Философские тетради. Часть 3-2

Данное произведение распространяется в электронной форме с ведома и согласия автора на некоммерческой основе при условии сохранения целостности и неизменности текста, включая сохранение настоящего уведомления. Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома и прямого согласия автора НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

Философские тетради. Часть III-II.

Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада «Учение Шри Чаитанйи», 1989 г. Краткие тезисы. Продолжение.

Высшая стадия экстаза может проявляться в следующих 13 формах деятельности:
- танец;
- катание по полу;
- пение;
- хлопание в ладоши;
- вздымание волос на теле дыбом;
- громкие крики;
- зевота;
- тяжелое дыхание;
- полное пренебрежение социальными условностями;
- отделение слюны;
- смех;
- ощущение ноющей боли;
- кашель.

Трансцендентальные взаимоотношения (расы):
- человек, свободный от материальной скверны, постигает величие Верховной Личности Бога;
- человек считает, что по своему положению он всегда находится в подчинении у Верховного Господа. Он вечно зависит от беспричинной милости Верховной Личности;
- развивается трансцендентальная любовь и человек общается со Всевышним, в равной мере питая к нему любовь и уважение;
- братские чувства развиваются между возлюбленными.

7 вторичных взаимоотношений:
- смех;
- чудесные видения;
- вступление в рыцарские взаимоотношения;
- жалости;
- чувства гнева;
- ощущение ужаса и полного крушения.

Пять первичных рас постоянно пребывают в сердце чистого преданного, а 7 вторичных – то появляются, то исчезают, чтобы сделать богаче вкус и аромат первичных. Обогатив первичные расы, они исчезают.

Привязанность к Кришне – 2 категории:
- привязанность, окрашенная благоговейным страхом.
- дружба, родительская привязанность и супружеская любовь ослабляют страх и благоговение.

Шама – контроль ума и способность удерживать его от всех отклонений, сосредотачивая его на Верховной Личности Бога. Тот, кто пришел к выводу, что Верховная Личность Бога есть изначальный источник всего сущего, может достичь устойчивости ума. Когда человек готов вынести любые страдания ради того, чтобы контролировать свои чувства и сохранять в равновесии ум, это называется титикта, или терпением. А когда человек способен контролировать побуждения языка и половых органов, это называется дхртих.
Дхртих приводит к тому, что человек становится дхирой, умиротворенным. Тот, кто достиг умиротворения, никогда не испытывает беспокойств, причиняемых побуждениями языка и половых органов.
Если человек способен удерживать свой ум на Кришне, не отклоняясь от этого, он может достичь устойчивого положения в сознании Кришны, шанта-расы. А когда достигается шанта-раса, появляется непоколебимая вера в Кришну и исчезают все материальные желания.

Звук, порождаемый небом, присутствует и во всех прочих элементах (воздухе, огне, воде и земле).

При дальнейшем развитии сознания Кришны, или духовного понимания, человек начинает осознавать, что Параматма, или Сверхдуша, есть вечный объект поклонения и предается Ей.

Отречение – саннйаса.

Благодаря тому, что преданный носит Верховного Господа в своем сердце, он может очистить все и вся.

Если человек хочет что-то пожертвовать Господу, он может дать это Его преданным.
Преданный может очистить своим преданным служением весь свой род вплоть до сотого колена, тогда как высокомерный брахман не в состоянии очистить даже самого себя.

Кришна освобождает падшие души.

Махараурава – ад – место, предназначенное для людей, которые занимаются убийством животных; убийцы, или мясоеды, отправляются в этот ад.

Господь принимает преданное служение только такого человека, который полностью свободен от любого материального имущества.

Чтобы понять духовные материи, необходимо обратиться к духовному учителю, такому как Господь Чаитанйа Махапрабху, и задавать ему вопросы в смиренном состоянии духа. Нужно обратиться к авторитетному человеку и у него постигать науку духовной жизни.

Санатана Госвами: «Я рожден в низкой семье, я вожу дружбу с низкими людьми, я падший и самый никчемный из людей. Я страдал в темном колодце материального наслаждения и никогда не знал, в чем состоит истинная цель моей жизни. Я даже не знаю, что есть благо для меня. Хотя я принадлежу к тем, кого в мире считают людьми огромных познаний, на самом деле я настолько глуп, что даже сам себя возомнил ученым. Ты принял меня в Свои слуги, и Ты освободил меня из сетей материальной жизни. Теперь, пожалуйста, поведай мне, каковы мои обязанности в этом освобожденном состоянии».
Таков процесс принятия духовного учителя. Человек должен приблизиться к духовному учителю,смиренно покорившись ему, и после этого задавать ему вопросы о своем духовном развитии.

Тройственные страдания:
- страдания, которые причиняют ум и тело. Есть множество видов напастей, которые, пользуясь чувствительностью человеческого тела, причиняют нам боль.
- страдания, причиняемые другими живыми существами.
- стихийные бедствия, которые устраивают полубоги с высших планет.

По своей конституции живое существо является бессмертной душой. Оно не есть материя. Как духовная душа, оно является неотъемлемой составной частью высшей души, Абсолютной Истины, Личности Бога. Обязанность духовной души – предаться, ибо только это может сделать ее счастливой. Душа должна полностью предаться высшей душе, и тем самым познать счастье.
По своей природе мы – чистая живая душа. Это материальное тело нельзя отождествлять с нашей истинной сущностью. Ни твой ум, ни твой разум, ни твое ложное эго не есть твое подлинное «Я». По своей сущности ты – вечный слуга Верховного Господа Кришны. Твое истинное положение трансцендентально. Высшая энергия Кришны духовна по своей природе, а низшая, подчиненная энергия – материальна. Поскольку ты находишься между духовной и материальной энергией, ты занимаешь пограничное положение. Живое существо в точности подобно молекулярной частице солнечного света, тогда как Кришну можно сравнить с самим пылающим Солнцем.
Все космическое творение состоит из различных проявлений Его энергии. Энергия Верховного Господа трансцендентальна и духовна, а живые существа являются составными частицами этой энергии. Однако есть и другая энергия, которая называется материальной энергией, и она покрыта облаком невежества. Эта энергия, которая является материальной природой, делится на 3 качественных атрибута, гуны (благость, страсть и невежество). Все непостижимые энергии пребывают в Верховной Личности Господа, и все космическое проявление действует благодаря непостижимой энергии Господа.

Живые существа называются «знающими поле деятельности». Тело – поле деятельности; живое существо – знающее это поле. Хотя живое существо по своей конституции знает духовную энергию, или обладает способностью постигать духовную энергию, оно покрыто материальной энергией и, как следствие этого, отождествляет себя со своим телом. Это ложное самоотождествление называется «ложным эго». Введенное в заблуждение этим ложным эго, сбитое с толку живое существо в материальной жизни меняет различные тела и подвергается разнообразным страданиям. Различные типы живых существ в разной степени обладают знанием истинной позиции живого существа. Живое существо является составной частицей духовной энергии Верховного Господа. Поскольку материальная энергия занимает подчиненное положение, человек способен избавиться от покрова этой материальной энергии и использовать духовную энергию.
Низшая энергия покрывает высшую энергию, и из-за этого покрова живое существо подвержено страданиям материального мира, которые оно испытывает пропорционально степени страсти и невежества. Несколько более просветленные существа страдают меньше, но, в целом, все подвергаются материальным страданиям из-за того, что покрыты материальной энергией.
Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго вместе составляют низшую энергию Верховного Господа. Истинной сущностью живого существа является высшая энергия, и именно благодаря этой энергии функционирует весь материальный мир. Космическое проявление, состоящее из материальных элементов, не обладает способностью действовать до тех пор, пока высшая энергия, живое существо, не приведет его в движение. Обусловленная жизнь живого существа – результат того, что оно забыло о своих взаимоотношениях с Верховным Господом в высшей энергии. Когда эти взаимоотношения забываются, начинается обусловленная жизнь. И только когда человек оживляет свою подлинную сущность, осознавая себя вечным слугой Господа, только тогда он обретает освобождение.

Никто не может проследить историю того, как живое существо запутывается в материальной энергии. Она не имеет начала. Обусловленная жизнь существует еще до начала творения; она просто проявляется во время и после творения. Живое существо, хотя оно и духовно, вследствие забвения своей природы, испытывает всевозможные страдания в материальном существовании. Есть живые существа, которые не пойманы в сети этой материальной энергии, а находятся в духовном мире. Они называются освобожденными душами и всегда занимаются преданным служением в сознании Кришны.

Вся деятельность тех, кто обусловлен материальной природой, учитывается, и в соответствии с этой деятельностью, в их следующей жизни им предоставляется иной тип материального тела. В материальном мире обусловленная духовная душа получает различные вознаграждения и подвергается различным наказаниям. Когда она вознаграждается за свою праведную деятельность, она поднимается на высшие планеты, на которых становится одним из многих полубогов, а когда она наказывается за свои злые дела, она низвергается на адские планеты, на которых испытывает страдания материальной жизни в более острой форме.
Возвышение на высшие планеты или достижение более высокого положения в этой жизни никогда не бывает постоянным. Живое существо вынуждено будет опять погрузиться в воду. Все это постоянно происходит в этом материальном существовании, живое существо то восходит на высшие планетарные системы, то опять низвергается в адские условия материальной жизни.

Майа – «забвение своих взаимоотношений с Кришной», «то, чего нет». Этого не существует.

Считать, что живое существо не имеет связи с Верховным Господом – это заблуждение. Оно может не верить в существование Верховного Господа, или может думать, что не имеет никаких отношений с ним, но все это «иллюзии», или майа. Из-за того, что человек поглощен этими ложными представлениями о жизни, он постоянно пребывает в страхе и тревогах. Безбожные представления о жизни есть майа. Когда живое существо забывает изначальную природу своих взаимоотношений с Богом, его тотчас же одолевает внешняя энергия. И это является причиной возникновения его ложного эго, его ложного самоотождествления с телом. Все его представления о материальной вселенной вырастают из этого ложного самоотождествления с телом, потому что он привязывается к своему телу и вторичным продуктам деятельности тела. Чтобы выбраться из этой ловушки, ему нужно только выполнять свой долг и поручить себя Верховному Господу с разумом, преданностью и в истинном сознании Кришны.

Обусловленная душа ошибочно считает, что она счастлива в этом материальном мире, но если ей выпадет милость услышать наставления чистого преданного, она забывает о своем желании материального наслаждения и обретает просветление в сознании Кришны. Как только человек входит в сознание Кришны, желания материального наслаждения тотчас же подавляются в нем, и он постепенно освобождается от материальной запутанности. На свету нет места тьме, и сознание Кришны – это свет, который рассеивает тьму материального чувственного наслаждения.

Божественную энергию, состоящую из трех гун материальной природы, очень трудно преодолеть.

Каждое мгновение, которое обусловленная душа посвящает какой-то кармической деятельности, она забывает свое истинное «Я». Временами, когда она утомляется, когда она устает от материальной деятельности, она хочет освобождения и стремится стать тем же, что и Верховный Господь, но в другое время она думает, что она станет счастливой, если будет тяжко трудиться ради наслаждения чувств. И в том, и в другом случае она покрыта материальной энергией.

Когда обусловленная душа принимает милость духовного учителя и направляется сверхдушой и различными ведическими Писаниями, она обретает просветление и прогрессирует в духовной самореализации.
Живое существо предназначено не для того, чтобы добиваться успеха в выполнении религиозных ритуалов, экономическом развитии или чувственном наслаждении. Живое существо страдает от своего неведения о сокровище, спрятанном Его Высшим отцом, Кришной. Это сокровище – любовь к Богу, и все ведические Писания советуют человеку найти его.

Если человек ищет конечную цель жизни с помощью выполнения обрядов, его постигает неудача. Этот метод предполагает проведение обрядов под руководством священнослужителя, который берет деньги в обмен на свои услуги. Материальные несчастья человека будут продолжаться.

В процессе медитационной йоги человек надеется на слияние с Верховным Господом, но для живого существа раствориться в Высшем – это все равно, что быть проглоченным огромной змеей.

Тот, кто в своих поисках обращается к йакше, злому духу, никогда не отыщет его. В результате такой человек просто будет убит.
Йакша, в данном случае – это ум, склонный к спекуляциям, а этот путь самореализации, или путь джнаны, также самоубийствен.

Единственная возможность – стать на путь преданного служения в полном сознании Кришны. Только утвердившись в сознании Кришны, преданном служении Господу, можно действительно достичь совершенства жизни.

Пути кармической деятельности, спекулятивного познания и медитации не приведут человека к совершенству, но с помощью метода преданного служения можно действительно приблизиться к Господу. Когда человек приходит к преданному служению, его материальные страдания автоматически подавляются.

Все полубоги – не более чем различные энергии Верховного Вишну. Тот, кто поклоняется полубогам, фактически поклоняется только Кришне, ибо полубоги есть не что иное, как различные части тела Вишну или Кришны. Такое поклонение полубогам ошибочно.

Поняв позицию майи, человек может приблизиться к Верховному Господу в чистом преданном служении.

«После многих и многих рождений и смертей, тот, кто действительно пребывает в знании, предается Мне, познав Меня как причину всех причин и причину всего сущего. Но редко встречается такая великая душа»(Бх.7.19).

Планеты духовного неба, называемые Ваикунтхами, и вселенные материального мироздания, фактически относятся к различным типам проявлений, потому что это проявления, созданные из двух различных типов энергии – материальной энергии и духовной. Кришна непосредственно находится в своей духовной энергии, или, точнее, в своей внутренней потенции.

Цель материального проявления – дать обусловленной душе возможность достичь освобождения и возвратиться к Абсолютной Истине.

Совершенное знание можно обрести только аналитическим изучением Кришны.


Рецензии