Философские тетради. Часть 3-4

Данное произведение распространяется в электронной форме с ведома и согласия автора на некоммерческой основе при условии сохранения целостности и неизменности текста, включая сохранение настоящего уведомления. Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома и прямого согласия автора НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

Философские тетради. Часть III-IV.

Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада «Учение Шри Чаитанйи», 1989 г. Краткие тезисы. Продолжение.

Рекомендуется жить, общаясь с людьми, которые имеют сходный образ мыслей. Развитие знания и отречение от кармической деятельности могут понадобиться для осознания человеком своей духовной природы в противовес его материалистическим представлениям о жизни, но они не являются неотъемлемой составной частью преданного служения. Знание и кармическая деятельность приводят к освобождению и материальному чувственному наслаждению. Человек может прийти к преданному служению, только освободившись от привязанности к результатам, приносимым познанием и кармической деятельностью. Преданный Господа Кришны мягкосердечен по природе, и его ум и чувства обузданы, и потому ему не требуется прилагать каких-то дополнительных усилий для обретения хороших качеств, которые приходят в результате развития знания и кармической деятельности.

«Тому, кто уже занят преданным служением Мне, чей ум сосредоточен на Мне, не стоит прилагать усилий для развития знания и самоотречения».

Преданное служение не зависит ни от какого другого процесса. В самом начале развитие знания, самоотречение и медитация могут оказать некоторую помощь, но их нельзя считать необходимыми для выполнения преданного служения. Преданное служение может выполняться независимо от развития знания и самоотречения.

Тот, кто занят служением Верховному Господу, не может быть источником неприятностей ни для кого и ни при каких обстоятельствах.

Преданное служение в состоянии экстатической привязанности к этому служению, которое становится естественным для преданного, называется рага, или трансцендентальная привязанность.

Совершенствуя слушание и повторение, можно продвигаться все дальше и дальше в регулируемом преданном служении Верховному Господу.

Первое, что необходимо – это вера; именно благодаря вере человек приходит к общению с чистыми преданными, а благодаря такому общению он совершенствует свое преданное служение. По мере развития преданного служения у человека уменьшаются сомнения. Затем к нему приходит твердая убежденность, а из этой убежденности развивается вкус к преданному служению, и человек переходит на стадию привязанности, что дает ему возможность следовать регулирующим принципам преданного служения. После этой ступени дальнейшее продвижение приводит к тому, что человек достигает состояния, называемого бхавой, и это состояние неизменно. А когда эта любовь к Богу усиливается, человек достигает высшей стадии любви к Богу (према).
Према – это высший уровень любви. Тот, кто достиг премы, является самым совершенным человеком.

Иногда люди, несведущие в науке преданного служения, увлекаются демонстрацией проявлений экстаза, но те, кому ведома эта наука, не считают такие признаки самоцелью. Эти признаки лишь отмечают начало преданного служения – так понимают это образованные преданные.

Характерными признаками, которые проявляют чистые преданные, обычно являются смех и плач; когда преданный переживает положительные эмоции, он смеется, а когда отрицательные – плачет.

Апубхава приходит тогда, когда чувства и переживания человека вырываются наружу. В состоянии апубхавы человек танцует и иногда падает наземь, иногда он громко поет, сотрясается от конвульсий, зевает, или начинает тяжело дышать – при этом он не обращает никакого внимания на обстоятельства.

Две разновидности экстаза – йога и вийога, или встреча и разлука.

В трансцендентальном безумии человек думает, что он сам стал Верховной Личностью Бога.

Экстаз, проявляющийся перед встречей возлюбленных, экстаз, который они испытывают после встречи, состояние ума, переживаемое тогда, когда им не удается встретиться и состояние ума, переживаемое во время встречи в страхе разлуки – все это называется випраламбха. Она служит питательной почвой для будущих встреч. Когда влюбленные неожиданно встречаются и обнимают друг друга, они ощущают экстаз счастья, и состояние ума, которое они испытывают в этом экстазе, называется самбхога.

В зависимости от ситуации экстаз самбхоги может носить четыре разных названия:
- санкшинта;
- санкирпа;
- сампана;
- самрддхиман.

Эти признаки также можно видеть во сне.

Состояние ума, переживаемое перед встречей, называется пурварага.
Препятствия, которые иногда мешают встрече двух возлюбленных, называются манна, или гнев.
Состояние ума возлюбленных, находящихся в разлуке, называется праваса.
Чувство разлуки, которое появляется при определенных обстоятельствах, даже когда возлюбленные находятся вместе друг с другом, называется любовными тревогами – према-ванчиттйа.

Кришна обладает 64 важными качествами:
- у Него хорошее телосложение;
- на Его теле имеются благоприятные знаки;
- Его тело прекрасно;
- Его тело великолепно;
- Его тело очень сильное;
- Он всегда выглядит 16-летним юношей;
- Он хорошо знает различные языки;
- Он правдив;
- Его украшают приятные слова;
- Его речь очень искусна;
- Он очень образован;
- Он очень разумен;
- Он влиятелен;
- Он весел;
- Он лукав;
- Он искусен во всем;
- Он благодарен;
- Он твердо убежден во всем;
- Он знает, как поступать в различных ситуациях;
- Он при всех обстоятельствах разбирается в повелениях священных Писаний;
- Он чист;
- Он подчиняется Своим преданным;
- Он непоколебим;
- Он владеет собой;
- Он снисходителен;
- Он серьезен;
- Он склонен к раздумьям;
- Он честен во всех Своих делах;
- Он великодушен;
- Он религиозен;
- Он великий герой;
- Он милосерден;
- Он почтителен;
- Он сведущ во всех вопросах;
- Он мягок;
- Он скромен;
- Он защитник душ, вручивших себя Ему;
- Он освободитель;
- Он друг преданных;
- Он покорен любви;
- Он Сам и все, что связано с Ним, благоприятно во всех отношениях;
- Он самый могущественный;
- Он знаменит;
- Он предан всем живым существам;
- все поклоняются Ему;
- Он привлекателен для всех женщин;
- Он неравнодушен к Своим преданным;
- Он исполнен всех богатств;
- Он верховный владыка;
- Он обладает всем благородством.

Эти 50 качеств частично присутствуют во всех живых существах. Когда они абсолютно духовно свободны и находятся в своем изначальном состоянии, все эти качества, представленные в ничтожных количествах, можно обнаружить в человеческой жизни.

Пять других качеств, присущих только Богу:
- Он всегда пребывает в Своем изначальном состоянии;
- Он всеведущ;
- Он вечно молод и свеж;
- Он вечно испытывает блаженство;
- Он обо всем осведомлен и является господином всех совершенств.

Пять других качеств, которые проявляются только в духовном мире, особенно на планетах Ваикунтхах, где покровительствующим Божеством является Нарайана:
- Он обладает непостижимыми качествами;
- Он способен поддерживать бесчисленные вселенные;
- Он – семя всех воплощений;
- Он одаривает убитыз Им врагов наивысшим совершенством;
- Он является самым привлекательным из всех личностей, достигших самореализации.

Сам Кришна имеет еще четыре особых качества:
- Он способен являть удивительные игры;
- Он в совершенстве владеет искусством трансцендентальной игры на флейте;
- Он обладает вечной юностью;
- Он обладает ни с чем не сравнимой личной красотой.

Шримати Радхарани – 25 трансцендентальных качеств, но ими она может подчинять своей воле даже Кришну:
- Она – воплощенная сладость;
- Она – цветущая молодая девушка;
- Ее глаза всегда подвижны;
- Ее лицо всегда сияет улыбкой;
- Ее тело отмечено всеми благоприятными знаками;
- Она может волновать Кришну своеобразием своей личности;
- Она искусна в пении;
- Ее речь очень приятна и сладостна;
- Она очень искусно может подчеркивать женскую привлекательность;
- Она скромна и добра;
- Она всегда очень милостива;
- Она обладает трансцендентальным лукавством;
- Она умеет красиво наряжаться;
- Она всегда застенчива;
- Она всегда почтительна;
- Она всегда терпелива;
- Она очень серьезна;
- Она наслаждается Кришной;
- Она всегда находится на высочайшем уровне преданности;
- Она – обитель любви жителей Гокулы;
- Она может дать прибежище любым преданным;
- Она с любовью относится как к высшим, так и к низшим;
- Она всегда благодарна своим спутницам за то, что те для нее делают;
- Она – величайшая среди подруг Кришны;
- Она всегда держит Кришну под своей властью.

Первая стадия совершенства – стать религиозным человеком.
На второй ступени совершенства к человеку приходит материальное богатство.
Третья ступень материального совершенства – это достижение полного чувственного удовлетворения.
На четвертой ступени приходит знание освобождения.
Выше этого уровня, на пятой ступени, находятся те, кто уже освобожден и утвердился в сознании Кришны, или преданном служении Господу.
На высшей ступени совершенства преданного служения в сознании Кришны человек ощущает вкус экстаза духовного блаженства.

Совершенная стадия духовной жизни, которой можно достичь, даже находясь в этом материальном мире:
«Тот, кто не завистлив, но добрый друг всем живым существам, кто не считает себя владельцем чего бы то ни было, кто свободен от ложного эго и одинаков в счастье и горе, кто всегда удовлетворен и с решительностью отдает себя преданному служению, чьи ум и разум всегда сосредоточены на Мне, такой человек очень дорог Мне.
Тот, кто никому не причиняет беспокойств и сам ничем не обеспокоен, кто не утрачивает равновесия ни в счастье, ни в горе – очень дорог Мне.
Преданный, который не зависит от обычного течения дел, тот, кто чист и умел, свободен от забот и всякой боли и не стремится к каким-то результатам, очень дорог Мне.
Тот, кто не привязан ни к наслаждению, ни к горю, кто не скорбит и не имеет никаких желаний, кто отрекается как от благоприятных, так и от неблагоприятных вещей, очень дорог Мне.
Тот, кто одинаково относится к друзьям и врагам, кто остается невозмутим и в почете и в бесчестье, в жаре и холоде, в счастье и в несчастье, славе и бесславии, кто всегда свободен от всякой скверны, всегда молчалив и всем доволен, кому все равно, где жить, кто утвердился в знании и посвятил себя преданному служению, очень дорог Мне.
 Тот, кто преисполненный веры следует этим вечным путем преданного служения, полностью отдавая себя ему, кто сделал Меня своей высшей целью, очень и очень дорог Мне» (Бг., 12.13-20).

Преданный должен всегда зависеть от милости Верховного Господа, а что касается его материальных потребностей, то он должен довольствоваться лишь тем, что достается ему без каких-либо усилий с его стороны.
Преданный никогда не должен обращаться к материалистичным людям ни за какой помощью.
Верховный Господь всех обеспечивает пищей и кровом. Господь никогда не оставит на произвол судьбы Своего преданного, посвятившего себя Ему. Господь защищает Своего преданного при всех обстоятельствах, и поэтому ему не следует беспокоиться о средствах к существованию.


Рецензии