Православие - 7. Божественная литургия
Как вы помните слово Церковь означает «собрание», слово Литургия означает «совместную работу» или «общее дело».
Следовательно Божественная Литургия, это действие Церкви, собранной Богом, чтобы служить Ему, слушать Слово Божье.
Православные всегда совершают Божественную Литургию в «день после субботы», то есть в воскресенье, символизирующий одновременно первый и последний день творения Божьего, или «восьмой день», как он называется в Священном Предании.
«Воскресенье» – день Воскресения Христова из мертвых, День Господень.
Кроме воскресений, Литургия служится и по праздничным дням, а в монастырях, больших соборах её служат ежедневно ( кроме будних дней Великого Поста ).
В течение многих веков на первую часть Литургии – «собрание верующих» - допускались все желающие, а вторая часть – «Евхаристическая жертва» – оставалась лишь для тех, кто через крещение и миропомазание в Церкви был обручён Христу.
Некрещеным не позволялось даже видеть приношение Святых Даров и причащение ими. Поэтому первая часть стала называться «Литургией оглашенных», то есть тех, кого огласили (объявили) как готовящихся к крещению.
Хотя в наше время даже не-христианам позволено присутствовать на Литургии, но причащаться разрешается только православным.
7.1.Проскомидия.
Священник приходит в Церковь за некоторое время до начала Литургии и облачается, читая особые молитвы. Затем он подходит к жертвеннику, чтобы приготовить хлеб и вино для Евхаристии. Эта начальная часть службы называется «проскомидией».
Сначала священник вырезает кубическую часть специально испеченного хлеба – просфоры, что означает «приношение». Вырезанная из нее часть называется Агнец и обозначает Христа: «Хлеб жизни, приходящий с небес», «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 6.32-4; 1.29).
Агнец вынимается таким образом, чтобы печать на просфоре, на которой изображен крест и надпись IC.XC.NI.KA.( что означает Иисус Христос Победитель ), оказалась сверху. Затем священник колет Агнец «копием» с правой стороны, произнося слова Евангельского свидетельства:
«..но один из воинов копием пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его» (Ин. 19.34-35). Священник эту выдержку из Библии произносит на старославянском языке.
Потом священник вливает в чашу вино и воду, вырезает частицу из другой просфоры, в честь Божьей Матери, и другие частицы – в память святых. Все это покрывается «покровцами», читаются молитвы и, в заключение, священник кадит и произносит молитву:
«Боже, Боже наш, небесный Хлеб, пищу всему миру, Господа нашего и Бога Иисуса Христа пославый Спаса и Избавителя и Благодетеля, благословяща нас, Сам благослови предложение сие и прими её в пренебесный Твой Жертвенник. Помяни, яко благ и человеколюбец, принесших, и их же ради принесоша: и нас неосуждены сохрани во священнодействии Божественных Твоих Таин. Яко святится и прославися пречестное и великолепное Имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
7.2.Благословенно Царство
После проскомидии священник или дьякон кадит престол, алтарь, иконостас, а затем и весь храм, произнося молитвы присутствия Христова.
Затем священнослужители читают молитвы «Царю Небесный», прося о ниспослании Святого Духа. Царские врата иконостаса открываются на всегда и священник, вознося Евангелие над престолом, провозглашает:
«Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне присно и во веки веков».
В этих словах выражается цель и источник богослужения.
Благословлять Царство Божье - значит любить его как самое ценное своё достояние, как дар жизни вечной, дар Божьей любви, которая и дается сейчас нам во всей полноте.
И люди в храме отвечают на это словом «Аминь», что означает «Да будет так».
7.3.Великая ектинья
После вступительного возгласа произносится великая ектинья. С нее начинается каждая литургическая служба православной Церкви. Это всеобъемлющая молитва Церкви о всех и о всем, начинается она с молитв «миром» с примирённой душой.
Далее идут прошения, на которые молящиеся отвечают «Господи помилуй».
Наконец, испросив у Бога избавления от всего тёмного и опасного, а также Его помощи, спасения и милости, молящиеся вспоминают Божью Матерь и всех святых и предают сами себя, и друг друга, и всю свою жизнь Христу Богу.
Великая ектинья заключается славословием Святой Троице и молитва завершается произнесением всеми молящимися слова «Аминь».
7.4.Антифоны
После Великой ектеньи поются «изобразительные псалмы Давида». Их называют «антифоны», так как раньше их пели, разделившись на два хора, каждый по очереди отвечая другому. Антифонов три.
Первоначально они пелись во время торжественных процессий, направлявшихся к Церкви для совершения Литургии. В наши дня они являются частью службы, как бы приготовление к слушанию Евангелия и совершению Евхаристии.
7.5.Малый выход
Во время пения третьего антифона совершается малый вход.
В древней Церкви малый вход и был собственно входом в храм всей процессии христиан, которые под пение антифонов шли за священниками несущими Евангелие. Теперь эта процессия совершается в храме, но смысл её все равно остается прежний: вхождение в Царствие Божье, следуя Евангелию Христову.
Когда священнослужители входят в алтарь и становятся перед престолом, хор поет тропарь и кондак дня. Эти гимны прославляют спасительное событие или святых, поминаемых в этот день.
Следует пение ангельской молитвы «Трисвятой песни», которая вечно звучит в Царствии Божьем:
«Святый Боже! Святый Крепкий! Святый Бессмертный! Помилуй Нас!».
Во время пения «Трисвятого», священник проходит на Горное место за престолом, чем заканчивается Малый вход.
7.6. Чтение апостолов
«Апостолом» на церковном языке называется выдержка из какого-либо Послания или Деяний Апостолов. На каждый день церковного года полагается своё особое чтение, как и на каждый праздник.
В Библии в конце ее есть «Указатель Евангельских и Апостольских чтений церковных», а также последовательность Евангельских событий. Этот справочник и определяет службу Церкви на каждый день.
7.7.Чтение Евангелия
После Апостола торжественно поется несколько раз «Аллилуйя», перемежающаяся стихами из псалмов. Затем дькон или священник читает отрывок из Евангелия.
Провозглашение Евангелия – это особая форма причастия человека Богу. Это часть литургического таинства, в котором и через которое Бог объединяется со Своими людьми.
После Евангелия иногда произносится проповедь. В православном Предании проповедь считается необходимой частью Литургии и неотделимой от её общего смысла.
7.8. Сугубая ектенья
Литургия завершается сугубой ектеньёй. Прошения в ней о всех людях, нуждающихся в Божьем благословении, Божьей помощи и руководстве. Молитвы приносятся поименно о больных, страждущих, нуждающихся и усопших, а также о помощи стране в тяжелых обстоятельствах, избавлении от определенных опасностях и т.д.
7.9. Великий вход
Мы уже говорили, что существует лишь одно истинное приношение Богу, это жертва Иисуса Христа, вечно отдающего себя Отцу за грехи мира.
Перед великим входом священник молится, исповедуя свое собственное недостоинство и подтверждая, что единственный Священник Церкви есть Иисус Христос.
Дары – хлеб и вино, представляющие Христа, и во Христе весь мир Божий, поднимается с жертвенника и в торжественной процессии проносятся через Царские врата в алтарь.
После великого входа читается еще одна ектенья, за которой следует молитва, испрашивающая Божьего милосердия ради Жертвы Христовой, чтобы Он принял Своих людей и их приношение и сподобил принять Святое Причастие.
7.10. Любовь и вера
Далее священник провозглашает из алтаря:
«Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы (т.е. чтобы единомысленно исповедывать)…
А молящиеся продолжают:
Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и неразделенную».
«Бог есть любовь» (1 Ин. 4.8, 16) , поэтому без любви не может быть ни жизни, ни истины, ни причастия Ему.
Иисус Христос учил, что весь ветхозаветный Закон и все пророки основаны на двух великих заповедях – любви к Богу и любви к человеку. И Он дал Свою «новую заповедь»: «как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» ( Ин. 13.34).
После призыва к любви поется «Символ Веры». Чтением «Символа Веры» на Божественной литургии каждый верующий сознательно подтверждает и признаёт своё крещение и принадлежность к Церкви.
7.11. Анафора
Следующая часть Божественной Литургии называется Евхаристическим Каноном или Анафорой, что значит «Возношение».
Теперь Дары возносятся Богу Отцу и освящаются Святым Духом, приходящим, чтобы превратить их в истинные Тело и Кровь Христовы.
Итак, во Христе – все исполнено и всё свершено.
Он – приношение за мир, примирение и прощение.
Он – жертва моления, благодарения и хвалы.
В Нём прощаются все человеческие грехи и беззакония.
В Нём исполняются все положительные устремления человека.
В Нём и только в Нём находятся все пути человека к Богу и все пути Бога к человеку, соединяемые в одно Святое Причастие.
Через Него одного люди имеют «доступ к Отцу в одном Духе» (Еф. 2.18).
Далее священник молится о нисхождении Святого Духа на Дары и на всех людей и «о претворении» хлеба и вина, принесенных в воспоминание Христово, в его честные Тело и Кровь.
В то время как хор поёт песнь Богородице, священник кадит Святые Дары и продолжает молиться Богу.
В завершении анафоры, священник благословляет людей, призывая за них Божью милость.
7.12. Отче наш
Теперь наступает время последней подготовки к Святому Причастию. Все молятся о ниспослании «Божественной благодати и дара Святого Духа», «соединения веры», и о том, чтобы Господь сподобил нас произносить «Отче наш, иже еси на небесех…» и дерзать молиться Богу как своему собственному отцу.
7.13. Причастие
После «Отче наш» священник благословляет молящихся миром Христовым и, преклонивши головы все вместе молятся о достойном причащении. Священник молится, чтобы Сам Христос пришел и преподал Свои Кровь и Плоть:
Сначала причащаются священнослужители. В это время хор поет особые песнопения – «запричастный стих».
Потом причащаются «верные» (прошедшие перед этим таинство исповеди, покаяния) хлебом и вином, которые священник дает им из чаши на лжице (ложечка).
Отходя от чаши, причастники запивают Святое Причастие вином с теплой водой и заедают его хлебом.
7.14. Благодарение
Теперь священник благословляет народ.
Песнопения и молитвы, следующие за Святым Причастием, подразумевают регулярное и обязательное участие в причащении всех членов Церкви.
В действительности же бывает, что не все присутствующие на Литургии верующие подготовлены к нему. При нынешних условиях жизни и при существовании «номинальных» христиан, вероятно так будет случаться и дальше. Но все же нам следует помнить, что отказ от приобщения Святым Тайнам Христовым ведет к искажению основного смысла и цели Литургии.
Эта книга написана в том числе и для этих целей – объяснить православным, если хотите, научить - более осмысленно воспринимать Церковь, свою принадлежность к православию, крещению, причастию.
Достаточно подробное изложение Богослужения и Божественной литургии, необходимо многим и многим. Даже верующие, достаточно богобоязненные люди, плохо понимают, а порой просто не знают, что происходит во время службы в Церкви. В основном знают о таинствах исповеди и причащения.
Но вся глубина и Божественный смысл происходящего во время службы, к сожалению, многим не известна. Обычно приходя в Церковь, спрашивают у старушек какой иконе поставить свечку, в мистическом страхе выслушивают замечания о том, что они не так одеты, не так ведут себя от тех же старушек.
В этом смысле авторитет излишне старательных старушек непререкаем, у людей не знающих о действительных таинствах Церкви.
С другой стороны, это вызывает раздражение от замечаний, что вы не знаете правил правильного богослужения.
К сожалению, пробел знаний христианского православного богослужения, отдаляет людей от Церкви, делает их как бы «необразованными».
В результате мы имеем «номинальных христиан» – крещенных православных, не посещающих Церковь, не исповедующихся, не причащающихся, а через это лишенных более тесной связи с Богом, Иисусом Христом и благости Святого Духа.
Если я никого не обидел, (а у тех кого обидел – прошу прощения ) - то продолжим изложение тех знаний, которые я уже получил, а теперь и вы будете знать .
Создано
Юрий Дрёмов
пос. Развилка
12.11.2011г.
Свидетельство о публикации №211111201615