Арминианская конференция в Одессе 2011

Кто мы есть?
Размышления о конференции « Основы, история и современное состояние арминианского богословия»

Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов".Разве разделился Христос? (1Кор.1:12-13)

В начале октября в Одесской богословской семинарии произошло знаковое не только для Одессы, но и для всей Украины, событие.
Знаковое по той простой причине, что вопросы, рассматриваемые на  конференции, были не отвлеченно-богословскими, оторванными от жизни, интересные только для узкого круга специалистов.
Эти вопросы мощным потоком ворвались в привычной ритм жизни наших церквей и вовлекли в свой бурный водоворот не только служителей или пасторов, но и рядовых членов церкви.
Проблема, название которой, еще десять - пятнадцать лет тому назад, большинство из нас даже и не слышали, а если и слыхали, то знали только то, что она есть там, на далеком Западе, сегодня оказалась камнем преткновения для многих религиозных общин не только Украины, но и бывших стран СССР.
Христиане, прошедшие горнила испытаний советской эпохи, из всей богословской литературы, имевшие только Библию, или в лучшем случае Симфонию; делившие себя на регистрированных и отделенных, с приходом демократии, обнаружили, что существует еще множество других причин для разделений.
И одна из этих причин оказался вопрос предопределения или избрания. Именно под таким названием большинство современных членов церквей ЕХБ узнали о существовании двух основных богословских систем протестантизма.
Точнее в первую очередь узнали, что есть некие кальвинисты, которым якобы все позволено, и даже грешить, так как они уже предопределены ко спасению прежде создания мира, записаны в Книгу жизни, откуда никогда и никем не будут вычеркнуты.
А поскольку такой союз греха и спасения абсолютно не вмещалось в наше «узкое сектантское сознание» то многие добропорядочные христиане автоматически отвергли эту «ересь Кальвина» и стали бояться как огня даже самого этого слова.
И  когда чуть позже, выяснили, что идеологическими противниками кальвинистов являются так называемые арминиане, то естественно без долгих раздумий записали себя в их число.
«Кто не с нами, тот против нас.» -этот принцип безотказно сработал и в этом случае.
И пошло-поехало. В христианской печати стали появляется статьи об опасности кальвинизма и пользе арминианства. В церквях начались скрытые или открытые гонения и преследования  инакомыслящих. Дошло даже до открытого разделения церквей. И мало кто из противников, как с той, так и с другой стороны, пытались стать на место своего оппонента, вникнуть в его богословскую позицию и искать нечто общее, то, что может объединить всех нас в единое целое.
А ведь его и искать не надо – «Разве разделился Христос?» пишет Ап. Павел.
Ведь враг у нас один, общий  –  грех, и сатана торжествует, когда дети Божьи сражаются между собой, вместо того чтобы объединить свои усилия в проповеди Евангелия и борьбе со грехом.
Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом. (Гал.5:15)
И чтобы избежать повторения нашей отечественной истории 60-х годов, пока накал страстей не перешел Рубикон, после которого нет возврата, нам необходимо открыто начать ликвидацию богословской неграмотности в наших церквах в вопросах как арминианства так и кальвинизма.
И пусть не смущают нас богословские термины и иностранные слова. В повседневной жизни мы ежедневно пользуемся сложной бытовой техникой, автомобилями, мобильными телефонами и  компьютерами. Школьников младших классов не ставит в тупик SMS - ка одноклассника с просьбой сбросить по Bluetooth новый рингтон для мобильника. Да и наше старшее поколение уже освоило Skype и Wi-Fi, и умеет пользоваться Internet–ом и поисковым сервером Google.
Я специально привел такое обилие иностранных слов, которые за короткий период времени (порядка десятка лет) вошли в наш привычный обиход, но за которыми стоят сложнейшие технологии и процессы.
И хотя 99% из нас  не знают принципов их работы или устройства, тем не менее, мы свободно не только оперируем этими понятиями, но и успешно применяем эти устройства и программы для конкретных своих целей.
Почему же когда заходит вопрос о богословии, о духовных вопросах, о сложных местах в Библии, большинство из христиан, сразу впадают в испуг и панику.
Из прогрессивных христиан 20 столетия, мы опускаемся до уровня героя рассказа  Чехова  «Человек в футляре», любимой фразой которого стало бессмертное: «Как бы чего не вышло».
Не рискуем ли мы повторить историю католической церкви, которая запрещала простому люду читать Слово Божие, аргументируя этот запрет желанием избежать ересей и вольнодумства.
В эдикте императора Священной Римской империи Карла IV (конец XIV века) говорилось: "Мирянам обоего пола по каноническим установлениям не подобает читать чего бы то ни было из Писания, хотя бы на народном языке, дабы через плохое понимание они не впали в ересь и заблуждение".
И хотя мы живем уже в ХХ1 столетии, многие наши пастора и проповедники даже сегодня стараются избегать в своих проповедях сложных библейских тем, и годами кормят своих великовозрастных младенцев, жидким молочком, вместо здоровой и твердой пищи.
А если прихожане рискуют задавать вопросы на «острые темы», то они автоматически попадают в разряд «слишком умных» и за ними даже могут установить негласный контроль. И это происходит в тех деноминациях, которые выросли, возмужали, и распространились по всему миру, благодаря тщательному изучению Священного Писания их членами.
«Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную»(Иоан.5:39) Эти слова Христа является не просто очередным красивым лозунгом или удачным рекламным слоганом.
Это призыв к реальным действиям, к поискам духовных сокровищ в Слове Божьем, от которых зависит жизнь каждого из нас. И не просто жизнь, а жизнь вечная. Исследование – это не легкомысленное чтение в трамвае или метро. Это даже не привычный ритуал чтения Библии утром и вечером по одной главе. Это последовательное, я бы сказал дотошное, изучение каждого слова, каждой мысли Священного Писания: - как они относятся ко мне лично, и что я должен сделать, чтобы войти в царство Христа.
И ни какой ученый богослов не сможет так за меня исследовать Писание, чтобы я его усилиями вошел в Небесное царство. Он может и должен меня научить, объяснить показать, просветить, но право принять решение верить ему или нет, остается лично за каждым христианином.
 Вероятно, из таких позиций и исходили организаторы конференции в Одессе, назвав ее просветительской.
Один из самых известных на Руси просветителей – Григорий Сковорода  (1722-1794) всю свою жизнь посвятил разъяснению простому народу основ нравственности, используя при этом различные литературные жанры – от басни до философских трактатов. Отличительной чертой его творчества является практически полное отсутствие в его трудах цитат и ссылок других авторов. Зато он в обильном множестве приводит тексты из Священного Писания.
Конференция в Одессе и в этом отношении также постаралась быть достаточно оригинальной и своеобразной. Хотя суть конференции была ясна из ее названия: «Основы, история и современное состояние арминианского богословия», тем не менее, большинство докладчиков решили не просто рассказать об этом богословском направлении в протестантизме, его истории и постулатах, но и попутно сравнить  его с кальвинистическими взглядами, не избежав при этом конструктивной критики.
Наряду с обычным изложением истории зарождения, становления и роста влияния арминианства на христианский мир и общество в целом, доктор богословия С.В. Санников привел малоизвестные до недавнего времени для русскоязычного братства ЕХБ «ПЯТЬ ПУНКТОВ РЕМОНСТРАНТОВ», которые при внимательном их рассмотрении, разрушают некоторые стереотипы, сложившиеся среди христиан постсоветского пространства.
В частности арминиане, как и кальвинисты считают, что именно от Бога исходит инициатива спасения человека.
«Что сам человек не имеет ни спасительной благодати, ни действия собственной свободной воли, так как находясь в состоянии отступничества и греха, он не может самостоятельно помыслить о чем-либо добром - т.е. ни о чем подлинно добром, и прежде всего о спасительной вере. Но нужно, чтобы от Бога, во Христе и посредством Святого Духа он был возрожден и обновлен в понимании, чувствах и воле, и всех его способностях, так чтобы он мог понимать, размышлять, желать и исполнять то, что есть подлинное добро, по Слову Божию [Иоанн 15.5].»
(3 пункт РЕМОНСТРАНТОВ.)
И также как кальвинисты, так и арминиане верят в предопределение, т.е. извечный замысел Бога, относительно спасения падшего человека. Несмотря нам расхождения в понимании механизма принятия этого спасения, и арминиане и кальвинисты едины в том, что для получения «спасительной веры» и для пребывания в ней необходима «благодать Святого Духа».
« Что Бог, по вечному и неизменному замыслу в Своем Сыне Христе Иисусе, прежде сотворения мира, решил:
спасти, из человечества впавшего в грех, во Христе, ради Христа и чрез Христа, тех кто по благодати Святого Духа уверуют в Сына и по той же благодати пребудут в вере и послушании вере до самого конца;
а также оставить под грехом и гневом упорствующих и неверующих и осудить их как чуждых Христу, по слову Евангелия от Иоанна 3.36 и других мест Писания.» (1 пункт РЕМОНСТРАНТОВ.)
Несмотря на общепринятое мнение, что арминиане в отличие от кальвинистов верят в потерю спасения, пятый пункт РЕМОНСТРАНТОВ звучит далеко не так категорично.
Заключительная часть пятого пункта гласит: «Что касается вопроса о том, могут ли они по лености или нерадению оставить начало своей жизни во Христе, принять сей мир, отойти от святого учения однажды переданного им, лишиться доброй совести и пренебречь благодатью – то это нужно сделать предметом более точного исследования Священного Писания, прежде, чем мы сможем учить этому с полным пониманием.» (1 пункт РЕМОНСТРАНТОВ.)
Несмотря на то, что с момента написания этих пунктов Ремонстрантов прошло более 400 лет (написаны в 1610г.)  вопрос возможности потери спасения у арминиан до сих пор остается открытым.
Другой докладчик - современный христианский писатель и историк Константин Прохоров выдвинул своеобразную идею о том, что евангельские христиане баптисты СССР не могут быть арминианами и кальвинистами.
Так, по его мнению, наше славянское евангельско-баптистское братство сформировалось в изолированном обществе ХХ столетия, за железным занавесом, в отрыве от западного протестантизма, и поэтому наши христианские корни следует искать в православии, которое никогда не знало ни арминианства, ни кальвинизма. Поэтому и у нас, баптистов – евангелистов этого понятия не существовало и не может существовать по определению.
Константин Прохоров привел множество цитат и ссылок из единственного легального журнала ЕХБ в СССР «Братский вестник», а также из нелегального журнала Совета Церквей ЕХБ «Вестник Истины», которые, по его мнению, подтверждают идею самозарождения евангельских христиан и баптистов в дореволюционной России и СССР.
Несмотря на привлекательность и самобытность этой теории, на мой взгляд, она построена на выборочном отборе исторических фактов и богословских аспектов, и не учитывает, те, которые не совсем вписываются в ее стройную систему.
Исторические документы и официальная история ЕХБ свидетельствуют, «что евангельское пробуждение на юге Украины предшествовало пробуждение немецких колонистов, происходившее в середине 19 столетия.» (История евангельских христиан-баптистов в СССР, Издание ВСЕХБ 1989г. стр. 53.)
От немецкого слова «Штунде» - час, и пошло название штундисты. Во времена советской власти на юге Украины этим словом и православные, и атеисты, да и официальная советская пропаганда именовала всех евангельских христиан  -  баптистов, адвентистов, пятидесятников.
На севере России, мощное пробуждение началось с прибытием в 1874г.  в Петербург  английского миссионера лорда Редстока и его проповеди Евангелия среди высшего общества.
Были еще и другие места, где зародились маленькие ручейки будущего духовного обновления России, в частности среди молокан на Кавказе, и в Таврической губернии.
Все эти отдельные евангельские движении, даже неся с собой влияние западной богословской мысли, в качестве исходных кирпичиков для домостроительства поместных церквей использовали людей разных национальностей царской России 19 века. В большинстве своем они были выходцами из православия, и естественно их жизненный уклад, православное мировоззрение, и народные традиции накладывали определенный отпечаток на их веру и богословские взгляды.
Но в подавляющем своем большинстве, зарождение евангельского движения в дореволюционной России строилось на противопоставлении его чистоты, святости и трезвости жизни безнравственности и духовному застою православных мирян и их священнослужителей.
Например, журнал «Слово Истины» № 5-6 за 1917г. в разделе «Обзор печати»  стр. 86 после ряда неприглядных эпизодов из жизни русского православного общества, автор обзора восклицает: «Все это так, только одно нам не ясно: была ли вообще когда в людях, в массе «основа религиозной  морали»? Не носимся ли мы только с видимостью религии! Ведь только рожденные свыше души могут быть верны долгу и чести. Страшно жить в наше время!...»
Кроме того, единым фундаментом Богословских знаний, как для протестантов Запада,  так и для русских евангелистов была Библия на доступном и понятном родном языке.
Поэтому неудивительно, что пия из одного источника, просвещаясь одним Духом, люди могут приходить к одним мыслям и понятиям.
До революции, а также в первые годы советской власти, многие наши братья, получали богословское образование за рубежом, например такие известные баптистские служители как Проханов И.С., (Бристольский колледж),   Фетлер В.А. (Спердженский колледж).
Кроме того, некоторые наши руководящие братья, такие как В. Федичкин и В. Мицкевич даже в советские годы проходили обучение в том же Спердженском колледже, в 1970г. "Братский Вестник" - №5 – 1970. И это далеко не единичные случаи.
Да и в наших поместных церквях, в 80-е годы,  вопросы спасения, обращения, предопределения, уверенности в спасении всегда вызывали оживленные обсуждения на членских собраниях.
Кроме того, многие христиане, даже не зная правильности богословских названий своих взглядов, тем не менее были арминианами, кальвинистами, или вообще имели смешанные взгляды.
Поэтому попытка доказать, что отечественные баптисты не кальвинисты и не арминиане, и таким образом устранить эту проблему из нашего братства, очень заманчивая по своему изложению, но к большому сожалению неприменима в практической жизни и не  учитывает реальной духовной обстановки в нашем братстве.
Если просмотреть архивные подшивки официального журнала «Братский вестник», то но протяжение нескольких десятилетий, начиная с  1946г.  по 1989 гг. на его страницах неоднократно рассматривались вопросы как кальвинизма, так и арминианства. Причем рассматривались как положительные, так и отрицательные стороны этих богословских взглядов.
Например, брат А.В. Карев, главный редактор журнала «Братский вестник», Генеральный секретарь ВСЕХБ писал: «Положительная сторона учения Кальвина о Предопределении в том, что оно побуждало Верующих к нравственной и истинно христианской жизни.» Братский Вестник, №4, 1963г.
Действительно, если мы обратимся к истории, то невозможно отметить тот факт, что нравственная чистота и высокая мораль всегда сопровождала те церкви, которые придерживались кальвинистских взглядов.
Достаточно вспомнить английских пуритан (стремящимися к чистоте), и их строгие моральные требования к каждому своему члену, что и  породило их историческое название.
Из школьного курса истории многие из нас помнят «Варфоломеевскую ночь» с 23 на24 августа  1572г.  когда в одну ночь по всей Франции были жестоко убиты около 20 тысяч гугенотов, которые своей мученической смертью  подтвердили верность Христу.
В средневековой Европе Женева по словам современников была «Содомом и Гоморой». В самых грязных и отвратительных грехах и пороках погрязли все слои общества.
Тем не менее, сила его духа, твердость убеждений, и несомненно благословение Божие позволили Кальвину за 20 лет преобразить Женеву. По словам шотландского реформатора Джона Нокса «Женева стала самой совершенной школой Христа, которая существовала с апостольских времен». Со всей Европы приезжали протестанты, чтобы поучиться у Кальвина.
Может быть поэтому, в наш развращенный век, когда христианская мораль пала так низко, а аморальность и безнравственность стала нормой жизни, когда святая и праведная жизнь, скромный внешний вид, отсутствие украшений и косметики, вызывает насмешки и удивление даже у членов евангельских церквей, возник интерес к доктринам кальвинизма?
Когда наши церкви, находясь в условиях внутренней изоляции, в окружении враждебной атеистической среды, были сосредоточены в основном на борьбе с внешней угрозой их живой вере, то без кристальной чистоты и святости их членов в повседневной жизни, устоять против государственной тоталитарной системы было просто невозможно.
В обществе был сформирован четкий образ баптиста – сектанта. И если его поведение выходило за рамки этого образа, например, христианина заметили в кино, или за рюмкой вина, или уличали в обмане (что было крайне редко),  то соседи, сотрудники, знакомые тут же ставили этого зарвавшегося баптиста или пятидесятника на место примерно такой презрительной фразой: «ты не верующий, ты такой же, как и мы!».
Поэтому сама обстановка тех лет создавала идеальные условия для поддержания веры в надлежащей форме.
Быть христианином тогда было если не всегда опасно, то по крайней мере унизительно и бесперспективно. Поэтому номинальных христиан в церквях практически не было, так как цена христианства была крайне высокой.
Прошло всего два десятилетия, и в современной Украине, России грани между христианами истинными и номинальными, между миром и церковью стираются не по дням, а по часам.
Грех во всех его формах и видах проникает в поместные церкви, независимо от их деноминационной принадлежности . И возможно, поэтому здравые идеи кальвинизма возникли не сами по себе в наших церквях, а они просто проявили себя в нас в эти трудные времена Лаодикийского периода.
Поэтому существование христиан, членов наших церквей, с кальвинистическими и арминианскими взглядами – это не миф, а реальность наших дней.
И проведение подобных просветительских конференций по вопросам не только арминианства, но и кальвинизма, это не просто формальность, а острая необходимость, насущная потребность нашего времени.
Конечно, в газетной статье невозможно, да впрочем, и нет необходимости освящать и рассматривать все доклады ее участников.
Возможно, позднее будет издана брошюра, благодаря которой, все желающие смогут получить более полную информацию о этой конференции.
Хотелось бы только посвятить несколько строк «Круглому столу», в котором смогли принять ведущие отечественные богословы и авторы докладов.
Среди различных вопросов, обсуждавшихся за «Круглым столом», был два вопроса, которые я хотел бы привести  в качестве ярких иллюстраций реального положения дел в нашем братстве.
Вопрос «Представляет ли кальвинизм угрозу для наших церквей?»  показывает, что по-прежнему кальвинизм для многих из нас представляется в образе врага. И хотя, в процессе ответов участников «Круглого стола» выяснилось, что врагом является «кальвинизм на бытовом уровне», т.е. когда люди совершают грехи, прикрываясь своим избранием, тем не менее, мы по прежнему всех кальвинистов считаем опасными и нежелательными людьми в церкви.
Отвечая на следующий вопрос, «можно ли считать кальвинизм ересью?» все участники «круглого стола»  пришли к единодушному мнению, что кальвинизм, как и арминианство, нельзя считать ересью, и что братья и сестры, придерживающиеся той или иной точки зрения, должны жить в мире и любви между собой в наших церквях.
И это мнение я считаю главным итогом, достигнутым на конференции в Одессе.
Как не вспомнить здесь Слова блаженного Августина: "В главном - единство, во второстепенном - свобода, а во всем - любовь".
И арминианство и кальвинизм, это не две противоположные богословские теории обращения, спасения, исповедания и освящения  нашей христианской жизни.
Это не две системы, противоположные по духу, хотя многие пытаются это доказать вот уже на протяжении нескольких столетий.
Каждая из этих систем являются дополняющей друг друга, показывающая благодать Божию с разных ракурсов.
Иисус Христос – Бог и Он любит всех людей, и желает спасти каждого грешника. И в тоже время Бог Отец, ожесточает сердце фараона, и посылает лютые казни на Египет. Разве Библия описывает двух разных богов? Конечно же нет. Это один Бог в трех лицах, и догмат Троицы не подлежит сомнению среди христиан.
Бог создал человека, читаем мы в первой Книге Библии. Мужчину и женщину сотворил он.
Мужчины отличается от женщин,   как внешне, физиологически так и  внутренне – у женщин другая система мышления, эмоций, принятия решений.
Созданы ли они для того, чтобы противостоять друг другу? Конечно же нет.
Ева была логическим дополнением Адама, у нее были определенные функции и обязанности, отличные от ее мужа.
Но согрешив, человечество пытается на протяжении тысяч лет извратить Божий замысел, наделяя людей несвойственным им образом жизни и поведения.
Современные женщины становятся все более мужеподобными не только внешне, но и внутренне. Карьера, бизнес, самодостаточность и независимость стало мечтой нашего, некогда прекрасного пола.
Результатом этих желаний, стали разрушенные семьи, целомудренность и брак потеряли свою привлекательность и ценность в глазах молодежи, а дети становятся сиротами при живых родителях.
И все это происходит потому, что нарушен порядок в семейных отношениях, установленный самим Богом.
«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог.» (1Кор.11:3)
Увлекаясь спорами, кто лучше, правильнее, вернее понимает Слово Божие, мы зачастую забываем, о самом главном – кто является  Главой Церкви, и кем являемся мы.
И когда мы выясним каждый для себя, свое истинное положение в глазах нашего Господа, то слова Христа «Да будут все едино..» (Иоан.17:21) приобретут для нас особый смысл.
Может быть потому, что в сумятице богословских споров мы не придаем им особого значения, не стремимся воплотить в жизнь наших церквей, и не происходит сегодня то действие, которое является следствием нашего единства, та цель, ради которой Христос и пришел на эту грешную землю. «Да уверует мир, что Ты послал Меня.» (Иоан.17:21).
Ведь цель и арминиан и кальвинистов, как это не звучит парадоксально, одна.
Привести людей к Христу, чтобы они уверовали в него.  Каждый из нас всего лишь малый раб, ничего не стоящий, которому хозяин поручил определенную работу в его винограднике. И придя в конце времен, Господь не будет выяснять, кто из нас применял лучшие методы для обработки наших виноградных лоз, кто больше копал или чем удобрял свои саженцы.
Он потребует от нас конкретных плодов, а не слов. И одним из этих плодов Духа является любовь. И если в нашей жизни мы не достигнем любви, любви в своей церкви, в своем братстве, в мире, то вся наша работа окажется напрасной.
Бесплодная смоковница подлежит уничтожению огнем. Желаем ли мы, дорогие друзья, услышать слова нашего Господа: «Верный и добрый раб»
Войди в радость Господина Своего»? И если нашим ответом будет твердое «ДА» то будем стремиться принести добрые плоды мира и любви в наших церквах.


Рецензии