Веллер- Всеобщая теория всего

ИЗ интернета
ФИЛОСОФИЯ
http://kuchaknig.ru/show_book.php?book=165690&page=58
(окрасить и читать через google.com)или саму книгу
http://www.e-reading.org.ua/book.php?book=10914



Все о жизни(всеобщая теория всего)
Веллер Михаил
 книга скачана раз - 1255 
 
Описание: Все это уложилось у меня в голове около тридцати трех лет. Надо заметить, что тогда я не был знаком с теориями Вернадского и Гумилева, не читал Шопенгауэра и Тойнби и не слышал фамилии Чижевского. Стоял 1981 год, и страна была закрыта снаружи и внутри. Приходилось думать самому, благо больше делать было нечего; это вообще было время думанья.

Содержание:
Михаил Веллер Всё о жизни
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ГЛАВА I. Главный ход
1. Познай себя
2. Познать мир
3. Познать свое место и роль в этом мире
4. Как, зачем, почему человек и мир
ИНТРОДУКЦИЯ Знание и догадка
ГЛАВА II. Главная цепь
1. Зацепка
2. Воспоминания
3. Ощущения
4. Стремление к счастью
5. Самореализация
6. Максимальные действия
7. Энергетический уровень
8. Неизбежная гибель человечества
ГЛАВА III. Универсальная теория
ЛИНИЯ ОТСЧЕТА
Уровни тенденций
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ
БОМБА
ЕВРЕИ
БОГ
НА ПРОЩАНИЕ О тех, кто понимал
Шопенгауэр
Вернадский
Фрейд
Резюме
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Предисловие ко второй части
Я СКАЗАЛ
Еще короче о главном
ГЛАВА I. Понял – нет?
Пониматель
Мозг и режим форсажа
Ум и интеллект
О правде
ГЛАВА II. Камо грядеши
Прогресс
Пища
Государство и ландшафт
Письменность и информатика
Государство и эволюция
//////////////////////
Империя
Падение цивилизаций
Цивилизация и рождаемость
Метисы
Закон
Коммунизм
Табу и его разрушение
Интеллигенция и ее уход
ГЛАВА III. Отсюда и в вечность
Продолжительность жизни
Детство
Молодость
Романтика
Зрелость
Отцы и дети
Изменение характера с возрастом
Рак
Смерть
Вера и религия
ГЛАВА IV. Решение вечных вопросов
Смысл жизни
Свобода
Слава
Власть
Мораль
Справедливость
Совесть
Зависть
Месть
Предательство
Жестокость
Доброта
Добро и зло
ГЛАВА V. Любовь зла
Любовь
Ревность
Страдание
Секс
Мужчина и женщина
Несовпадение вершин
Дон-Жуан
ГЛАВА VI. Госпожа удача
Случай
Неудачник
Стремление к поражению
Наркотики
Искушение
Уровень некомпетентности
Агрессивность
Сопротивляемость среды
Самоубийство
 
 
 Государство и эволюция(глава 2)
/////////////////////////////
     Мы имеем сколько-то связные представления о человеке в Истории только до тех глубин времен, когда была уже письменность и изрядная архитектура, но не раньше. А ими сопровождалось существование государства.
     Человеком догосударственным занимаются этнография и этнология, и здесь экстраполируемые результаты - к чему пришли бы народы, которые мы застали на родоплеменном уровне - проблематичны и не бесспорны.
     Отсталые народы так или иначе всунуты сторонней им ци вилизацией в фарватер ее развития, с концом их изоляции кончилось и их самостоятельное и естественное развитие.
     Мы имеем дело с человеком государственным.
     Есть ряд теорий возникновения государства, но различные объяснения и приведение разнообразных причин не имеют принципиального значения. Суть одна. Люди стремятся так организовать свое сообщество, чтобы в сумме быть сильнее и иметь возможность делать совм естно больше, чем по отдельности.
     До определенного этапа государство создается по линии целесообразности для явного и понятного блага граждан:
     Безопасность? Конечно. Внешняя - отмахаться от соседей.
     Внутренняя - лучше суровый закон, чем никакого, когда каждый может резать каждого, а так договоримся о правилах и будем жить все по ним, жмет под мышками, конечно, зато жив и сыт, а буйный головорез выищется - укоротим вместе его на голову. Семью заведем, род продолжим, будет нас много, и никто нас не тронет.
     Сытность, производительность труда? Конечно. Хором мамонта забьем и прокормимся, хором оросительный канал прокопаем и хлеб посеем.
     Удачливый и сильный поделится в голодный час едой, а мы ему за это дом побольше смайстрячим, в свой час лучший кусок дадим.
     Воин защищает, пахарь пашет, строитель строит, а в результате всем защищенное и сытнее. Излишком хлеба прокормим ученого, он нам водяную мельницу изобретет, наш труд высвободит от ручной помолки, мы еще больше всего наделаем.
     Пока все элементарно, Ватсон, это проходят в школе. А нешкольным языком - государство повышает энергопреобразовательную мощь человека.
     Дальше начинаются сложности. Все государства плохие. Они ограничивают и угнетают человека. Заботятся, конечно, как-то, - но при этом диктуют, заставляют, угрожают карами. Налоги дерут, в армию загоняют, правила поведения навязывают, и главное - справедли вости в них не хватает.
     Со времен Платона, а на самом деле раньше, люди строили теоретические модели справедливого государства. Несть числа утопиям, как "логично-научным", так и художественно-фантастическим. Но о том, что "справедливость" в жизни недостижима в общих масштабах, мы говорили во многих местах.
     Пока тоже просто. Годится едва ли не любой пример. Вот вы завели собаку сторожить дом. А она ест, гадит, пахнет псиной, скулит когда не надо, спариваться ей потребно, - увы, побочные для вас следствия. А для нее, может, сторожить ваш дом - побочное следс твие ее жизни, где главное - кормежка и конура. Любая медаль имеет две стороны.
     Народ создает законы и государственные должности для себя. А исполняют их конкретные люди. Они самоутверждаются. Чем энергичнее и способнее - тем могут быть честолюбивее и корыстнее. Уж как Петр охаживал Меншикова и кулаком и дубиной за безмерное воровство - а держал: способный.
     И тогда народ создает дополнительные законы, дополнения, поправки, - чтоб ограничить возможность государственных лиц самодурствовать и употреблять власть во вред народу. Портит власть человека, это давно известно. Афиняне вообще додумались до остракизма: раз в год изгоняли на десять лет того, кто выше всех высунулся. Того, кто, по их мнению, угрожает свободе и демократии, слишком одеяло на себя тянет.
     И плевать, что он много пользы принес. За прошлое - спасибо, а в будущем - как бы тираном не стал.
     Римляне решили: трибунам отправляться с войском вдвоем и командовать по очереди, через день, и хорошо, если они друг друга не любят - не сговорятся тогда с этим войском взять власть в Риме и подмять государство под себя. В результате такой демократии Рим с грохотом проиграл битву при Каннах и едва не погиб. Двуначалие отменили.
     То есть. Государство постоянно совершенствуется, как может.
     Детали подтачиваются, шлифуются, вводятся дополнительные предохранители и "улучшатели". Машина делается все более громоздкой.
     В любом государстве происходит, с самыми благовидными целями, бюрократический рост. И до поры до времени это действительно улучшает и совершенствует деятельность государства. А потом оно начинает делаться все более громоздким, задыхаться и спотыкаться.
     Это одно. А второе:
     Закономерности существования и развития государства те же, что и прочие в истории и природе: государство стремится быть как можно более мощным и значительным, повышать свою энергопреобразующую деятельность.
     Оно экспансивно по сути! Оно "хочет" быть большим, сильным, богатым - и начинает завоевывать соседей. Оттого часто и гибнет. Кир нарвался,
     Александр нарвался, Наполеон нарвался. Про слабых и завоеванных и говорить нечего.
     Но вот гибель Рима очень всегда историков интересовала. Такой большой, сильный, богатый - чего загнил, чего развалился, ведь четыреста лет назад такую толпу вшивых варваров Цезарь или Сулла растерли бы в грязь несколькими легионами? Тут и теория морального упадка, и теория физического вырождения, и теория угасания энергии этноса.
     Вообще-то Рим кончился в 212 году с эдиктом Каракаллы, который дал права римского гражданства всем свободным жителям всей территории империи. Обитатели завоеванных провинций стали полноправными римлянами. Что это значит? Энтропию это означает, вот что. То самое равенство, когда между людьми и группами резко падает разница потенциалов. Да хрен ли иберам и бриттам величие Рима, гори он ясным пламенем. А ведь идея была хорошая. И с точки зрения морали людям приятно было стать гражданами, и радеть, вроде, за государство больше должны, армейские вопросы решать легче. Ан нет...
     Что есть суть государства? Что делает его таковым - нужным и мощным? Организация его, структура законов и государственных механизмов. Что с ними всегда происходит со временем? Усложняются, увеличиваются. К чему это ведет? К противоположному эффекту. Те самые механизмы роста н самоорганизации, которые способствовали образованию, росту и укреплению государства, по мере времени начинают мешать ему, загромождать "кровеносные сосуды", виснуть тяжелым грузом, мешать на каждом шагу. Все больше дистанцируется и абстрагируется государство от тех отдельных людей, на которых и для которых оно существует. Люди привыкают видеть в чиновнике не друга и защитника, а врага и вымогателя, который занимается черт-те чем, а тебя главнее.Закон и государство по мере усложнения из все более эффективного и отвечающего назначению превращается во все менее эффективное и не отвечающее своему назначению. И тогда его прожирают и загаживают изнутри, и оно рушится от любого толчка извне, а может и без особых толчков, как СССР в 1991 году. 
 (см. далее 59,60 )
1   ...   53    54    55    56    57    58    59    60    61    62    63    64    ...   160
 


Рецензии