Повесть о Духовницком Собрании и пожарном насосе
Живут люди в районе сельским хозяйством и, отчасти, переработкой сельскохозяйственной продукции. Живут, как везде в наше время, - сложно и разно. Что отличает Духовницкий от других подобных мест, - это…дети. Непомерно большой процент выпускников районной школы получает высшее образование. Заслуги школы в этом деле неоспоримы, но, задай вопрос, отчего здесь такая школа, - никто ничего вразумительного сказать не может.
Из Духовницкого в Хволынск ходит по Волге паром, если не зима и река не покрыта льдом. Часто штормит, особенно осенью, но паром всё равно, раскачиваясь и скрипя старым железом, преодолевает 7 или 11 (не помню точно) километров великой реки.
До областного центра – Саратова – 270 километров, до Самары – 90.
В Хволынске чудесный музей Петрова-Водкина, художника.
В Духовницком же нет никакого музея, но его следовало бы создать, только непонятно, как надо было бы сформулировать тематику музея и что назначить в качестве экспонатов. Но у входа в музей обязательно должен был бы стоять пожарный насос образца 19 века или памятник ему.
Вот что рассказывают.
По берегу Волги стояли сёла, основанные «баламутами», т.е. крестьянами, разошедшимися со властью в том или ином толковании жизни: кто хотел личной воли, кто – вольной земли досыта, кто в Бога верил не так, как предписывали циркуляры. Все пришельцы как-то устроились: земли было, правда, вдоволь, земля была живородящая, щедрая, и Волга кормила, не скупясь. Но баламуты они и есть баламуты. И ели досыта, но Истины доискивались, как умели: с крестьянской истовостью и основательностью. Грамотность была практически поголовной, книжки не только читались и переписывались, но создавалась и своя оригинальная богословская литература.
По воскресеньям мужики собирались в Духовницком на площади возле пожарной каланчи поспорить о Писании, - о том, в чём собственно, Правда и Воля Божия состоят.
Споры были долгими и горячими. Иногда дело доходило до потасовок, и за Правду народ бился отчаянно, чем сильно озадачивал власти. Неизвестно, приходила ли в голову властям мысль запретить эти народные собрания, но та мысль, которая материализовалась в Указе, свидетельствовала о мудрости начальства и особой просветлённости того места Вселенной, которое, как уже было сказано, называется Духовницкий.
Предписано было в день народных собраний держать наготове пожарный насос и достаточный запас бочек с холодной водой, чтобы, если драка возникнет, разливать зачинщиков водой до их успокоения.
Споры о Боге продолжились в Духовницком.
Местные хроникёры ничего не говорят о том, когда и по каким причинам крестьянское богословское общество перестало устраивать свои еженедельные собрания. Можно только догадываться, когда и как.
Деревни взыскующих правды Божией пережили революцию, Гражданскую войну, коллективизацию, Войну Отечественную, - всё пережили. Потом – как всем хорошо известно – на Волге поставили каскад плотин, людей гуманно переселили-перемешали, - старые деревни ушли под воду, и Цивилизации не стало.
Цивилизации не стало, но…дети остались и рождаются новые. И что-то такое сидит в них, что-то такое…взыскующее…
Этой истории можно без труда придать смысл политический или вписать её в какую-нибудь идеологию, - дурацкое дело нехитрое!
Между тем, просветлённый певец Божий царь Давид в псалме №1 вопрошал: «отчего волнуются (мятутся) народы?». Царь Давид не знал ответа на этот вопрос, не будем и мы делать вид, что знаем.
Но история о Духовницком Собрании и охраняющем это собрание пожарном насосе вспоминается и вспоминается, - похоже, мужики с Духовницкой площади говорят, что спор о Боге и Правде не закончился и, не дай Господь, если он будет закончен.
Духовницкий, 1999 г.
Свидетельство о публикации №211111200177