Главное из искусств

Да, Владимир Ильич был прав, сильнее кошки зверя нет, тьфу, вернее, «главнее кино искусства нет», или что-то в этом роде. Любил дедушка афоризмы в массы кидать, как Жириновский червонцы. Большинство афоризмов, как и мелочь Владимира Вольфовича, сгинули, а этот, про кино, живее всех живых.

Действительно, хотя прошло уже почти сто лет, путь от немого Чарли Чаплина до высокотехнологичных телевизионных сериалов, но кино по-прежнему может служить источником исчерпывающей информации о стране, ее людях, о власти, о прошлом и будущем. Кажется, Коппола сказал: «Я могу ничего не знать о стране, но дайте мне посмотреть хоть один ее фильм, и я смогу вам описать ее во всех подробностях».

На той неделе завершился показ сериала Сергея Урсуляка «Ликвидация». Очень знаковый в вышесказанном смысле. Четко просигналивший смену вех с одной стороны, и обозначивший то, что ревизии пока не подлежит – с другой.

Наше ТВ напрасно ругают. При всей духоте политической жизни, ему удалось снять и показать довольно много нелживых фильмов, которыми любая страна и в любое время могла бы гордиться. Начиная с «Коня Белого», впервые сказавшего правду о Гражданской войне, далее фильмы по Булгакову, Солженицину, Шаламову, тот же «Штрафбат», где страшная правда о прошлой войне. Смотреть их нелегко, но надо. Иначе «козленочком станешь».

Что же нового про нас увидел бы Коппола, если бы посмотрел «Ликвидацию»? Ну, одесский колорит. Как человек, у которого в трудовой книжке имеется запись «Одесский технологический институт», могу сказать: не зря потели.

Но «не за Одессу базар». Много в фильме нового и неожиданного.
Впервые показан еврей-герой. Мы же как привыкли? «Смело мы в бой пойдем – и мы за вами. И как один умрем – Абрам, мы не туда попали». А, между прочим, среди евреев Героев Советского союза «на душу населения» больше всех.

Загибаем палец: в межнациональных отношениях намечается явный поворот. Нам показывают не только Абрамовича с Вексельбергом, но и этого вот симпатичного Давида Марковича в прекрасном исполнении Владимира Машкова. Баланс добра и зла налицо.

Показали, опять же впервые, в действии знаменитый приказ Сталина «Стрелять на месте». Правда, пальмовая ветвь почему-то отдана Жукову. Это неправда, «маршал Победы» тут ни при чем, приказ действовал по всей стране. Только благодаря ему удалось за 13 лет, к 1958-у году, преодолеть бандитизм, это страшное детище прошедшей войны.

Я сам свидетель, как приходили эти самые «стрелки» к нам в дом погреться. Сидели, чистили свой инструмент, мама их чаем поила. Наше Минеево тогда было очень неспокойным местом, говорили, что по ночам людей убивали на мясо, пирожки продавали. С человечинкой. На улицу в темное время выходить было опасно.

Работы, в общем, стрелкам хватало. И к 58-у вышибли-таки дух из бандюков. Опять же загнем палец – историю стали трактовать уважительнее.

К тому же, главный отрицательный персонаж, «Академик», в последней своей сцене сказал, что больше немцев он ненавидит большевиков, которые убивают всех подряд, а потом убивают и своих. Хоть и мимоходом это прозвучало, скомкано, но знаково: в стране, где захватчиками-политаферистами была развязана непрерывная гражданская война всех против всех, не может быть ни правых, ни виноватых. Настало время историю изложить непредвзято.

Но… враги большевизма в фильме по старой недоброй традиции все же показаны подонками, а их визави – героями. Ну убил же Штехель племянника, а «Академик» свою любимую, кроме которой у него в жизни вообще ничего не было. Хотя нормальный человек попытался бы загодя перетянуть ее на свою сторону. Благо в стране, где чуть ли не половину населения или раскулачили, или отправили в концлагерь, сделать это было нетрудно.

Большевики не хотели, а, вернее сказать, не умели вести диалог с оппозицией, были глухи к мнению других. Считали, что ложь и насилие вывезут их в «светлое будущее». Они презирали людей и... боялись даже тележного скрипа. И их ненавидели в душе все. Боялись, да. Но ненавидели. Не зря же тем же немцам шутя удалось набрать миллионную Власовскую армию. А когда давала дуба КПСС, будь она проклята, в которой состояло аж 5 миллионов человек, - никто из них не встал на ее защиту, никто не вышел на улицу. Но нет, старый шаблон, при котором симпатичным «враг» быть не может, пересмотру пока не подлежит.

Кстати, о той самой «Власовской». Один мой знакомый фронтовик, ныне покойный, говаривал: «Смотри, вот когда белым памятники ставить будут, и про власовцев правду скажут – вот тогда война кончится». Значит, пока не кончилась.

И все же в картине прозвучало, что тоталитарная власть раскалывает людей, заставляет их вести вечную войну на самоистребление. Только демократия, власть закона, дает людям мир. Можете вы припомнить хоть одну развалившуюся демократическую страну? А авторитарно-тоталитарные все кончают одинаково. Исключений не было.

«Демократия – очень плоха, но лучше ее человечество ничего не придумало», любил говорить Черчилль. Конечно, при демократии 40 млрд. долларов в свой карман не наскирдуешь, но в деньгах ли счастье? Никому они еще этого самого счастья не приносили. Один страх и позор. Может быть, был прав тот же Сталин, которого в гроб положить не в чем было, нашли одни стоптанные ботинки. Злодей был, вурдалак, а поди ты, до сих пор люди добрым словом вспоминают.

А чем этих, нынешних, вспомнят? Да как вы ни садитесь, а результат – "картина маслом".

Проханов в передаче Познера назвал фильм «имперским». Нет, ошибся наш записной патриот, он, фильм этот, такой же, как и мы. Добрый и злой, смелый и трусливый, правдивый и не очень. Он о многом говорит, но еще больше ставит вопросов. Кто мы? Долго ли еще будем идти поперек общечеловеческого автобана, выдумывая свой, «особый», или, по-прхановски, «запасной» путь. А ведь, как сказал в той же позднеровской передаче с писателями Виктор Ерофеев, «там, в глухом лесу, нас поджидают вещи страшные».

Валентин Спицин.
24 декабря 2007 года, понедельник.


Рецензии