Беседы День рождения Н. М. Карамзина

Сегодня, в день рождения великого русского историка, писателя и мыслителя Н. М. Карамзина независимый журналист М. Михайлов, набравшись смелости,  вступил в воображаемую беседу с нашим замечательным соотечественником  и задал ему вопросы на самые актуальные темы.
Вот запись их беседы:

Николай Михайлович Карамзин (12 декабря 1766 — 3 июня 1826) — историк, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма, прозванный «русским Стерном». Создатель «Истории государства Российского» — одного из первых обобщающих трудов по истории России. Редактор «Московского журнала»  и «Вестника Европы».
Карамзин вошёл в историю как реформатор русского литературного языка. Его слог лёгок на галльский манер, но вместо прямого заимствования Карамзин обогатил язык словами-кальками, такими, как «впечатление» и «влияние», «влюблённость», «трогательный» и «занимательный». Именно он ввёл в обиход слова «промышленность», «сосредоточить», «моральный», «эстетический», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность».


М. – Уважаемый Николай Михайлович! Вы прожили яркую, интересную жизнь: много путешествовали, издавали журналы, возглавили новое литературное направление в России – сентиментализм. В должности официального историографа Вы создали грандиозный труд –  «Историю государства Российского». Обладая таким всесторонним опытом, Вы, наверное, можете ответить на наш традиционный вопрос: как человеку найти свое счастье?

Н. К. – Жизнь есть обман – счастлив тот, кто обманывается приятнейшим образом.

М. – Конечно, приятно жить в коконе своих иллюзий, но ведь суровая реальность рано или поздно вторгается в этот уютный мирок и заставляет мечтателя считаться с собой. Поэтому такое счастье зыбко и ненадежно. А если смотреть на мир трезво, можно прожить счастливым?

Н. К. – Счастлив, кто независим, но как трудно быть счастливым, то есть независимым.

М. – Вы считаете независимость основой счастливой жизни?

Н. К. – Для существа нравственного нет блага без свободы, но эту свободу дает не Государь, не Парламент, а каждый самому себе, с помощью Божиею.

М. – Как Вы знаете, у нас в России свобода обычно даруется сверху. Правда, ненадолго. Но это касается общества в целом. А индивидуальная независимость и свобода для многих людей даже в наше время – тяжелая ноша. Длительный досуг их пугает: без работы (пусть и нелюбимой), без коллектива (пусть и не самого приятного) они не знают, чем себя занять и впадают в депрессию.

Н. К. – Время - это лишь последовательность наших мыслей. Наша душа способна к самопогружению, она сама может составлять свое общество.

М. – Вы говорите как творческий человек, занятый серьезной всепоглощающей работой. В этом – Ваше счастье. А каково людям, не столь одаренным и востребованным?

Н. К. – Мало разницы между мелочным и так называемыми важными занятиями; одно внутреннее побуждение и чувство важно. Делайте, что и как можете: только любите добро, а что есть добро – спрашивайте у совести.

М. – Замечательно сказано! А что бы Вы посоветовали человеку, решившему посвятить себя  искусству, в частности, литературе?

Н. К. – Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого –
и если сердце твое не обольется кровью, то оставь перо, или оно изобразит нам хладную мрачность твоей души.

М. – Вы думаете, что некоторую  душевную холодность не компенсирует техника письма или, скажем, новаторский поиск?

Н. К. – Творец всегда изображается в творениях, а часто против воли своей.

М. – Это верно. Настоящий художник должен не только самовыражаться или развлекать, но и просвещать читателя.

Н. К. – В одном просвещении найдем мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества!

М. – К сожалению, как показывает наш опыт, просвещение всех проблем  не решает и от бедствий не уберегает. Особенно, когда народ начинает, как теперь говорят, «вставать с колен» и бороться за справедливость с оружием в руках, не видя другого способа ее добиться.

Н. К. – Народ есть острое железо, которым играть опасно, а революция – отверстый гроб для добродетели и самого злодейства.

М. – Вы были современником революционных бурь во Франции. Что Вы думали по этому поводу?

Н. К. – Французская революция – одно из тех событий, которые определяют судьбы людей на много последующих веков. Новая эпоха начинается: я ее вижу.

М. – Новая эпоха начиналась борьбой за справедливость и всеобщее равенство и братство, а что из этого вышло?

Н. К. – Что сделали якобинцы по отношению к республике, то сделал Павел по отношению к Самодержавию: заставил ненавидеть злоупотребления оного.

М. – То же самое сделали в конце XX – начале XXI века наши либералы по отношению к Демократии: обещали народу свободу и равные возможности, а построили такое общество, что сами сделались если не миллиардерами, то, во всяком случае, весьма состоятельными людьми, а остальные граждане остались ни с чем.

Н. К. – Так водится в здешнем свете: одному хорошо, другому плохо, и люди богатеют за счет бедных. Шагнуть ли в свет политический? Раздолье крикунам и глупым умникам; не худо и плутишкам.

М. – Вы точно описываете нашу действительность. Либеральные ценности были весьма скомпрометированы их носителями.

Н. К. – Я презираю скороспелых либералистов: я люблю лишь ту свободу, которой не отнимет у меня никакой тиран.

М. – Позвольте с Вами не согласиться: духовная свобода, безусловно, вещь хорошая, но тиран может отнять не только физическую свободу,  но и саму жизнь. Однако почему у нас довольно часто борцы с властью начинают с высоких слов, а кончают неблаговидными делами?

Н. К. – Если бы пришлось отвечать одним словом на вопрос: что делается в России, то пришлось бы сказать: крадут.

М. – Разве не удивительно, что технический прогресс так мало меняет сами основы общественной жизни: вот в России как не было гражданского общества, так до сих пор и нет?

Н. К. – Солнце течет и ныне по тем же законам, по которым текло до явления Христа-Спасителя: так и гражданские общества не переменили своих уставов; все осталось, как было на Земле и как иначе быть не может.

М. – Не хочется верить, чтобы не могло быть иначе. Все-таки крепостное право в России отменили не так давно: какие-нибудь 150 лет на часах истории – не время. Вот героиня нашего великого писателя и драматурга А. П. Чехова произносит такие слова: «страдания наши перейдут в радость для тех, кто будет жить после нас, счастье и мир настанут на земле, и помянут добрым словом и благословят тех, кто живет теперь». ( «Три сестры»).
Вы не разделяете такого взгляда на будущее?

Н. К. – Не мешаю другим мыслить иначе.

М. – Вы считаете, что и раньше люди не жили  в райских кущах, и в будущем не следует ждать особых перемен к лучшему?

Н. К. – Ничто не ново под луною:
Что есть, то было, будет ввек.
И прежде кровь лилась рекою,
И прежде плакал человек…

М. – Возможно, мы сами тому виной – просто не достойны лучшей доли?

Н. К. – Мы все, как муха на возу: важничаем и в своей невинности считаем себя виновниками великих происшествий.

М. – Вы думаете, мы не несем ответственности за то, что происходит в этом мире?

Н. К. – Пусть громы небо потрясают,
Злодеи слабых угнетают,
Безумцы хвалят разум свой!
Мой друг, не мы тому виной.

На этих не слишком утешительных словах дух нашего замечательного собеседника нас покинул…


Рецензии
Хороший рассказ. Многие контактеры разговаривают с духом известных людей. У Вас получилось литературно.

Анатолий Косинчук   13.12.2021 04:12     Заявить о нарушении
Спасибо, Анатолий. Как Вы, надеюсь, поняли, все ответы мудрецов - это цитаты.
Мои только вопросы медиума.

Елена Пацкина   13.12.2021 14:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.