Феофан Грек

Новым для русской живописи XIV в. стало вторичное сближение с искусством Византии, переживавшим последний период своего расцвета. Выразителем нового движения стал Феофан Грек, который приехал на Русь в тот момент, когда молодая русская культура находилась на подъеме. Живописец огромного темперамента, свободно обращавшийся с традиционными схемами и канонами, он нашел на Руси благодатную почву для своих творческих устремлений. Известно, что Феофан был исключительно плодовитым художником. Однако, до наших дней дошла лишь незначительная часть его произведений.

По свидетельству Епифания Премудрого, Феофан за свою жизнь расписал более сорока церквей в Константинополе, Халкидоне, Галате, Каффе (Феодосии), Великом и Нижнем Новгороде, а также в Москве. Прибыв из Византии в Новгород, Феофан обратился   к изучению уже сложившейся там художественной традиции. Его собственные росписи в церкви Спаса Преображения на Ильине (1378), хотя и по-своему, в известной мере развивали эту традицию. Кисть Феофана обладала волшебной динамичностью. Он строил фигуру темпераментно, широкими мазками, намечая контуром и резкими светлыми бликами бороду и усы, нос, брови, щеки.  Эта свободная живописная манера позволяла сосредоточить все внимание на главном – выразить страстные, волнующие мысли, которые обуревали его героев.

Феофан любил свободные, асимметричные контуры, энергичные, размашистые линии, полные динамизма формы. При этом Феофан не жаловал, пестрых красок. Его цветовая гамма очень скупа и сдержана. Святым Феофана присуща одна общая  черта – суровая одухотворенность. Они непрестанно борются  с одолевающими их страстями, и борьба эта дается им дорогой ценой. Познав «соблазны мира», они уже утратили наивную веру. И хотя на их грозных, убеленных сединами лицах лежит печать покоя, лица эти полны трагического пафоса. Многофигурные композиции Феофана Грека  пронизаны движением, некоторые персонажи изображены со спины, что совершенно необычно. Лица отшельников отмечены внешне выраженным психологизмом. Особенно выразителен Макарий Египетский – древний старец с изможденным лицом (http://proza.ru/2011/11/12/339).

Манера Феофана очень понравилась новгородцам, и у него нашлось немало последователей среди местных иконописцев. Куда отправился  Феофан из Великого Новгорода не совсем ясно. Возможно, что в 80-е гг. он работал в Нижнем Новгороде и участвовал в росписи  Спасского собора, однако никаких подробностей о пребывании иконописца в этом городе не сохранилось.

Более всего данных о пребывании Феофана в Москве. Здесь он расписывал церковь Рождества Богородицы (1395 г.), Архангельский (1399 г.) и Благовещенский (1405 г.) соборы. Среди упоминаемых летописцами московских работ Феофана сохранилась лишь одна – деисусный чин Благовещенского собора. Эту работу он выполнил совместно со старцем Прохором и чернецом Андреем Рублевым.  Сквозная тема деисусного ряда - это моление, совершаемое высшей духовной иерархией перед троном всемогущего Царя небесного за весь людской род. В центре – фигура Спасителя, Судии. По одну сторону от Него – Богоматерь, по другую – Иоанн Предтеча. За ними, соответственно: ангелы-утешители, апостолы Петр и Павел, святые Василий Великий и Иоанн Златоуст. Считается, что из девяти икон Феофану принадлежат иконы Спаса, Богоматери, Иоанна Предтечи, архангела Гавриила, апостола Павла, Иоанна Златоуста и Василия Великого. Среди них особенно удались икона Богоматери и Иоанна Предтечи (http://proza.ru/2011/11/12/341).

Умер художник между 1405 и 1415 гг. В течение всей своей жизни он был образцом безупречности для русских иконописцев. Однако, сразу после его кончины в иконописи возобладали тенденции и настроения, привнесенные в нее Андреем Рублевым.

Средневековье http://proza.ru/2023/01/17/232


Рецензии