Трамвай
Все.
Я просыпаюсь.
***
Освещенная лучами последнего, быть может, в этом году, такого ласкового, притомившегося за лето солнышка, я сижу за столиком дешевого кафе в Пренцле. До встречи еще целых полчаса. Я приехала слишком рано. Но здесь, где узкие улочки внезапно вливаются в проспекты, а те вдруг, наоборот, сужаются в горловину (куда сходятся оба ряда с трамвайными рельсами впридачу); где тут и там лавируют велосипедисты, а желающих бросить машину втрое больше, чем парковочных мест ( да и те то и дело исчезают в связи с капремонтом дома, грозящего обвалиться прямо на них) – приезжать впритык самоубийству подобно.
Однако сегодня мне, похоже, везет.
Я роюсь в сумке. Черт, забыла дома телефон, нехорошо. Мало ли... Телефон – моя неперерезаемая пуповина с цивилизацией. Шлет мне несмолкающие позывные ее , спаситель мой и мучитель одновременно.
Я чувствую себя выброшеной на берег рыбой. Несколько секунд жадно глотаю губами воздух. Весь мир вокруг меня внезапно делается другим – чуждым, бестелефонным. Эдаким сам- по-себе миром...
Я откидываюсь на спинку пластикового кресла, лезу за сигаретами.
Ну что ж. Раз так. Ладно. Давайте тогда я расскажу вам про Пренцль.
Пренцль – он же, официально, Пренцлауэрберг – забавный райончик, вслед за ост-берлинскими работягами заселенный в девяностые художниками-поэтами и прочей андерграундовской шатией-братией. В большинстве своем скваттерами. Вон как в том доме, через дорогу: и без того небольшие оконца местами заподлицо заложены кирпичом, местами просто фанерой - в три ряда украшеной (словно в плиссерованную юбку наряженой) афишами Фрица Калькбреннера. А с моей стороны все куда веселей и глазу отрадней. Старый добрый неоклассицизм. Соседняя дверь - любимая местными булочная. Одного хлеба «Здоровье», исправно выбивающего пломбы и ломающего зубы вкраплениями семечек с орехами, там продают три сорта. На чудесном кружевном балкончике прямо над нами – столь же чудесная кружевная старушка. У ног ее присел, свесив мордочку вниз, кружевной пуделек.
В последнее время Пренцль стал так моден, и, соответственно, дорог, что большая часть тусовки переползла в соседний, менее зараженый неоклассицизмом Фридрихсхайн. Пустивших же здесь многовековые корни местных, вкупе с алкашами и наркоманами, с кривых переулков его с каждым днем все больше вытесняют Bobo (borgeois - bohemian) с их неизменными сигарами и далматинцами.
Моя барменша – средних лет существо с отпечатком страстей многих наций на лице. Без половых признаков. Слегка покачиваясь в такт однообразно-веселенькой, струящейся из динамиков под потолком карибской дребедени, она сварила мне отличный кофе. На крутящемся стуле за стойкой восседает мужчина. Сколько ему – сорок? Шестьдесят? Семьдесят? Неделя была холодной, и внутренности бара до сих пор хранят этот холод, в то время как на улице припекает вовсю – и он цедит свое пиво, не снимая ярко-голубой, в желто-красных попугаях, куртки. На голове шляпа – как пишут в классических романах, пирожком. В синюшном ухе блестит серьга. По нему сразу видно, что беден, хорошо хоть, что хватает на пиво. А может, ему отпускают в кредит. В супермаркте пиво, конечно, дешевле - но что за пиво дома, в одиночестве, в окружении батарей выпитого шнапса да обшарпаных стен?
Я делаю глоток и чувствую, что время словно остановилось для меня. А тем временем мой телефон надрывается дома вовсю, разрываемый на части просьбами, полезной информацией, жалобами, просто звонками знакомых – имеющих привычку проявляться почему-то вовсе не тогда, когда мне невыносимо грустно и я скучаю по ним. Не исключаю даже, что, по закону всемирного свинства, именно сегодня проявится кто-то, решивший, наконец, пробить роговеющий слой отчуждения между нами. Ну что ж, es tut mir leid*.
Обычно телефон не дает мне расслабиться дольше пяти минут. Звонит Рустик (массажист): перенесем завтрашнее время? - одной моей старой клиентке совсем плохо, нужно срочно... очень срочно... Пожалуйста!! В последний раз перенесем, клянусь. - Ну конечно, Рустик. Перенесем. Я не обижаюсь, хоть я еще и не старая, и у меня тоже все болит. Я же понимаю - дело молодое...
Звонят с работы: опять проблемы. Когда вас ждать? Вы не представляете, чего они опять от нас хотят... – Ну почему же не представляю, отлично я все представляю. Это вы без меня ничего не представляете...
Звонят из больницы: у нас, увы, нехорошие новости...
Звонит тот, с кем я живу сейчас: ты где?!..
Я затягиваюсь поглубже. Похоже, получилось заразительно: сидящий через через столик от меня лезет в карман и принимается за самокрутку. Мы встречаемся глазами: его - темно-карие, очень цепкие. И взляд глубокий. Многоуровневый такой взгляд.
***
Она резко поворачивает - начинает на желтый, проскакивает уже на красный. Ничего, они здесь к этому привыкли. Они здесь ко всему привыкли. Главное, это самой не привыкать. Потому что постепенно начинаешь тогда ездить всюду на красный, будто так и надо. Просто переходишь на новый уровень, с новым уровнем опасности. Быстрее, выше, сильнее.
На этом участке – до перекрестка, где улица Ветеранов, Ветераненштрассе, переходит в улицу Инвалидов (Инвалиденштрассе) - ни за что не нагонишь, все забито. Ну а там, дальше, вообще вечно пробки и толкотня. Райончик. До встречи десять минут. Ну ничего, можно встать вторым рядом, сбегать поздороваться, заказать кофе, извиниться, выйти перепарковаться. Вряд ли успеют отбуксовать.
Вчера весь день лил дождь и болело сердце. А сегодня – погода другая совсем, и, вроде, ничего. Только бы не позвонили из больницы. Не надо этого сейчас, и так достаточно.
Который день, месяц, год носится она по этим улицам, проспектам и закоулкам. Ярко-красной кометой вспыхивает и почти сразу же тает вдали, в левом ряду автобана. Безошибочно выхватывает глазом контролирующие вспышки. Играючи, словно пританцовывая, вписывается в малейшие просветы в соседних рядах плотного потока. Das Wandern ist des M;llers Lust, Das Wandern!** Они слиты воедино с ее красным конем, им хорошо вместе – это позволяет ей забыть главное. Снять стресс. Забыть подстерегающее ее в часы досуга ужасное, неотвратимое - сосредоточиться на второстепенном, ежедневном, рутинном. Вперед, вперед.
Не отрывая глаз от дороги, верным движением выуживает из пачки сигарету. Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет. Никто не уполномочен знать, когда и от чего помрет. Прикуриватель барахлит, не впихивается обратно до конца, зараза. Все некогда заехать разобраться.
Прямо впереди вихляет очередной велосипедист. Вот ведь товарищи, чувствуют себя на проезжей части как дома. В отличие от нее, он явно никуда не опаздывает. И не обогнать его, пока расстояние между ними не будет больше положеных полутора метров. А этого, похоже, не будет никогда.
Теперь она уже конкретно опаздывает.
Нехорошо, для первого знакомства. Хотя, в этом сумасшедшем городе... Скорее, хуже другое - по одежке ведь встречают. Как говорят друзья немцы, «Kleider machen Leute» - одежда делает людей. А одежка у нее сегодня, как назло, не ахти – юбка в последнюю секунду оказалась с пятном, пришлось влезть в брюки. А у них и без того вся страна в брюках. Своими руками лишила себя неразменного козыря в виде стройных ног. Небось на прошлой презентации, на фуршете, и ляпнула, пятно это. А когда было заметить его - ночью, что ли? Спать же хочется. Ну, хоть немного-то надо ведь.
Хотя, со сном вообще черте что творится. За день перегревается, под вечер падает прямо. А до подушки доберется – и ни в одном глазу. Тело благодарно расслабляется, мозг же включается снова. Крутит-вертит, просчитывает, обкатывает. Из каких щелей, из-под каких половиц достать их, скрытые резервы, способные заткнуть явные дыры... Чтобы, заткнув, создать более крупные резервы. Для затыка еще более крупных дыр. Вперед, вперед - промедление смерти подобно. Конкурент не дремлет.
А тут еще и звоночки. Хоть бы телефон этот вообще куда-то пропал совсем, к шутам. То тюлень позвонит, то олень. А потом позвонил крокодил – и со слезами просил... А потом ночью кошмары мучают. Особенно этот сон, много уже раз повторявшийся, покою не дает : вот он несется прямо на нее – тяжелый, лязгающий. Надвигается светящейся, жесткой, жестокой, ко всему живому безучастной стеной.
И – все.
***
К кофе я прошу стакан холодной воды, по-итальянски. Это не пижонство – просто после выпитой в завершение воды остается чувство свежести. Тот тип с самокруткой продолжает смотреть в мою сторону. Оценил фишку с водой. Сейчас, думаю, подсядет. Спросит что-нибудь.
Мимо бредет, метя приспущеными джинсами пыльную брусчатку тротуара, задумчивая такая девочка. Кепочка, косичка. Голое в бретельке плечо, непонятной формы хламида цвета индиго совсем с него сползла. Со-вер-шен-но расслаблена.
***
Каждой клеткой организма она чувствует уходящие в прошлое секунды: кап, кап. Кап. Они там, в двух блоках от нее, уже, по-видимому, рассаживаются. Кап. Велосипедист все едет перед ней. Кепочка. Голубенькая, с чем-то красно- желтым, маечка. Голубенькая, мда... да и сам – томный весь донельзя, сумка эта плетеная через плечо чуть не до земли... Ну денься же ты куда-нибудь, провались сквозь землю, что ли. Как человека прошу. Ну? Кап. Кап. Кап! Проклятье.
***
А впрочем, никакая она не девочка, эта задумчивая в хламиде цвета индиго, ей вполне может быть все сорок пять. Мешки под глазами – пьет, наверное. Вот интересно, как ей удается жить такой расслабленой?
А может быть, именно так и надо? Как, вообще, надо? Кто знает? Лично я не знаю.
Не меняя выражения лица, словно повинуясь какому-то внутреннему, из других миров, сигналу, девица вдруг покидает тротуар и ступает на проезжую часть.
***
До перекрестка осталось не больше десятка метров, и вдруг велосипедист тормозит перед булочной. О! – она тут же давит на газ. Внутренне сжимаясь, и даже внешне сжимаясь вся: оба плеча тянутся к шее, словно сливая ее с машиной в единое целое. На перекрестке уже загорается желтый. Ну же! Не подведи, милая!
И в ту же секунду она замечает какую-то малахольную в темно-синей хламиде, как во сне бредущую прямо ей под колеса.
Внутри у ней уже тоненько кричит что-то, силясь подсказать, что, дернувшись на скорости влево, она не впишется больше в нужную кривую – но ничего, ничего, и эта кривая ее обязательно вывезет, иначе быть не должно! И в последний миг боковым зрением она видит, как, тяжелый и лязгающий, он на полной скорости выносится на нее из-за поворота.
***
Я вижу ... Нет, сначала я слышу. Страшный грохот и скрежет. На перекрестке в двух шагах от меня происходит что- то ужасное. Но ноги мои приросли к земле - точнее, к этой видавшей виды многовековой брусчатке. Отсюда мне видно лишь ярко-желтый бок застрявшего среди потока трамвая; бок, неловко принявший в свои жесткие объятия, словно впитавший в себя ярко-красное крыло легковушки. Такой же красной, как у меня... И, кажется, это тоже «ауди». Ярко-синее, ко всему безучастное небо. На мгновение я цепенею.
К месту аварии, истошно воя, тревожно сверкая мигалками, мчатся пожарные, первая помощь, полиция. Их много, очень много.
...твои руки крепко держат меня и мы танцуем танцуем на тебе синяя рубашка и твои грустные такие бесконечно грустные глаза хоть вроде и смеются сколько же в них уровней а музыка сумасшедшая совершенно ох уж эти латины точно поезд тянет нас за собой куда-то далеко-далеко в неизвестность и думать не надо зачем мы сроду не танцевали а ты совершенно здоров я и не помню тебя таким и нет никакой больницы я чувствую твое дыхание
так близко
рядом совсем
голова кружится...
...кружится...
...ты не ушел... не ушел...
мы вместе
наконец
Все.
Я просыпаюсь.
Это был снова не мой трамвай.
* сожалею.
** В движеньи мельник жизнь ведет, в движеньи. (В. Мюллер – вокальный цикл Ф. Шуберта «Прекрасная мельничиха»)
Свидетельство о публикации №211111301594