Век портрета

Вглядываясь во «тьму былого» невольно начинаешь понимать, что каждый век имел свои особенности, богат был собственными событиями и личностями, их творящими. Так, в XVIII веке возникла и стала быстро развиваться светская живопись, несколько потеснившая древнерусское искусство и иконографию. Знакомясь с  произведениями живописи того столетия возникает впечатление, что само время ускорило в те годы свой бег, поскольку всего за несколько десятилетий русское искусство преодолело путь, на который  Западной Европе потребовалось два - три века. Почти одновременно возникали различные виды и жанры живописи. Стилевые направления искусства,  последовательно сменявшие друг друга в  европейских странах, в России сосуществовали рядом: за эпохой полноценного барокко (1740 – 1750 годы) и краткой, мало проявившей себя в России стадии рококо (рубеж 1750 – 1760-х годов) наступил период классицизма. Страна торопилась наверстать упущенное  время и… вырваться вперед.

И все же XVIII столетие принято в первую очередь считать веком Русского Портрета. Хотя вначале ценился он значительно ниже исторического и мифологического жанров. Постепенно складывалась собственная портретная школа живописи. Отчетливо видно как на протяжении столетия менялись поколения художников. Явно прослеживается преемственность в обучении мастерству. Известно, что у А.Матвеева учился А.Антропов; у А.Антропова – Д.Левицкий; наставлениями Левицкого пользовался В.Боровиковский, ставший в свою очередь учителем А.Венецианова, прославившемся в следующем веке.

***

Не перестаю удивляться, что и здесь не обошлось без участия Петра I. На островах в устье Невы, на болотных топях начал возводить он  Санкт-Петербург – новую столицу Российского государства. Впервые по единому градостроительному плану прокладывались прямые улицы, рылись каналы и разбивались парки, возводились крепости, царские дворцы и особняки вельмож, строились соборы, коллегии и торговые склады. Спустя десять лет,  в 1713 году происходит переезд царского двора и высших государственных учреждений в Петербург. Через год выходит указ о запрете каменного строительства во всех городах России, за исключением Петербурга. Согласно мнению Петра I все ресурсы должны быть сосредоточены в одном, главном на определенный период времени месте. Для возведения построек и украшения города  требовалось множество знающих свое дело архитекторов и скульпторов, живописцев и граверов.  Россия перенимала, осваивала и перерабатывала опыт западноевропейских стран в разных областях деятельности человека, в том числе и в сфере искусства. Процесс этот шел несколькими путями: приобретались за границей готовые произведения искусства; привлекались иностранные специалисты для работы в России и подготовки отечественных кадров; отправлялись русские люди за границу за государственный  счет в качестве так называемых пенсионеров для обучения и совершенствования в своем деле. А пока в России работали иностранные мастера, среди которых было немало одаренных личностей – архитекторы Ж.-Б. Леблон, Д.Трезини, А.Шлютер, скульптор Б.Растрелли-старший, живописцы Л.Каравакк, И. Таннауер и множество других. Однако дальновидный Петр I не ограничивался только призывом иноземцев. Уже с 1716 года  начал он отправлять за границу  молодых людей для обучения различным художествам. Петровские пенсионеры И.М. Никитин (ок. 1690 – 1741), А.М.Матвеев (1701 – 1739), П.М.Еропкин (1690 – 1740), И.К.Коробов (1700 – 1747) и И.Ф.Мичурин (ок. 1703 – 1763) по возвращении домой нашли применение своему таланту и оставили значительный след в русском искусстве.

Постепенно стала возникать мысль о необходимости создания своей Российской Академии художеств. Петр I как обычно стремился  вникнуть во все дела, все сделать сам. Со свойственной ему практичностью  лично составил он в 1724 году перечень предметов для обучения учеников в будущей Академии. Этот список включал помимо живописи, скульптуры и архитектуры такие профессии, как столярное, плотницкое, токарное, слесарное, медное дело, устройство фонтанов и шлюзов.  В общей сложности - более двадцати дисциплин.

***

Не успел Петр I претворить в жизнь свою очередную задумку. Разработки его стали забываться. Но не перевелись на Руси подвижники. Одним из них был М.В.Ломоносов, который много усилий приложил для открытия Московского университета. Сам он также стремился овладеть навыками живописного мастерства. Хорошо известна его монументальная мозаика «Полтавская баталия», создававшаяся на протяжении 1762-1764 годов и размещенная в Петербургской Академии наук. Не так важно, что мнения о ее художественных достоинствах весьма противоречивы. Все же отражает она один из важнейших эпизодов в истории России. В своем стихотворном произведении «Разговоре с Анакреоном» он писал:

О, мастер, в живопистве первой,
Ты первой в нашей стороне
Достоин быть рожден Минервой,
Изобрази Россию мне.
Изобрази ей возраст зрелой
И вид в довольствии веселой,
Отрады ясность по челу
И вознесенную главу.

***

Нельзя пройти мимо заслуг соратника и помощника в воплощении идей Ломоносова -  графа Ивана Ивановича Шувалова. При изучении биографии этого человека возникло у меня к нему чувство симпатии. Забудем о том, что стал он в двадцать три года фаворитом царствующей Елизаветы Петровны. Отметим, что был он «нетипичным», бескорыстным человеком, много сделавшим для развития просвещения в России. Предоставим слово его современнице, Великой княгине Екатерине Алексеевне, вошедшей в историю под именем Екатерины II. Так,  в своих мемуарах она писала: «Вечно я его находила в передней с книгой в руке. Этот юноша показался мне умным и с большим желанием учиться. Он был очень недурен лицом, очень услужлив, очень вежлив, очень внимателен и казался от природы кроткого нрава». Хотя позднее дороги их и разошлись. И именно она сместила его с занимаемых должностей. Всмотримся в его портрет кисти Ф.С. Рокотова.  Вспомним о его деяниях. Именно он вместе с М.В.Ломоносовым стоял у истоков основания Московского университета и соподчиненной ему «Академии трех знатнейших художеств» - живописи, скульптуры и архитектуры. Стал он первым куратором университета и президентом академии. Как известно, Университет начал свою работу в  1755 году вместе с двумя гимназиями при нем.  В 1757 году Елизаветой Петровной был подписан указ о создании Академии, а в следующем году открыла она свои двери для «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов». Формально Академия первые шесть состояла при Московском университете, но имела местом своего пребывания  Петербург и по существу была независимой. Размещалась она вначале в особняке Шувалова, который к тому же долгие годы выступал в роли ее  мецената.  Доступ в Академию был открыт «всякого звания российским подданным….кроме крепостных людей и не имеющих от господ своих вечного увольнения». Набирали сирот и подкидышей, сыновей солдат и священников, столяров, конюхов, портных и прочего мастерового и служилого люда. И все это потому, что в среде  дворян в те годы считалось позорным занятие любым трудом, в том числе и художественным. Особо хочется подчеркнуть, что из крепостного сословия вышли получившие вольную Ф.Рокотов, М.Шибанов, И.Аргунов, П.Соколов и А.Воронихин.

***

Ранее все портреты находились в  частных собраниях, висели в залах особняков и родовых усадеб. Сведения о них были скупы, как и об их создателях-художниках. Теперь же сосредоточены полотна в лучших музеях страны. Можно прийти и спокойно полюбоваться работами Ф.Рокотова, Д.Левицкого, В.Боровиковского и других портретистов. Думается, увидеть живопись, научиться ее «читать» — не меньшее искусство, чем услышать музыку во всем ее образном и эмоциональном богатстве. Издано сейчас множество альбомов с репродукциями картин, выпущены художественные открытки и марки. И это не считая ресурсов Интернета. Занимательно совершать путешествия по миру живописи, не покидая пределов дома.

Послесловие. Если бы не работы выдающихся художников-портретистов того времени разве смогли бы мы сейчас представить как выглядели царствующие персоны и члены их семей, видные государственные деятели и ученые? В том числе – Петр I, М.В.Ломоносов и И.И.Шувалов, портрет которого предваряет данный текст.


Иллюстрация. Иван Иванович Шувалов в 1760 году, портрет кисти Федора Степановича Рокотова. Государственный Эрмитаж.


Рецензии
Если бы не художники, ускользающего в небытие, прошлого - мы бы не имели визуального представления о людях тех, далеких для нас, лет. Но, мало еще - увидеть живопись, автор прав - уметь читать - не меньшее исскуство, чем "услышать музыку во всем её образном и эмоциональном богатстве" или любое авторское слово...

Спасибо, Галина!

Людмила Солма   09.07.2012 14:13     Заявить о нарушении
Людмила, спасибо! Далеко не каждый способен разглядеть в малом - большое.

Галина Магницкая   09.07.2012 14:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.