Руже де Лиль Клод Жозеф Автор Марсельезы

Rouget de Lisle Руже де Лиль Клод Жозеф  Автор Марсельезы

Руже де Лиль (1760-1836)

Он в детстве полюбил музыку и с юных лет сочинял романсы и стихи. Поэт, композитор, воин, Клод Жозеф Руже де Лиль с 1791 года в чине саперного капитана находился в Страсбурге в рядах революционной армии. Буржуазная революция во Франции была в разгаре, иностранные державы готовили интервенцию в защиту французской монархии. В апреле 1792 года началась война Франции с Австрией, в эти тревожные дни друзья обратились к Руже де Лилю с просьбой написать для армии боевую походную песню, достойную мужественного народа, который повсюду в те грозные годы поднимался на битву за республику.

За одну ночь Руже де Лиль создал слова и музыку бессмертной песни, полной гнева и отваги, песни, которая выразила состояние духа народа в решительный час его истории. Он назвал ее «Боевая песня Рейнской армии», необычайно выразительная, широкая, мужественная мелодия звала к оружию. В строгом, энергичном ритме слышались дробь барабанов, суровая поступь солдат свободы, взволнованное биение сердца всего народа.

Песня была мгновенно подхвачена революционными войсками и начала свое шествие по французской земле. Вскоре она проникла на юг Франции, в Марсель, где формировался батальон добровольцев. Когда батальон покидал город, кто-то молодым, звенящим голосом запел: «О, дети Родины, вперед!..» - как знамя, пронесли марсельцы эту песню до Парижа, и вскоре она зазвучала на всех площадях столицы. Эту песню назвали там гимном марсельцев или сокращенно «Марсельезой», это она вела восставший народ на штурм королевского дворца 10 августа 1792 года, и казалось, что сам народ создал эту песню.

А имя автора оставалось неизвестным. Покинув военную службу, Руже де Лиль жил в бедности, писал песни и оперы, но сочинения эти успеха не имели. Преследуемый как должник, он поселился в глухом провинциальном городе, но в 1826 году был посажен в долговую тюрьму, из которой его освободил поэт Беранже, заплативший его долги. В 1836 году Руже де Лиль умер.

«Марсельеза» же стала песней всех революций. Не раз ее запрещали во Франции, но она воскресала вновь. На баррикадах Парижской коммуны «Марсельеза» звучала как призыв к стойкости, как клятва в верности делу рабочего класса.

В 70-х годах XIX века «Марсельеза» проникла в среду русских революционеров. В 1875 году в газете «Вперед!» появился ее новый текст, написанный П. Лавровым и названный «Рабочая Марсельеза». Ритмически песня несколько изменилась, но основа ее мелодии осталась той же, слова «Рабочей Марсельезы»: «Отречемся от старого мира…» -  вдохновляли революционеров.

yuliyaberdnik/Юлия Бердник


Рецензии
Вдруг всё переменится. И даже прежние одежды будут в хлам скинуты. Расфуфыренные плюмажи жабо графских нарядов пойдут на "прокладки" пиплу-толпы, подстилки. Стремительный отблеск гильотины, отменивший изуверство предшествующей плахи, станет символом либеральной демократии. В знак чего станут обматывать шеи платками,, шарфами. Столыпинские галстуки войдут в моду "позжее".
Юлия, восхищён вашим умением и тактом совмещать текст с визуализацией образа размещаемого на страничке.
Stiv-BerG Berdnik

Стив-Берг   26.11.2011 18:52     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Стив. Все может быть и "вдруг все переменится". А это будет уже исторический факт. Спасибо, Стив.

Бердник Юлия Юлия Бердник   27.11.2011 22:01   Заявить о нарушении
Нина, добрый вечер! Спасибо за информацию. У меня там что-то ничего не работает, да и по сути, я там почти все забросила.
Юлия.

Бердник Юлия Юлия Бердник   07.12.2011 23:07   Заявить о нарушении
Стив, взаимно. Добрый вечер! С наступающим Новым годом и Рождеством!

Бердник Юлия Юлия Бердник   25.12.2011 17:56   Заявить о нарушении