сером фоне. Сова Минервы начинает свой полёт лишь с наступлением сумерек.

АРТУР ШОПЕНГАУЭР (1788 – 1860 гг.)

Свою систему философии Шопенгауэр в 30-летнем возрасте представил в своём основном труде «Мир как воля и представление», однако большая часть тиража этой книги была не распродана и пошла на макулатуру. Будучи приват-доцентом в Берлинском университете, свои лекции Шопенгауэр устраивал в те же дни и часы, на которые приходились лекции находившегося в зените славы Гегеля. Но студенты, как всегда следуя модным веяниям, предпочитали посещать Гегеля. В 1831 г. он переехал во Франкфурт-на-Майне и жил там до конца жизни. Подражая внешне размеренной жизни Канта, Шопенгауэр делил свой холостяцкий быт с пуделем по кличке Атма, что на санскрите означало «Мировая Душа».
Считая, что философы из академических кругов устроили против него заговор, Шопенгауэр то и дело нанимал корреспондентов для того, чтобы собирать доказательства его славы.
Шопенгауэр был убеждённым холостяком. Однажды Шопенгауэр спустил с лестницы пожилую женщину, которая осмелилась затеять со своей соседкой достаточно шумный и продолжительный разговор у дверей его комнаты как раз в то время, когда философ сосредоточенно работал над очередным параграфом своего от философского трактата. В результате этого инцидента женщина получила на всю жизнь увечье. Решением суда Шопенгауэр был обязан ежеквартально выплачивать пострадавшей 15 талеров до самой её смерти. 20 лет спустя, узнав о её смерти, Шопенгауэр в своей бухгалтерской книге сделал следующую запись: «Obit anus, abit onus», что по латыни означает: «Старуха умирает, бремя спадает». На склоне лет всё своё имущество он завещал своему любимому пуделю.
До конца своей жизни Шопенгауэр пронёс свою искреннюю ненависть к тем философам, которые вынуждены зарабатывать свой хлеб в государственных университетах.

Шопенгауэр серьёзно о главном:

Жизнь глубоко погружена в страдание и не может освободиться от него: наше вступление в жизнь сопровождается слезами, жизнь в сущности всегда трагична и ещё трагичнее её исход.

СЁРЕН КЬЕРКЕГОР (1813 – 1855 гг.)

Датский философ Сёрен Кьеркегор получил в наследство от отца крупную сумму, более 30 тысяч ригсдалеров в ценных бумагах. Оно обеспечивало ему не только комфортабельное существование до конца жизни, но и позволяло оплачивать расходы на издание всех его сочинений. Ежедневно он прогуливался по улицам Копенгагена, тощий, но импозантный, со своим “верным другом” – зонтом под мышкой, в очках, с цилиндром на макушке и сигарой в зубах. После выхода в свет его нашумевшей книги «Или-или», уличная детвора, завидев его, всякий раз выкрикивала ему в след язвительные замечания и приговаривала: «Вон, идёт или-или».
«Его интересуют галоши счастья, - писал он о своём современнике и земляке, знаменитом сказочнике Андерсене, - а меня – ботинки, которые жмут». В о же самое время в Германии жил и другой человек увенчанный славой. Это был Карл Маркс. Когда Маркс и Энгелс работали над своим программным политическим документом – «Коммунистическим манифестом», Кьеркегор сочинял свой программный религиозный опус «Деяния любви».
Совершив помолвку с самой красивой девушкой Копенгагена Региной Ольсен, он стал испытывать беспокойства в отношении будущей брачной жизни и через несколько месяцев разорвал отношения с невестой со словами о том, что он не сможет сделать её счастливой.
Как-то Кьеркегор назвал себя двуликим Янусом – «одно моё лицо смеётся, другое плачет».
В своём сборнике афоризмов «Диапсалмата» Кьеркегор рассказывает следующий анекдот о древнегреческом философе Диогене: Когда Филипп угрожал осадой столице Коринфа и все его жители поспешно включались в оборону, кто шлифуя оружие, кто собирая камни, а кто ремонтируя стены, Диоген, видя все эти торопливые приготовления, завернулся в накидку и начал катать туда-сюда свою бочку по улице. Когда его спросили, почему он это делает, он ответил, что хочет быть занятым подобно всем стальным и катит свою бочку, чтобы не оказаться единственным бездельником среди столь трудолюбивых граждан.

Кьеркегор серьёзно о главном:

Люди – одинокие птицы в безмолвной ночи, собравшиеся один единственный раз, дабы насладиться назидательным зрелищем ничтожности жизни, медлительности дня и бесконечной длительности времени.

ФРИДРИХ НИЦШЕ(1844 – 1900 гг.)

По признанию Ницше, его внешность часто вызывала просветлённость на лицах тех людей, которые никогда не слышали о нём как об авторе философских сочинений и даже никогда не подозревали о самом существовании такой вещи как философия. В связи с этим обстоятельством, замечает Ницше, ему всегда льстило, когда на рынке старые торговки наперебой предлагали ему самые отборные и самые сладкие сорта винограда. «До такой степени надо быть философом», - умилялся собой Ницше.
Незадолго до своего сумасшествия Ницше, проходя курс лечения в одном из санаториев Ниццы, любил забавляться тем, что во время обеда возвещал свою будущую славу соседям по столу:
- Через сорок лет я буду европейской знаменитостью!
- В таком случае, герр профессор, дайте же нам почитать ваши книги, - просили они его.
- Я не позволяю читать свои книги первым встречным, - так реагировал на эту просьбу Ницше.
- Тогда зачем же вы их публикуете? – следовал недоумённый вопрос, на который Ницше никак не находил удовлетворительного ответа.

Ницше серьёзно о главном:

Воздержание от ложных суждений сделало бы жизнь невозможной.

ЛЮДВИГ ВИТТГЕНШТЕЙН (1889 – 1951 гг.)

Являясь сыном состоятельных родителей, Виттгенштейн раздарил практически всё своё имущество. Рождённый в большой влиятельной венской семье, он, игнорируя комфортабельное существование, поселяется на 6 лет в глухой деревушке в Нижней Австрии, где учительствует в школе. В начале 1929 года, приехав в Кембридж в качестве студента, в июне того же года получает степень доктора философии. Автор нашумевшего «Логико-философского трактата» считал, что решил все философские проблемы.
Однажды Виттгенштейн гуляя поздно вечером со своим учеником по фамилии Малькольм, показал на созвездие Кассиопеи при этом заметил, что оно имеет форму буквы “W”, с которой начинается его фамилия. Ученик же возразил ему, утверждая, что это перевёрнутая буква “M”, буква, с которой начинается его фамилия. Виттгенштейн с полной серьёзностью стал яростно убеждать своего ученика, что тот глубоко заблуждается.
Виттгенштейн позволял всем желающим присутствовать на своих лекциях, но с тем условием, чтобы занятия посещались ими регулярно в течение продолжительного периода. Однажды на просьбу посетить его занятие один=два раза он ответил: «Мои лекции не для туристов».
 Виттгенштейн всякий раз убеждал своих студентов не делать философию своей профессией.

Виттгенштейн серьёзно о главном:

О чём невозможно говорить, о том следует молчать.

МАРТИН ХАЙДЕГГЕР (1889 – 1976 гг.)

Многие представители академических кругов Европы, мягко говоря, недолюбливали Хайдеггера из-за его не совсем обычного философского языка. Его язык нередко был объектом издёвок и насмешек. Когда в Оксфорд пришла весть о его смерти, один из ведущих английских учёных, не скрывая радости, воскликнул: «Наконец-то умер этот клоун!».
Однажды перед отъездом в Марбург, Хайдеггер устроил прощальный пикник для своих фрайбургских учеников. Глухой ночью в Шварцвальдском лесу, сидя верхом на ведре для угля перед полыхающим костром, Хайдеггер произнёс свою прощальную речь, начав её словами: «Бодрствующее бытие в огне ночи…».

Хайдеггер серьёзно о главном:

Человек не господин сущего. Человек пастух бытия.


Рецензии