И. П. Кулибин Знаменитый русский механик

И. П. Кулибин (1735-1818)

Петербург, 27 декабря 1776 года. Члены комиссии Академии наук тепло одеты, но поеживаются от холода и явно недовольны, что их беспокоят по пустякам – заставляют провести испытание модели деревянного одноарочного моста через Неву. Всем известно, что моста подобного рода длинной в 140 саженей (298 метров) нигде нет, даже у англичан, на что уж они сильны в технике. А тут какой-то мастеровой Кулибин не только затеял такое дело, но построил даже модель моста в одну десятую натуральной величины. Академики, адъюнкты* пересмеиваются – провалится ли этот упрямец с длинной бородой, в простом кафтане. Серьезен лишь знаменитый математик – академик Леонард Эйлер, он проверил расчеты Кулибина и подтвердил членам комиссии их правильность. Теперь он с нетерпением ожидал испытания. Изобретатель спокойно, деловито указывал, как размещать груз на поверхности модели моста; вот уже достигнута предельная нагрузка – 3000 пудов. Мост и не думал трещать, рассыпаться, а Кулибин все добавлял кирпичи уже сверх всяких пределов. И, наконец, предложил всем зрителям подняться на мост - модель выдержала и это испытание.

Иван Петрович Кулибин родился в Нижнем Новгороде в семье мелкого торговца. Все его образование свелось к обучению грамоте у дьячка. Изобретать он начал очень рано, а также много читал и хорошо знал все сочинения по механике и технике, публиковавшиеся на русском языке, знакомился с материалами о новейших изобретениях.

Первым значительным изобретением, принесшим Кулибину известность, были часы со сложнейшим механизмом автоматического действия. Екатерина II, которой Кулибин преподнес свои часы, назначила изобретателя на должность заведующего мастерскими Академии наук. Работая там, Кулибин создал целый ряд оригинальных механизмов и приборов.

Не погоня за славой и не корысть руководили изобретателем, он был глубоко предан своей стране и хорошо понимал ее нужды. Кулибин изобрел и «водоходное судно» - первое самодвижущееся судно в России, плававшее против течения - стремился облегчить каторжный труд бурлаков, тащивших баржи на себе. Умея заглянуть далеко вперед. Кулибин изобрел и построил «самокатку», трехколесную коляску, легко приводимую в движение человеком, стоявшим на запятках. Скорость этого экипажа была невиданной по тому времени – 30 километров в час. В конструкции коляски были предвосхищены многие детали современного автомобиля – коробка скоростей, тормозное устройство. Задолго до появления первого парохода И. П. Кулибин работал над устройством парового судна.

Но не только транспортом интересовался замечательный механик. Широкую известность получил созданный им своеобразный прожектор. Этот «кулибинский фонарь» был упомянут в стихах знаменитого Г. Р. Державина. Оптический телеграф, протез ноги тоже входят в длинный перечень изобретений Кулибина.

* - Адъюнкт – в ряде стран Европы и в России до 1917 года лицо, проходящее научную стажировку, помощник профессора.

yuliyaberdnik/Юлия Бердник


Рецензии