Поэтическое в политических текстах

 Филологический анализ

Политическая борьба происходит посредством вбрасываемых в общественный «эфир» некоторых текстов. И тексты эти нередко содержат воистину поэтическое.  Очень сильное поэтическое, но при этом это поэтическое возникало лишь как публицистическое украшение, заострение слога. Иногда и вовсе не как поэзия, а как завершающая кода предложенной информации или вообще нечаянно. 

Так было на поэтическом вечере «Казарин и Касимов» (два самых главных поэта свердловской области представили свою совместную книгу).  На свердловщине принято небожителей  от творчества называть  уменьшительным именем при сохранении отчества. Всё  началось с Брусиловского, которого как известно величают Миша Шаевич. Так вот Юра Викторович и Женя Петрович по переменке читали стихи и  отпускали комментарии. А показательной для нашей темы тут оказалась мысль-речь  Юры Викторовича. Он, как известно, считает поэзию» сутью сутей всего». С этого он и начал, добавляя, что искусство, проза и всё такое - это потом,  сначала  -  суть сутей,  поэзия. Сразу же любому, кто думал над сутью и особливостью поэтического ремесла, бросается в глаза, что Юра Викторович отождествляет поэзию с философской метафизикой, но почему-то не может увидеть всей неадекватности сказанного. Саша Ерёменко и  Борис Рыжий для него  – замечательные поэты (такие же как Тютчев или Пушкин), а Некрасов, Абрамович, Сталин – корни зла, нечто плохое и мало поэтическое...  Очень не стройное построение. Но как только Юра Викторович, уходит из фундаменталистского мира муз в презираемый им мир политики, он  вдруг  начинает творить, и получается «поэтический образ»:
«Как он, этот Абрамович,
 может спать,
купив этих Челси,
когда в стране -
миллион беспризорников!» 
А потом стал читать свои стихи, которые являются «сутью сутей»: «какая мгла, какая нега, какие очи в белой мгле…» - и так далее: текст, текст, не говорящий ровно ни о чём, ни о чём таком:  десницы, рукавицы, ни тебе «Челси», ни тебе «беспризорников»…
Поэзия приходит незваной, нежданной, нелегальной, ни тютчевской и даже не некрасовской..  Во время суда по поводу подписей кандидата в Облдуму  Свердловской области за Леонида Волкова, тот передал в твиттере изречение представителя избиркома:
«Все свидетели, подтверждающие
 подлинность своих подписей лгут,
потому что они или члены партии Волкова,
или его друзья, 
или друзья его мамы».
Тут всё сплелось, весь мир, вся борьба правды и лжи, вся бесхребетность предательства,  бездна  духовной пустоты, ложь в кубе, адская зорница, это как в скульптурной композиции Зураба Церетели, где  убиенные  Романовы и их фрейлины стоят с закрытыми глазами в мире смерти. Тут также женщина произносит теплое слово «его мама», но произносит из хлада и тьмы, отринувшее всё человеческое: смешно, но немножко противно.
Как видим, это поэтическое было, строго говоря, создано даже и не почувствовавшим поэтическую силу услышанного вдруг текста Волковым, его бросила бюрократическая фроеляйн-партогеноссе, которая служит какому-то непонятному «рейху», какой-то мощной машине, превратившей бывшую женщину в неживого биоробота.
Поэзия как будто сама   появляется там, где ей вздумается, и так, как ей вздумается . Вот пример поэтической попытки в газете «СР» предоставить читателю нечто образно- поэтическое в заголовках агитационного материала.
«Нас боятся и поэтому «мочат» ».
Автор строк  «сам не понял, что сказал».  Он использует жаргонное слово «мочат»,  совсем забыв, что благодаря национальному лидеру слово «мочат» жестко ассоциируется с  выражением «мочить в сортире». При чём горе-поэт ни только не чувствует  дополнительную смысловую окраску, но он не пронимает и того, почему на самом-то деле «мочат». Потому что за неимением на улицах едроссов «народные представители» тузят попавших под руку эсеров, которые совершенно очевидно являются младшими братьями старшей партии.
В этой же газете и другая полит-танка:
Римма Маркова:
Я бы многое отдала
За возможность
Плюнуть Голиковой
Прямо в лицо…
Сильно? Сильно. Но мгновенно возникает вопрос: почему бы сразу не плюнуть главному начальству? Почему не плюнуть лидерам эсэров  заодно. Почему не плюнуть Обаме, Саркози, Клинтонше?  Начинается женский неестественный боксинг.  Это, конечно, не голос из ада, это голос из какого-то беспомощного, вялотекущего его преддверья.
Немножечко задорнее обстоит дело с Задорным. Конечно, он очень косноязычен: «НАТО – трусло…».  Нашлось какое-то где-то  скомканное словечко. Но поскольку сам текст абсолютно правилен, свиреп, беспощаден, правдив и дерзок, лексические шероховатости  читатель прощает. Но наряду с не очень сильными поэтическими словообразованиями (каолиция – калиция, ГМО-сапиенс и т.д) у Задорнова  сочинились и нормально-мужицкие поэтические неологизмы-окказионализмы:
 - Сракози
- Твиттрий Нанотольевич
- Хиллари Клинтон, Кондолиза Райс, Мадлен Олбрайт, – все три американских лесбиянки.

То есть, наряду с проходной эстрадной халтурой возникают эпичные , обалденно выразительные поэтические перлы. И происходит это как раз благодаря вмешательству предельно «некрасовской» политичности.
Не специально поэтические, а таковые, возникающие в силу страстного и внутреннего желания сказать точно и сильно. Нечто очень-очень поэтическое  получается невзначай.
Приведем для примера  концовку статьи Нафика Фамиева, кандидата от КПРФ  по уралмашевско-эльмашевскому избирательному округу  в городе Екатеринбурге. В конце  его текста «Инструкция по борьбе» появляется ритмично-барабанный раёшник, который также напоминает средневековый китайский жанр «цзоцзуань».  Фамиев сам выделяет этот текст курсивом. В нём звучит набат по поводу возможной победы «Единой России». Вот что тогда будет:
- увеличится возраст выхода на пенсию на 5 лет;
- увеличится рабочий день на 12 часов (чтобы не платить вдвойне за сверхурочные);
- увеличится рабочая неделя до 6 дней;
- упростится процедура увольнения;
- произойдёт отказ от трудовой книжки;
- пенсии депутатов и чиновников поднимутся до 100 тысяч рублей в месяц;
- появится льготная программа ипотеки для госслужащих;
- будет принята новая программа приватизации на 2012-2017 годы на сумму 5 триллионов рублей, покруче чубайсовской;
- вернётся ставка единого социального налога до 30% с 2014 года;
- увеличатся тарифы на газ, тепло и электроэнергию до 30% в год;
- увеличится цен на бензин;
- увеличится плата за техосмотр;
- увеличится стоимость ОСАГО в 3 раза после 2012 года;
- будут введены платные автодороги и платные железнодорожные переезды;
- будут переведены на самоокупаемость школы и больницы, введется по сути платного образования и лечения;
- установится минимальный пакет часов бесплатного преподавания предметов (остальное платное);
- сократятся количество ВУЗов и бюджетных мест в ВУЗах в 3 раза;
- будет введен  выпускной ЕГЭ в ВУЗа;
- будет введен с 2013 г. налог на имущество от  рыночной стоимости;
- запретят бесплатную рыбалку на водоёмах, бесплатный сбор ягод и грибов в лесах (законы подготовлены);
- отменят сберкнижки и введут безналичный расчёта через  банковские карточки для увеличения комиссионных сборов Сбербанка.
Круто.  Сильно. Мощно. Вспомнились разом и Ленин, и Сталин, и юный Гайдар (Аркадий) ,  и Варшавянка в душе запелась, и «Щорс идёт под знаменем, красный командир», и «Куба, любовь моя» у пионерского костра, - всё вспомнилось. Вот как надо писать! Тютчев с кем угодно тут отдыхают.
Сама по себе поэзия-  лишь некое эстетическое увеличение, усиление, подчёркивание истины фактов, обнажение правды. Сами по себе рифмы и размеры ни о чём не поют, ничего не рисуют. Так что никаких «десниц» - «Челси», «беспризорники», «Сракози»,  «три американских лесбиянки», «КПРФ»…


Рецензии