Лучше поздно, чем никогда...
Владимир Путин подчеркнул, что уровень развития конкуренции в России недостаточный и привел данные ФАС России: в 2007 году было выявлено 1590 случаев злоупотребления доминирующим положением на рынке, 226 запрещенных картельных соглашений, 2970 актов органов государственной власти и местного самоуправления, неправомерно ограничивающих конкуренцию.
Монополия развращает, абсолютная монополия развращает абсолютно. Без конкуренции растут только цены.
Российский премьер заявил о необходимости усовершенствования законодательства: «Это должны быть системные решения по формированию более прозрачных, гибких и справедливых правил конкурентной борьбы». Он также сообщил, что определенные наработки по совершенствованию законодательства в сфере развития конкуренции подготовлены ФАС России.
Недавно в правительство был внесен доклад ФАС «О состоянии конкуренции в России», который премьер-министру Владимиру Путину на днях представит руководитель службы Игорь Артемьев. Помимо всего прочего в докладе одной из главных угроз конкуренции в России были названы коррупция, инфляция, госкорпорации, картели и избыточное влияние олигархических компаний. Также отмечалось, что за последние 10 лет наша экономика стала все же несколько более конкурентной, рынок стал более открыт для импорта, а административное давление уменьшилось. Однако, как утверждают авторы доклада, до сих пор в неконкурентной среде работает около 20% российских предприятий. Более 62 процентов несырьевых компаний в России сегодня не ощущают никакой конкуренции. Например, отдельные производители ограничивают конкуренцию на рынке лекарств, а часть из них продают свою продукцию в России по более высоким ценам, чем за рубежом.
Не помогают и разрекламированные бюрократические «реформы». В результате реформы РАО «ЕЭС», к слову, административные и управленческие издержки в отрасли выросли почти в десять (!) раз. В общем, как писал по аналогичному поводу в своем «Теркине на том свете» Твардовский: «Так что чтобы сократить, надо увеличить».
Особенно монополизирован сырьевой сектор. Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев: «Это связано с тем, что уровень монополизации добычи природных ресурсов сегодня очень велик. Существуют рынки, где одному - двум людям принадлежат все национальные ресурсы или права на их добычу. Это сверхмонополизация. Это совершенно непозволительная ситуация, которая будет рождать в будущем большие проблемы в экономике».
А ведь с коррупцией, чиновничьим беспределом и безудержным ростом цен поможет справиться только настоящая, а не бумажная конкуренция.
Вот как на Западе. Конкуренция в странах с конкурентными рынками как явление существует достаточно давно. В течение веков фирмы конкурируют друг с другом за потребителя, его платежеспособный спрос. В ходе этой непрекращающейся борьбы одни разоряются, другие занимают лидирующие позиции, третьи пытаются найти свое место.
Конкуренция - объективный процесс, подчиняющийся независимым от человека законам. В ходе этого процесса периодически наступает затишье, равновесие, при котором на одном рынке сосуществует огромное количество разнородных фирм и создается впечатление, что конкуренции не существует. Такое равновесие может длиться достаточно долго, до тех пор, пока кто-либо не попытается нарушить status quo. Тогда рынок взрывается очередной конкурентной войной. Как утверждает учебник экономики, и это радует: «В условиях совершенной конкуренции цена равна минимальным средним издержкам». Пока же мы наблюдаем нечто совершенно противоположное.
Как же конкретно конкуренция влияет на цены? Как показывает последний (февраль 2008 года), замер влияния конкуренции на ценовую политику предприятий, проведенный Институтом экономики переходного периода, - российские производители чаще вынуждены снижать цены под ее влиянием, чем повышать их. Особенно — под воздействием конкуренции с импортом. Баланс влияния последней в целом по обрабатывающей промышленности составляет –24 п. п. То есть превышение доли предприятий, которые снижают цену под давлением конкуренции с импортом (34%), над теми, кто вынужден повышать цену (например, вследствие роста издержек, связанных с улучшением качества продукции, таких у нас 10%), составляет 24 пункта. Давление внутрироссийской конкуренции на цены российских предприятий в среднем по обрабатывающей промышленности менее интенсивное: –13 п. п. (33 против 20%).
Так что «давить импорт» по рецепту экс-премьера Зубкова и министра Гордеева в надежде снизить цены – это все равно, что тушить пожар керосином.
О состояния конкуренции в России рассуждает проректор ГУ-ВШЭ, директор Института анализа предприятий и рынков Андрей Яковлев. Его позиция наиболее оптимистична.
- Как Вы оцениваете нынешнее состояние конкурентной среды в России?
- Я могу сказать, что среда очень неоднородна. С одной стороны, у нас есть компании, которые достаточно остро конкурируют с лучшими зарубежными производителями и выходят на международные рынки. Но с другой - сохраняются ниши, в которых, преимущественно в рамках локальных региональных рынков, действуют крайне неэффективные компании, которые если и конкурируют, то только друг с другом и при очень низком уровне производительности труда и крайней неэффективности остальных бизнес-процессов.
- В своем докладе ФАС утверждает, что больше половины (52,8%) выявленных в 2007 году нарушений против законодательства о конкуренции совершено государственными органами. Действительно ли в России настолько силен административный ресурс?
-Я не могу прокомментировать именно эти цифры ФАС, потому что я не совсем понимаю, что они вкладывают в данное понятие, какие именно виды нарушений они интерпретируют как нарушения со стороны государственных органов. Но, в целом, активное вмешательство государства в действия рыночных агентов, безусловно, имеет место.
Вместе с тем, я бы относился к этому явлению более осторожно – отнюдь не всегда это вмешательство является сугубо негативным. Опыт многих новых индустриальных стран, которые смогли добиться устойчивого экономического роста за последние 25-30 лет, показывает, что очень часто для укрепления конкурентоспособности национальных компаний необходимо взаимодействие государства и бизнеса. Отнюдь не всегда полная свобода конкуренции является достаточным условием для того, чтобы национальные компании могли успешно входить в глобальные рынки и успешно конкурировать с лучшими международными корпорациями. Поэтому здесь надо более внимательно разбираться, как обстоят дела в конкретных регионах и конкретных отраслях.
- Однако ФАС утверждает, что одной из главных угроз конкуренции в России являются госкорпарации…
- Госкорпорации – это отдельный, большой и сложный вопрос. Он не сводится к вопросам конкурентной политики. Базовая идея госкорпораций заключалась в том, что они задумывались как институты развития, которые будут способствовать усилению позиций российской экономики и выходу российских компаний (в том числе, и прежде всего, частных) на международные рынки.
С момента создания госкорпораций пока прошло не так много времени. В основном они были организованы в прошлом - позапрошлом году. При этом одним из объективных поводов для их создания были избыточные ограничения, заложенные в Бюджетный кодекс, законодательство о госзакупках и другие нормативные акты, которые сегодня фактически не позволяют государству использовать свои финансовые ресурсы для целей развития в рамках проектов, реализуемых частным сектором. В результате госкорпорации самими госчиновниками рассматриваются как инструмент обхода этих ограничений, и именно поэтому каждая из них создавалась отдельным законом.
В любом случае, пока прошло слишком мало времени и опыт российских госкорпораций сложно анализировать. Пока можно констатировать, что госкорпорации в высокой степени непрозрачны, ориентированы на подконтрольность лишь первым лицам в государстве и имеют тенденцию поддерживать преимущественно крупные «политические» проекты. Очевидно, что такой подход связан с серьезными рисками, которые обусловлены не только коррупцией, но и просто с ошибками при принятии решений о поддержке крупных проектов. Соответственно, пока не совсем понятно, получится ли что из этого эксперимента. Но если брать исторический опыт, то в странах юго-восточной Азии подобные структуры в свое время способствовали экономическому развитию, несмотря на активную критику со стороны международных экспертов и несмотря на реальные проблемы с коррупцией, которые во всех странах были характерны для выбранной нами модели государственного капитализма. При этом везде большую роль играла личная репутация топ-менеджеров госкорпораций.
В целом в вопросе о госкорпорациях пока я был бы осторожнее в оценках. При этом еще раз подчеркну, что хотя конкуренция - это двигатель экономического развития, отнюдь не всегда острая конкуренция и самая высокая степень конкуренции является благом для компаний. Как показывают наши собственные исследования, оптимальным для развития и для инноваций является умеренный уровень конкуренции. Плохо, когда нет конкуренции вообще, но одновременно иногда для развития плохо, когда конкуренция чрезмерна. В этой ситуации у фирм не остается ресурса для развития, и они оказываются в ситуации выживания.
Таково мнение еще одного специалиста. Однако многие не менее известные экономисты, ныне пребывающие не в фаворе, в своих оценках трудов госмонополий и госкорпораций менее сдержаны, и называют их главным препятствием для нормальной конкуренции в России. И интервенционализм, т.е. вмешательство государства в экономику, получивший сейчас размеры просто чудовищные, считают чрезмерным и только разгоняющим инфляцию вкупе с коррупцией. То бишь, взяточничество и казнокрадство. К тому же субъекты госкапитализма уже сейчас набрали внешнего долга столько (порядка $460 миллиардов), что весь недавно погашенный внешний долг страны (включая долг бывшего СССР), по поводу которого так стенали все макроэкономисты, в сравнении с ним кажется амёбой на фоне слона. А это очень чревато при малейшем падении мировых цен на углеводородное сырье. Маячит призрак дефолта, хотя наши власти открещиваются от него как поп от сатаны.
Вопрос о честной конкуренции – это вопрос, напрямую связанный и со степенью коррупции в стране. Это как две чашки весов: высокая коррупция – низкая конкуренция. Коррупция, порождаемая ею инфляция и уровень конкуренции – взаимовлияющие явления.
У госслужбы есть досадная для чиновников особенность: чиновник, какого он ранга ни будь, не может просто так переложить из государственного кармана в собственный. Для этого он вынужден выстраивать коррупционную схему, в которой бюджетные деньги под самым невинным предлогом «интервенционализируются» в бизнес, а уже затем частично передаются госслужащему в виде «отката». Тот из полученной суммы берет часть себе (обычно это половина), а остальное передает вышестоящему начальнику, который, в свою очередь, подобным же образом - еще выше. Это называется «эрлифт». В коррупции одиночек нет, даже пресловутый гаишник, «осел, находящий себе пропитание на асфальте», является маленьким звеном огромной империи, накрепко связанной деньгами и кровью. Вот теперь и догадайтесь, с каким бизнесом такую схему удобнее выстраивать, с крупняком или тысячей мелких. Так казнокрад, преследуя свой интерес, и подкармливает, плодит олигархов, тем самым объективно подавляя конкуренцию. Подавляет конкуренцию и инфляция. Бессовестный рост тарифов на продукцию госмонополий – это нож в спину в первую очередь малым предприятиям. Монополиям он не страшен, им не нужно отстаивать свое место под солнцем в конкурентной борьбе. Так конкуренцию душит коррупция. Не уничтожив этого удава, смешно говорить о повышении уровня конкуренции и подавлении инфляции в стране.
Масштабы коррупции и аппетиты госчиновников столь велики, что уже давно никого не удивляют ни разгул казнокрадства, ни суммы взяток, ни статистика нарушений и преступлений, совершаемых чиновниками, ни громкие скандалы, которые регулярно вспыхивают в различных уголках страны. Особенно в вопросах предоставления земельных участков для строительства, что напрямую влияет и на цены жилья, и на конкуренцию на строительном рынке. И непонятно, каким образом антимонопольные органы могут защищать права и интересы организаций и предпринимателей. Вот краткий перечень взаимосвязи коррупции и конкуренции, приведенный в статье «О земле, коррупции и конкуренции» руководителя ТУ ФАС по г. Москве и МО:
• Органы местного самоуправления, в нарушение требований ст. 30 ЗК РФ, не проводят достаточную работу по формированию земельных участков и не организуют торги по ним.
• Даже если участки под будущую застройку сформированы, заинтересованные организации и граждане не могут получить информацию об этом. Доступ к таким сведениям ограничен.
• Используются и предоставляются заинтересованным субъектам устаревшие планы городов. Иногда таких планов вовсе нет.
• Хозяйствующие субъекты часто не имеют возможности получить официальную информацию о перспективных планах застройки.
• Устанавливаются дифференцированные в зависимости от формы собственности ставки арендной платы за землю для хозяйствующих субъектов (например, для государственных и муниципальных предприятий ставки ниже, чем для коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей).
• Длительные сроки всех этапов согласования предоставления земельных участков для строительства и сложные процедуры согласования строительной документации.
• Ненадлежащий контроль освоения выделенных земельных участков в сроки, предусмотренные договорами, заключенными хозяйствующими субъектами с органами местного самоуправления.
• Для инвесторов часто не определена ситуация с возможностью, сроками и стоимостью подведения коммуникаций к земельным участкам.
• Участие различных органов власти в уставных капиталах хозяйствующих субъектов. Интересы таких организаций активно лоббируются в органах власти, а это приводит к нарушению антимонопольного законодательства в части предоставления отдельным участникам рынка льгот и преимуществ при выделении земельных участков.
Основной причиной возникновения всех этих проблем является нежелание органов власти без «отката» предоставлять земельные участки под застройку на основе прозрачных открытых процедур и слабое финансирование разработки проектов границ земельных участков, получения технических условий, инженерной подготовки территории и т. д.
Как известно, чем слабее законодательная база, тем больше возможностей чиновники-коррупционеры получают для удовлетворения своих личных интересов и непомерных аппетитов. В данном случае это правило работает абсолютно: развитие конкуренции на российском строительном рынке искусственным образом ограничивается, доступ новых хозяйствующих субъектов на рынок затрудняется. Соответственно, действующие строительные организации получают прекрасную возможность регулярно повышать цены на возводимую ими недвижимость. А поскольку земля является ограниченным природным ресурсом, то сложившаяся с распределением земельных участков ситуация автоматически приводит к ограничению конкуренции на иных (смежных) товарных рынках, тесно связанных с наличием земли, — рынках реализации автомобильного топлива, оказания услуг розничной торговли, общественного питания и т. д.
Увы, охарактеризовать литературным языком тех, кто нами управляет, невозможно. По-моему, в старые времена подсвечниками били куда более приличных господ. Такие вот получаются российские «весы».
И здесь важно отношение высших лиц государства к этим «весам». В странах Европы, если государственного служащего обвинили в коррупции, превышении полномочий, он в отставку подает. В России – широко улыбается на телекамеру, и остается на своем посту. А порой и повышение по службе получает. И пока это так, - в бизнесе порядка тоже не будет.
Валентин Спицин.
25 августа 2008 года, понедельник.
Свидетельство о публикации №211111301233