Первая учительница

Однажды, будучи в гостях, мы разговорились о проблемах образования.  Эта животрепещущая тема была всем нам очень близка. У многих моих друзей и знакомых есть в семьях школьники. Поэтому разговор никого не оставил равнодушным. Стали вспоминать свои школьные годы, своих  учителей. И всем нам казалось, что в те далёкие времена всё было лучше: и дети, и учителя, и родители, и даже само образование. Потом, через несколько дней,  я мысленно вернулась к  этому  разговору.  И с неловкой  улыбкой вспомнила одну далёкую историю. Историю, связанную с моей первой учительницей Марьей Ивановной.

 В первый класс я пошла в Венгрии, где тогда проходил службу мой папа, старший лейтенант танковой дивизии. В воинской части, которая располагалась в небольшом городке на берегу широкого и полноводного Дуная,  детей школьного возраста было очень немного. Поэтому в нашей школе было всего два учителя -  Марья Ивановна и Оксана Мироновна. Занятия проходили так: в одной комнате  занимались одновременно ученики первого и второго классов. Причем  с левой стороны  сидели первоклассники в количестве пяти человек,  а с правой -  три второклассника. В другом  помещении   таким же макаром учились ученики третьего и четвёртого классов, тоже в довольно-таки ограниченном количестве.
Пока мы, первоклашки, старательно выводили в своих тетрадях палочки и точечки, учительница занималась с учениками второго класса. Потом давалось задание им,  и  в это время Марья Ивановна  проверяла наши каракули.  Вот так мы и учились, и в результате получились очень даже  неплохие  ученики. Наверное,  потому,  что уже в первом классе мы в пол-уха усваивали материал следующего года. После четвёртого класса дети  из нашей воинской части продолжали учёбу  в Будапеште, в специальном интернате.

Между теми, кто учился у Марьи Ивановны и Оксаны Мироновны, было негласное соревнование, чья учительница лучше. По всем параметрам побеждала наша Марьюшка.  Во-первых, она была гораздо моложе. И, конечно, намного красивее. Волосы у неё были светло-русые вьющиеся и  пышные. Она заплетала их в длинную толстую косу, которую или закалывала сзади в высокую прическу, или просто перекидывала через плечо. Огромные глаза серого цвета с каким-то чудесным зеленоватым оттенком были окантованы густыми черными ресницами. И фигура у нашей Марьи Ивановны ни в какое сравнение не шла с фигурой Оксаны Мироновны. Наша стройненькая, высокая, Оксана же была низенького роста и довольна полная на вид. На фоне огромного количества плюсов у нашей учительницы Оксана Мироновна имела одно  ( но какое!)  преимущество. Она была замужем за офицером-танкистом. Наша же Марьюшка была пока  незамужем, и это нас очень огорчало. Нам хотелось, чтобы самый интересный, смелый и сильный молодой офицер заметил красоту нашей учительницы и влюбился в неё. Поэтому в свободное от учёбы время она находилась под нашим неусыпным наблюдением. Марья, конечно, ни о чём не догадывалась, но мы были в курсе всех её маленьких тайн: когда и с кем пошла в кино, кто её провожал. Не забывайте, что все эти события происходили в ограниченном пространстве, на территории одной небольшой воинской части.  А для нас, детей военных, игры в разведчиков были самым обыденным занятием.

Обычно в части в канун какого-нибудь события собственными силами готовился праздничный концерт. Так было и на этот раз, ведь  приближался, наверное, самый чудесный праздник – Новый год. Дети готовили утреннее представление. Разучивали стихи, отплясывали танец «Яблочко», четвероклассник старательно исполнял на аккордеоне «Полонез Огинского» и силами всех классов  репетировали новогоднюю пьесу с участием Снегурочки и Деда Мороза. Я в этой  пьесе исполняла роль хитрой лисички.   А вот  вечером 30 декабря должен был  состояться праздничный концерт для взрослых. И здесь уже выступали молодые бравые офицеры и офицерские жены. Наша любимая учительница  тоже принимала участие в подготовке  этого концерта. Она пела высоким чистым голосом очень красивую песню:
                Сорвала я цветок полевой,
                Приколола на кофточку белую.
                Ожидаю свиданья с тобой,
                Только первая шага не сделаю…
Аккомпанировал ей на баяне  симпатичный младший лейтенант. Он  нам, ученикам её двух классов,  очень понравился. Высокий светловолосый  с широкими плечами, и имя имел  красивое – Алексей.  Мы сразу  решили, что это самая подходящая кандидатура для жениха нашей Марьи Ивановны.  Каждый вечер во время репетиций мы, находясь в зале, не спускали с парочки глаз. Тем более дел  для нас  здесь находилось великое множество. Мы украшали зал гирляндами и золотистой мишурой, приклеивали на окна белоснежные ажурные снежинки. И нам казалось, что всё у наших влюблённых складывается самым наилучшим образом.

И вот наступил праздничный вечер. Школьники тоже находились в зале, ведь у них  не было бабушек или, как теперь это принято, нянь. Родители на все мероприятия вынуждены были брать детей с собой, чтобы те были под присмотром. Концерт начался с выступления хора. Моя мама тоже, кстати, пела в этом хоре. И я, встретившись с ней  взглядом, весело помахала  рукой. Потом под нескончаемые аплодисменты выступала знаменитая артистка Рина Зелёная, которая специально приехала к нам из далёкой Москвы. Она читала наизусть короткие рассказы смешными детскими голосами. Я ей так сильно хлопала, что у меня покраснели и начали чесаться ладошки. Одни номера сменяли другие, и вот,  наконец,  на сцену вышла наша Марья Ивановна. Она была чудо, как хороша. Тоненькая, как берёзка, в нарядной белой кофточке молодая учительница стояла посреди сцены, и весь зал любовался ею. А уж когда она пропела свою песню, зал просто взорвался от оваций. Мы, её ученики, были на седьмом небе от счастья, как будто это нам так неистово хлопали. Пришлось нашей учительнице повторить  песню на «бис».
                Значит, нужно тебе подойти,
                Самому обо всём позаботиться.
                А не то разойдутся пути,
                И любовь улетит, не воротится.

После концерта солдаты быстренько убрали стулья из центра зала, и начались танцы. Мы сидели в укромном месте и ждали, когда же наша Марьюшка начнёт танцевать со своим баянистом. И вдруг Алексей  пригласил какую-то совсем незнакомую нам девушку и закружил её в вальсе. Правда, наша Марья Ивановна тоже не стояла. Её без конца приглашали молодые офицеры. Она раскраснелась и весело смеялась. Но нас этот смех не радовал. Мы, посовещавшись, решили отомстить предателю и его партнёрше по танцам. У кого  родилась эта ужасная  идея, я не помню. Но мы определили шубку, в которой пришла на вечер подруга несостоявшегося жениха, принесли из класса ножницы, благо классы были в этом же здании офицерского клуба, и вырезали на спине кроличьей шубы огромную дыру. Так свершилась наша месть!
Не знаю, каким образом, но нас очень быстро вычислили. Возможно, мы обратили на себя внимание излишней суетой в гардеробной комнате. Короче, всё тайное стало явным. На следующий день было авральное родительское собрание. Родителям пришлось компенсировать  партнёрше ненавистного предателя Алексея понесённые убытки. На время каникул мы были все наказаны и лишены каких-либо развлечений. В основном сидели по домам.
 Началась новая третья четверть. И если раньше Марья Ивановна всегда обращалась к нам по именам, ласково улыбалась и даже, в случае очень хорошего ответа на вопрос, могла погладить своей нежной рукой по голове, то теперь она часто хмурилась и обращалась к нам только по фамилиям. Обычно после уроков Марья Ивановна читала нам вслух рассказы и повести любимого детского писателя Аркадия Гайдара. Теперь же ничего этого не было.  Но однажды, где-то в конце второй недели нашей учёбы, Марья Ивановна тихо сказала:
- После занятий останьтесь, пожалуйста, в классе. Я хочу с вами поговорить.
 Она стояла, отвернувшись к окну, зябко кутаясь в тёплый пушистый платок. Потом резко повернулась к нам, и мы увидели в её прекрасных серых глазах слёзы.
- Я никак не могу понять, зачем вы это сделали. Я всегда считала, что вы добрые, искренние, чуткие. Мы столько хороших книг прочитали вместе. Разве я вас учила совершать что-либо подобное? Наверное, я плохая учительница и неверно выбрала себе профессию. Ребята, мне очень тяжело. Снимите камень с моей души, объясните, зачем вы это сделали.
Мы сидели за своими партами, потупив головы. Вдруг Надя Коровкина, самая спокойная и тихая среди нас, резко вскочила и сказала звонким голосом:
- Мы хотели, чтобы Вы вышли замуж за баяниста. И он должен был танцевать только с Вами, – потом продолжила упавшим голосом, - это была месть предателю.
Некоторое время Марья Ивановна молчала, и нам казалось, что это молчание длится целую вечность.
- Так вот в чём дело, - наконец протянула учительница. – Вы хотели устроить мою судьбу. Ну, что ж, этот поступок тоже отвратителен, но я думала о вас гораздо хуже. Теперь мне всё ясно. Не хочу повторять всего того, о чём мы говорили на родительском собрании. Думаю, что вы всё прекрасно поняли, никогда не сделаете что-то подобное и  больше  меня не подведёте. И ещё я вам хочу сказать одну важную вещь -   я обязательно выйду замуж, но за того человека, которого полюблю и выберу сама, без чьей-либо помощи.   А теперь,  давайте, усаживайтесь поудобнее,  и мы начнём читать новую повесть Аркадия Гайдара  «Дальние страны». После этих слов  Марьи Ивановны  мы облегченно вздохнули и поняли, что она нас простила.
С той поры прошло много лет, но я и сейчас будто  наяву вижу свою первую  учительницу, которая учила нас быть порядочными людьми. А это, оказывается,  гораздо труднее, чем научить писать и читать.


Рецензии
Вам повезло с хорошей учительницей.
С необыкновенной открытостью!

Елена Серженко   03.09.2020 00:17     Заявить о нарушении
Но как давно это было, просто нереально!
С благодарностью и теплом,

Валентина Куршина   24.09.2020 10:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.