В середине апреля 193... года...
До поселка Усть-Средникан, расположенному на правом берегу реки Колымы, партия со всеми пожитками благополучно доехала в крытом кузове, в то время знаменитого советского грузовика марки ЗИС-5. В поселке Усть-Средникан, состоящим из десятка деревянных строений (включая баню, конюшню и складские помещения) находилась перевалочная база. Здесь геологи отдохнули, пополнили продовольственные запасы, навестили одинокую могилу трагически погибшего коллеги, загрузили оленьи упряжки и вьюченных лошадей и по льду реки Колымы двинулись в поселок Нижний Сеймчан. В апреле трудно преодолевать этот путь, потому что еще держатся сильные морозы, весеннее солнце, обильно излучающее ультрафиолетовые лучи, вместе с блестящим снегом слепит и вызывает глазную боль у людей и животных, что затрудняет движение. Поселок Н. Сеймчан находится примерно в 150 км от Усть-Средникана и в 60 км от глухого таежного уголка в долине реки Дюрас-Юрега, куда следовала поисковая партия. В этом поселке был тогда единственный деревянный дом, ранее принадлежавший местному священнику, старая деревянная церковь и некоторые постройки хозяйственного назначения.
Дюрас-Юрега – небольшая речушка, зимой она как бы замирает, а летом ее зеркально чистые воды стремительно с шумом мчатся в Сеймчан. Особенно бурной бывает Дюрас-Юрега летом в дождливую и пасмурную погоду, когда подтаивает вечная мерзлота и мутные потоки с высоких гор сбегают в ее русло. Тогда она шумит и пенится, создавая заторы и затапливая большие участки тайги. Дюрас-Юрега – приток Сеймчана, течет по долине, заросшей лиственницами, тальником и разнообразной таежной растительностью. С севера над долиной возвышается голая сопка высотой около 800 м над уровнем моря, сплошь усыпанная сыпучими камнями. Эти камни разной конфигурации и величины, даже от неосторожного к ним прикосновения могут лавиной посыпаться вниз и подавить своей тяжестью. С юга к долине уступами примыкает поднимающаяся вверх, поросшая кедровым ельником, мхами, брусникой и разными северными травами, сопка высотой 1200 м над уровнем моря, с нее хорошо смотрятся уходящие вдаль Колымские горы. На западе выделяется конусообразная горная вершина, она очень красива на фоне голубого неба и уходящих вдаль, как в бесконечность, сопок. Особенно она живописна в лучах заходящего солнца и на фоне утренней зари. На востоке упирается в левый берег реки Сеймчан, откуда хорошо виден его правый гористый берег с таежными зарослями. По каменному руслу, проделанному за тысячи лет, река с шумом и гулом, гремя камнями, образуя круговороты и водопады, стремительно несет свои воды в реку Колыму. На отмелях вода реки Сеймчан в лазурных солнечных лучах ласково играет с серебристыми рыбами и разноцветными узорами речной гальки. Путь от поселка Сеймчан до реки Дюрас-Юрега был нелегким. Пробирались по бездорожью, преодолевая подъемы, крутые спуски, снежные заносы и наледи. Олени и лошади утомились, устали люди. Прибыв к месту назначения, геологи оборудовали стан, поблизости от него не было никаких населенных пунктов, вокруг дикая тайга. В этих местах редко встретишь человека или услышишь его голос…
Запылал костер. В походном казане сварился обед. Геологи торжественно отметили прибытие на место горячей пищей и стопкой спирта. На второй день вся партия, в том числе и Х., приступила к изыскательным работам, они искали рассыпное и рудное золото…
Началась весна, быстро растаял снег, зашумели реки и говорливые ключи, в зеленый наряд оделась тайга. С наступлением теплых дней появились тучи очень надоедливых комаров, без накомарников ходить стало невозможно. На озера и реки прилетели водоплавающие птицы. Проснулся от зимней спячки хозяин тайги бурый медведь. Он активно охотился на северных оленей и уже не раз появлялся у стана геологов. Без оружия ходить стало опасно. По-весеннему хлопотали у своих гнезд глухари, рябчики, горные куропатки и другие жители тайги. На ветвях лиственниц и кедрового сланника резвились голубые белки и летяги, громко стучал лесной барабанщик черный с красноватым опереньем дятел. Вылезли из своих нор и засвистели полосатые бурундуки. Затаилась на дереве рыжеватая рысь, она выслеживала добычу. Рысь коварный хищник, опасный и для человека. Мелкие хищники – горностаи с появлением потомства стали активнее ловить мышей, птиц и молодых зайчат. Хотя далеко находится этот северный край, но жизнь здесь имеет свою красоту, она многообразна и интересна.
Поисковые работы геологов, продолжавшиеся все лето, положительных результатов не дали, несмотря на огромную работу ни рассыпное, ни рудное золото обнаружено не было. Начальник партии принял решение возвращаться на базу. Погашены костры, сняты палатки, упаковано в мешки и переметные сумки походное имущество, геологи приготовились покинуть стан, но этому не суждено было случиться. К начальнику партии неожиданно подошел Х. и передал ему небольшой, но очень тяжелый неопределенной формы камень и спросил: «Что это такое?». Начальник ничего не ответил, но внимательно осмотрел камень, взял его в руки, перебросил с ладони на ладонь, постучал по нему геологическим молотком и громко крикнул: «Никуда не пойдем! Продолжаем работу! Поставить на прежние места палатки и за дело. Мы находимся в районе залежей коситерита. Скоро здесь откроются рудники и прииски, постоят дороги, дома, фабрики. Считайте, что мы являемся начинателями строительства нового города».
Х. был среднего роста, в возрасте около 32 лет, по специальности типограф. Ранее служил в Красной армии, затем демобилизовался. Он был женат, но с женой часто ссорился, был замкнут, неразговорчив, чувствовалось, что он что-то скрывает от окружающих. Однажды, будучи в пьяном состоянии, Х. устроил дебош, был задержан милицией, назвался вымышленной фамилией, под этой фамилией его осудили к 5 годам заключения. На Колыму он прибыл этапом. Из лагеря его направили на подсобные работы в поисковую геологическую партию. Х. в беседах с товарищами по заключению никогда не вспоминал о жене и даже скрывал, что был женат.
Судебная практика знает немало фактов, когда отдельные лица после совершения тяжкого преступления, в целях уклонения от ответственности за содеянное, совершают другое, более легкое преступление, изменяют фамилию и без сопротивления сдают себя в руки правосудия, в надежде получить небольшой срок и на время затеряться в лагерях. Так думал Х., совершая первое дерзкое хулиганство. На суде он признал себя виновным, в последнем слове обещал честным трудом искупить свою вину. Прибыв в ИТЛ и оказавшись в геологической партии, Х. был дисциплинирован, выполнял все порученные ему работы. Его авторитет в глазах начальника партии и администрации особенно поднялся после находки коситерита.
Х. досрочно освободился из заключения и уже вольным гражданином прибыл в Москву. Шло время…. Благодаря упорному труду геологов и горняков на базе месторождения коситерита открылись прииски и рудники, выросли электростанции и обогатительные фабрики, клуб, школа и жилые дома. В когда-то глухом таежном уголке ключом забила жизнь. Осваивать природные богатства приехало много людей. Однажды к пристани Нижний Сеймчан причалила баржа, на которой прибыла группа осужденных и в их числе Х., правда не под вымышленной, а уже под своей настоящей фамилией. Что же привело Х. опять в столь отдаленный таежный уголок? Почему он оставил столицу? На этот вопрос ответили следственные органы, арестовав его как убийцу своей жены. Как было установлено, Х. увлекался спиртными напитками, особенно часто употреблял их после демобилизации. На просьбы жены прекратить пьянство отвечал скандалами. Когда она сказала, что разведется с ним, Х. внушил себе, что она его не любит, нашла себе другого. Стал ревновать, между ними участились скандалы. Утверждения жены, что у нее никого нет, не производили на него должного впечатления, ее словам он не верил. Х. озлобился, еще больше замкнулся и решил тайным способом учинить жене унизительный допрос и таким образом узнать ее отношение к нему. В этих целях он временно примирился с ней, под видом поездки за грибами, заманил ее в лес и там домогался признания в супружеской неверности. Когда жена отвергла его домогательства, набросился на нее и ножом нанес смертельный удар прямо в сердце. Труп жены он прикрыл хворостом и один возвратился домой. Окружающим и знакомым сказал, что жена его бросила, ушла к другому. На второй день, приняв определенную дозу спиртного, умышленно совершил дерзкое хулиганство, имея при себе чужой паспорт (тогда на паспортах фотокарточка отсутствовала), был задержан сотрудниками милиции. За хулиганство Х. осудили под чужой фамилией и для отбытия меры наказания этапировали на Колыму.
Свидетельство о публикации №211111201543