Куда же идти? И как?

                Век скоростей.
                Спешим, как черти.
                – Куда спешите, черти?
                – К смерти!
                Т.Г. Назимков [1]

                Что у них за ум, что за разум? Они верят
                народным певцам и считают своим
                учителем толпу, не зная, что большинство
                плохо, а меньшинство хорошо.
                Гераклит [2]


1.

Задают вопрос психологу: “Вот молодые люди интересуются смыслом жизни, как Вы считаете к этому надо относиться, как нужно отвечать на этот вопрос?”

Ответ изумителен (т.е. напрочь из ума выводит): “Ни в коем случае на него не отвечайте! Сделайте всё возможное, чтобы они выбросили этот вопрос из головы! Нечего думать о смысле жизни! Иначе они пойдут к сектантам, и там погибнут”.

Это вообще… Это чудо, а не интервью! Вы о чём угодно можете думать, только о смысле жизни не вздумайте думать! Только об этом никак нельзя думать. Нельзя вам правду знать!.. Вы чувствуете, какой процесс воспитания и образования предлагается нам даже по всероссийскому радио? Человек, не думай! Нельзя тебе думать! Нельзя тебе думать – всё твоё внимание должно быть куда направлено? Тебе разве не сказали, человек? Ещё древние римляне сказали: “Panem et circenses – хлеба и зрелищ!” Ты же скотина, человек! Неужели ты никак не понимаешь, что ты скотина, а не человек! Ты должен думать о чём только? О хлебе и развлечениях. А не о смысле жизни.

К сожалению, современная культура всё в большей и в большей степени предлагает нам вот то, что нашими предками осуждалось, как зло.

В связи с этим вспоминается сюжет из “Одиссеи” Гомера. Одиссей после Троянской войны путешествует достаточно долго многие годы по морю. Можно представить, что он уже весь земной шар объехал много раз. И вот он попал на остров волшебницы, которая влюбилась в Одиссея и своими чарами обворожила его. И он со своими друзьями остался там. Наслаждается жизнью. Все блага реальные и блага волшебные перед ним. Но проходит время, и он вдруг вспоминает: “Так что я делаю?! Что я тут делаю! На родине, на Итаке, меня ждёт Пенелопа – красавица жена. А я здесь… чем занимаюсь?! А где мои друзья?” С этим вопросом, поставленным в самых решительных словах, он обратился к волшебнице: “Где они, мои друзья?!” Сначала она не хотела ему говорить. Но поскольку Одиссей очень уж был настойчив, то, в конце концов, волшебница всё-таки сдалась и ответила: “Ну иди, посмотри”. И открылось перед Одиссеем зрелище, которое действительно заставит каждого человека подумать. Он увидел прекрасный чистый загон. Перед ним великолепнейшие чистенькие беленькие… свиньи, которые хрюкали от удовольствия, пожирая свой корм. Само блаженство было написано на их физиономиях и их маленьких хвостиках, которыми они крутили от восторга. Не жизнь, а блаженство! Правда, почему-то на Одиссея это произвело совершенно другое впечатление. Он настолько был возмущён, что его друзья, сподвижники по войне, люди, превратились в свиней… Он потребовал, чтобы они возвратились в своё нормальное состояние. Чтобы снова сделались людьми.

Какую мысль Гомер проводит!!! Вы только подумайте! Два совершенно различных мировоззрения предстоят человеку. Проще говоря, одно их них говорит о том, что человек должен быть человеком. А другое мировоззрение полагает вот что: “Нет, человек – это очень скучно. Это, даже если хотите, страшно. Нет, лучше всего быть свиньёй – ни о чём не надо думать, вся его цель жизни только в том, чтобы найти корм и от удовольствия хрюкать. И всё. Вот вам и весь смысл жизни”. Замечательную мысль провёл Гомер!


2.

В конце восьмидесятых в журнале “Ровесник” была опубликована статья американца Ди Снайдера “Как перестать беспокоиться и начать жить” [3]. Зачарованный заголовком, я – тинэйджер, ищущий смысл жизни – бросился её читать. И… полное разочарование обрушилось на мою душу – автор оказался кромешным идиотом. Он советовал подросткам, как начать… делать бизнес. Только-то и всего. Но зачем деньги человеку, который знает, что он скоро умрёт? Это примерно то же, как дать человеку в руки на несколько минут драгоценнейший бриллиант. Подержал немного – и хватит. Будь доволен тем, что к нему прикоснулся. Я ещё в средних классах школы, в отличие от Ди Снайдера, видел, что жизнь в нашем материальном мiре сама по себе, в отрыве от вечности, не имеет ни малейшего смысла. А этот взрослый дядька, трубящий по всяческим журналам, – нет.

Сытый запад в целом уже утратил смысл жизни. Это голодный вечно думает о куске хлеба и полагает, что если бы он стал сыт, одет и обеспечен, то наступил бы для него рай земной. А сытый, богатый человек просто не знает, к чему приложить свои силы, куда направить стопы. Колоссальные средства тратятся на туризм, на психологов, на астрологов. На астрологов просто колоссальные! Потому что куда деваться-то, что делать? Глянешь вокруг: все вертятся как белки в колесе, торопятся накопить кто миллионов, кто знаний, а кто чинов (потому что человек по природе своей не способен стоять на месте). И этим самым люди наглядно подтверждают, что жизнь мира сего есть безумство. Потому что всякий разумный человек всегда знает, зачем он что-то делает. Вот иду я и вижу: человек копает яму. Интересуюсь:

– Что ты делаешь?

– Не видишь, что ли? – копаю, – ответствует он.

– Так ясно, что копаешь, а для чего?

– Как это для чего? Просто копаю.

– Ну, может быть, ты клад ищешь или вход в пещеру откапываешь?

– Да нет же! Я ПРОСТО копаю, потому что копается.

Ну что можно сказать про такого? Сумасшедший, да? Верно, нормальный человек поведал бы мне, для чего он копает. А если человек живёт и не знает, для чего живёт, то можно ли его считать нормальным? Конечно, нет.

Следовательно что?.. Правильно! – надо искать путь к тому, что находится за пределами нашего мира. К Тому, Кто за пределами нашего мира.

Младенцу, находящемуся во чреве матери, полезно готовиться к рождению, думать о будущей жизни на земле. Нам, живущим на земле, полезно готовиться к смерти, думать о том, как нам устроить загробную жизнь.

А если от человека, умеющего мыслить, заслоняют этот главный жизненный вопрос, что ещё ему остаётся, кроме суицида? Что?!...

Так давайте же людям истинную пищу – пищу для их духа. “Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих” [4]. Только кто её подаст?.. Преподобный Ефрем Сирин (IV век) пишет о последних временах: «Всякое лицо проливает слёзы и с сильным желанием спрашивает: “Есть ли где на земле слово Божие?” И слышит в ответ: “Нигде”»[5] .


И ещё один момент. Ещё в 1856 году вышла статья Пирогова “Вопросы жизни”. Основной вопрос, который он ставит в этой статье, о том, что наше российское образование всё более и более теряет, и уже почти потеряло, самое главное – проблему человека. Забыли о том, кто такой человек. Этой статье предшествует эпиграф в виде диалога, который об очень многом говорит:

«– К чему готовите Вы вашего сына? – спросил меня кто-то.

– Быть человеком, – отвечал я.

– Разве Вы не знаете, – сказал спросивший, – что людей собственно нет на свете. Это одно отвлечение, вовсе не нужное для общества. Нам нужны негоцианты, солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди»  [6].

Как точно выражена психология тех, для кого высший предел всех желаний – три “С”: сластолюбие, сребролюбие и славолюбие.

К сожалению, психология большинства современных психологов точно такая же. Они не озабочены тем, как человеку помочь стать Человеком. Озабочены лишь тем, как вырастить функционирующего специалиста. А если молодой человек напряжённо ищет, как ему стать Человеком, то такие психологи стараются внушить ему, что он – скотина с интеллектом, а не человек. Потому что государству гораздо проще управлять роботами и получать с них налоги, чем иметь дело с людьми, имеющими свободную волю.

Многие ли стремятся стать Человеком? Многие ли ищут Бога? Истину? Высшую правду?..


И в заключение мне хочется привести главу из повести Евгения Николаевича Благадырёва “Шёпот”. Цитирую по авторской рукописи.


3.

– Что ты несёшь? – спросили у него.

– Ложь, – тихо ответил он.

– А где она? Мы ничего не видим, – снова спросили они, не унимаясь.

– Внутри, – так же тихо ответил он и продолжал идти дальше в сторону Мечты. Он уже забыл, как она выглядит, но теперь это было не важно.

Он шёл вперёд, оставляя за собой пустые следы.

– Покажи нам её, – догоняя, кричали они.

– Но зачем она вам? – совсем не так тихо спросил уже он и ускорил шаг, – разве вы никогда не видели её?

– Мы хотим увидеть твою ложь, – теперь они почти бежали за ним и лица их становились злыми.

Они не могли понять, как это можно носить ложь внутри.

Некоторые наступали на его пустые следы и проваливались, но остальные продолжали его преследовать. Срываясь на крик, неугомонно вынуждали его показать ложь. Он бежал быстрее, но их было больше.

– Покажи! – истерично кричали они, глотая пыль, поднятую им.

– Покажи! Покажи! – как попугаи заладили они.

И вдруг он остановился.

– Вам нужна моя ложь? – раздражённо крикнул он.

– Да! – хором пропели они.

– Вы не понимаете… – начал было он, но его никто не слушал.

– Нам не важно, открой нам свою ложь.

– Замолчите! – теперь и он крикнул и потом уже спокойно продолжил. – Я иду уже много дней. Я упаковал её и не отдам ни за что. Лишь изредка питаюсь ей сам, но только потому, что я голоден и мне нужно что-то есть.

Повисла тишина, она раскачивалась и становилась плотнее.

Скоро все они совсем перестали двигаться и, казалось, даже дышать, укутанные плотной тишиной.

Переварив его слова, они сбросили с себя тишину, та же, ударившись о дорогу, превратилась в пыль, вот почему дорога такая пыльная. Они с дикими воплями кинулись на него, разрывая одежду и плоть на куски.

Но то, до чего они вскоре добрались, совсем не походило на ложь. Это была правда. Они долго смотрели на неё, но, попытавшись поднять, не смогли этого сделать. Слишком уж тяжела была его ноша.

– Не понятно, как он носил её внутри? – удивились они и побежали к появившемуся на горизонте силуэту.

К правде подошёл совсем ещё маленький мальчик. Он играючи поднял её и, разорвав оболочку, стал разбрасывать содержимое в разные стороны, но она летела не далеко, падала прямо у ног. Ему это быстро надоело.

Не заметив, как вырос, он, уже совсем взрослый, решил приберечь оставшуюся правду. Упаковал её и положил внутрь.

У него была Мечта, и он направился к ней.

Через много дней, далеко, почти на горизонте, он увидел толпу, которая, видимо, тоже заметила его и быстро двигалась в его сторону. Скоро они подошли настолько близко, что он услышал их голоса, скорее, это был клубок голосов, в котором невозможно было разобрать ни одного слова. Вдруг все они разом замолчали и обступили его.

– Что ты несёшь? – спросили у него.

– Ложь, – тихо ответил он.

                2008, 2011 нояб. 13.


[1] “Век скоростей…”

[2] Цит. по: Антология мировой философии. Античность. Минск, М., 2001, стр. 30. (Ч.1: “Философские учения греков”, гл. “Гераклит”.)

[3] Имя автора и название статьи цитирую по памяти.

[4] Евангелие от Матфея. 4:4.

[5] Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Изд. отдел Московского Патриархата, 1993. Т. 2, стр. 251.

[6] Цит. по лекции А.И. Осипова “Здоровье духовное, нравственное, физическое” с четвёртого CD его лекций.


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.