Банальность зла или банальность борцов со злом?
(О статьях Иноземцева : “ Банальность зла. Что такое новый культ личности и как с ним бороться” и Эпштейна: “Масштаб и вектор. О тотальгии Дмитрия Быкова” .
Зло социальной системы никогда не бывает банальным оно всегда новое. Зло порождает добро, а добро зло - и так бесконечно, по законам диалектики. Авторы вышеприведённых статей уверены в обратном - зло неспособно изменяться, а только механически повторяется. Иноземцев пытается втиснуть зло настоящего времени в штампы, которыми мы по праву использовали много лет : культ личности, попытки восстановления империи, правящая тоталитарная, готовая к фашизму партия (Тут успех у того, кто раньше назовёт своего противника фашистом: теперь даже “Новая газета” борется с “либеральными фашистами”- Навальным и Латыниной).
Эпштейн выступает против попыток Быкова найти что-то хорошее даже в советском времени. Продуктивно ли обсуждать отдельно тоталитаризм (его как таковой практически никто и не защищает)?. Быков оценивает то время в целом и это мне кажется правильнее, ведь всё взаимосвязано). Теперь вот рынок тоталитарен. Нельзя нос Ивана Никифоровича приставить к лицу Ивана Ивановича. На место одному тоталитаризму пришёл другой, неизвестно лучший ли и правильно сравнивать всё старое лицо с новым. Даже Сорос в своих книгах протестовал против распространения рынка в нерыночные сферы: образование, здравоохранение и т. д.
Меж тем я понимаю мотивы Быкова. Люди всегда должны во что-то верить, чтобы выжить. Наступление под видом спасительного добра нового уже совсем безжалостного зла - социал дарвинизма (жёлтого дьявола) заставляет многих искать альтернативу даже в позднем, уже почти беззубом советском прошлом. Тогда ещё можно было найти убежище от тоталитарной власти в среде друзей или же в семье. Теперь рынок тоталитарен и вездесущ . Новое “добро” проповедуют социал -дарвинисты нашего времени (об этом моя статья “Радикальные либералы “Иноземцевы” против патриотов “Разумовских”). Иноземцев, например, пишет в статье “теория правизны” (Известия от 30.09.2011):
“Индивидуализм — суть современного мира”.
Какой примитив, какая плебейская пошлость. Это фактически идеологическое обоснование коррупции для наших нуворишей.
Ключевое отличие от самого мудрого исследователя взлёта и падения цивилизаций Тойнби : “Иноземцев воспевает индивидуалистов и громит церковь (а), а Тойнби воспевает личности и христианские ценности” .
“Нет личности человека , если нет горнего мира, выше его стоящего” - писал Николай Бердяев - идеолог персоноцентризма. На таком же уровне писали и другие наши, в первую очередь религиозные философы, такие, кажется от нас теперь далёкие.
Не менее сильно другое высказывание Иноземцева - “русский народ может спастись, только потеряв русское государство, потому что иначе государство убьет этот народ”. (такие высказывания характерны для наших примитивных радикальных либералов- русофобов типа Афанасьева, Шевцовой и др.) Начинают с маниловщины, а кончают ненавистью к народу.
Результат наступления индивидуализма, деградация общества и семьи великолепно показан в фильме Звягинцева “Елена” - разрез морального состояния общества от олигарха до простой медсестры. В фильме, казалось бы, только тихий почти размеренный быт, но зато виднее как разрушается человек. Новое восстание элиты порождает не менее уродливое восстание человека массы - Елены. Это хорошая иллюстрация к моей статье: Раскол России - восстание элит .
Нынешняя элита задаёт образцы гламурного и пошлого поведения и не только для своей среды (для дочери олигарха). И даже быт у некогда культурной элиты и низов теперь одинаковый - тот же бессмысленный телевизор и компьютерные игры .та же ленивая развлекуха. Этот быт окружает теперь нас всех. И семье Елены, внезапно переместившейся во дворец олигарха, совсем не нужно менять образ жизни - он уже одинаков для всех. Елена сначала кажется реликтом, чудом сохранившимся островком нравственности, а потом символом процесса деградации, уродливого ответного “восстания масс”. Связь исторического процесса и нравственности человека, по Тойнби, проявляется особенно в период распада цивилизаций, геополитической катастрофы, неумения ответить должным образом на вызовы истории. “Тогда возникает раскол в душе народа. Душа впадает в прострацию, сознавая неизбежность своего поражения, Ощущение нравственного поражения может вызвать настроение бесконтрольности и безответственности самой души’.
В рассматриваемых статьях содержится попытка свести всю сложность и противоречивость современной жизни к простым и примитивным ответам пригодными в прощлом .
Свидетельство о публикации №211111301247