В далекой Эфиопии продолжение2

Авиаторы в Эритреи.

Освоение эфиопского аэродрома Асмара для авиаторов ВВС ТОФ началось в 1979г. после вынужденного спешного ухода из Сомали. Тогда отношения между двумя странами резко обострились из-за политической и военной поддержки Советским Союзом Эфиопии в войне на Африканском Роге.
Для отправки в Эфиопию в составе авиагруппы было набрано порядка тридцати человек - в основном, офицеры и прапорщики четвертой, транспортной эскадрильи 710 ОКПЛВП - два экипажа вертолетов Ми-8 и техгруппа обслуживания. С других гарнизонов были привлечены в основном связисты, шифровальщики, офицеры и прапорщики АТБ. В ноябре 1979 г. из Владивостока на корабле личный состав группы и автомобильную технику - 28 автомобилей отправили в рейс, который завершился в начале декабря в Массауа. Личный состав группы к месту дислокации в г. Асмэра был перевезен вертолетами. Автомобили же в составе конвоя перегонялись в Асмару эфиопской стороной. При этом порядка 5 автомобилей были ими брошены по дороге из-за выхода из строя. Впоследствии, уже силами личного состава авиагруппы, они были отбуксированы к месту постоянной дислокации..
Назначенный командиром авиагруппы подполковник Волошин Владимир Васильевич отправился в Эфиопию в конце декабря 1979 г. другим маршрутом. Прибыв из Москвы на авиабазу в Качу он получил два вертолета МИ-8, организовал их погрузку на средний морской сухогрузный транспорт ЧФ «Тургай» и убыл в Массауа. Вертолеты пришлось частично разбирать - отсоединяли хвостовые балки. В Массауа их собирали специалисты авиагруппы. Вертолеты облетали в аэропорту Массауа и перелетели в Асмару. Примерно к 15 января 1980 г. группа начала функционировать полнокровно. В документах группа называлась «Обьект № 040». Авиагруппа являлась подразделением ПМТО базирующегося на о. Дахлак, а командир авиагруппы являлся заместителем командира ПМТО по авиации. С ПМТО авиагруппа начала тесно взаимодействовать лишь по прибытии вертолетов и начала регулярных полетов на Дахлак. В основном, ставилась задача закупки продовольствия в Асмаре и доставка его на остров, чуть позже - перевозка личного состава с кораблей на отдых в Асмару и обратно. Задачи на отдельные мероприятия, полеты самолетов приходили из Москвы и Владивостока, и на ПМТО, а также, напрямую, по каналу связи советников (более удобен т.к. не шифровался и не занимал времени на расшифровку).
Еще через полмесяца в начале марта 1980 г. в авиагруппу начали прилетать самолеты.
В 1979-1980 г. расположение авиагруппы не обстреливали, но то что идет война авиаторы естественно ощущали. Подполковник Волошин Владимир Васильевич вспоминал: «Асмара была окружена сепаратистами. Сообщение между соседними городами производилось периодически. Собирался караван автомобилей, и под прикрытием конвоя двигались в путь. Часто на конвой нападали и вершили суд прямо на месте. Мы за пределы города выезжали всего дин раз для того, чтобы вернуть оставленные автомобили на переходе Массауа-Асмара. Забрали без происшествий.
В городе к нам относились в основном доброжелательно. Только один раз, когда мы "увлеклись" полетами по фронтам, я обнаружил утром в УАЗе, стоящем ночью у дома, записку, что нам бы желательно заниматься своими задачами и не лезть во внутренние заморочки эфиопов.»
Транспортные Ан-12 были из  Москвы и из Кневичей. Они практически ежемесячно меняли друг - друга. Противолодочные Ил-38 были с ТОФ - Николаевские, экипажи 77 ОПЛАП менялись так же ежемесячно. Периодичность вылета на разведку осуществлялась дважды в месяц и, дополнительно, по особым указаниям. Вылетали как правило, ночью, с таким расчетом, чтобы утром быть в назначенном районе.
Вертолеты авиагруппы помимо снабжения ПМТО, по их приказаниям, с ведома нашего командования, выполняли полеты по фронтам осуществляя перевозку боеприпасов, продовольствия, вывоза раненых, разведку и т.д. Это было особенно актуально в те моменты, когда у вертолетчиков эфиопского авиакрыла в Асмаре возникли проблемы с авиатехникой. Полеты выполнялись в зону фронтов севернее Асмары.
С командирами 2-го авиакрыла - бригадным генералом Амха Деста (позже расстрелянного за организацию путча против Мариама) и сменившим его подполковником Гизау Дюрба были рабочие, деловые отношения. По прошествии тридцати лет, с особым теплым чувством воспринимается отношение к нашим авиаторам эфиопов. От водителя автомобиля-заправщика на аэродроме, до губернатора провинции Эритрея, господина Фикру. А ведь время было военное! У эфиопов своих забот - не меряно! Нищая страна!.. А тут мы - со своими проблемами. И тем не менее, все что можно было решить – решали совместными усилиями. И с размещением, и электричеством, водой, и телефонами. Если и возникали какие-то сложности - так эт зачастую из-за недопонимания ситуации в которой оказались наши специалисты со стороны военных чиновников в России. Но это отдельная тема.
В конце 1980 г. командира авиагруппы подполковника Волошина В.В. сменил подполковник Виталий Петрович Грищенко.
Наши Илы стали действовали все активнее. В течение 1981 г. экипажи 77 ОПЛАП с Асмэры и Ил-38 из состава 145 ОПЛАЭ ВВС БФ с Адена выполнили 104 самолето-вылета в Индийский океан. В 1982 г. экипажи 77 ОПЛАП, неся боевое дежурство, с аэродромов Адена и Асмара выполнили 62 самолета-вылета в районы Красного, Аравийского морей и в Центральную часть Индийского океана.
Война все чаще касалась наших летчиков. Следует отметить, что советский персонал на аэродроме Асмара жил и работал отнюдь не в мирных условиях. В стране уже который год шла гражданская война. Провинция Эритрея была похожа на пороховую бочку. На востоке Эфиопии повстанцы «Фронта за освобождение Эритреи» боролись за свою независимость против центрального правительства полковника Менгисту Хайле Мариам. На севере страны шли бои с просудански настроенными сепаратистами, а на юге шла война с Сомали за принадлежность провинции Огаден.
И хотя, советским авиаторам не приходилось испытывать на себе боевого соприкосновения с противником, были предприняты определенные меры  по защите личного состава и техники. Весь офицерский состав был вооружен личным оружием – пистолетами ПМ, кроме того, имелись автоматы АКМ. В районе стоянок летательных аппаратов вырыли щели для личного состава. Была организована служба дежурных по охране стоянок авиационной и автомобильной техники.
Надо сказать, что охрана аэродрома, возложенная на эфиопского командира авиабазы, как и во время боевых действий в Афганистане, оставляла мало надежды у советских военных на правительственные войска, и приходилось больше полагаться не собственные силы.
После очередного обстрела в 1982 г. авиагруппа под командованием подполковника Грищенко возвела вокруг объекта «колючие» заборы, что вызвало непонимание со стороны эфиопских коллег и даже советских гражданских специалистов.
А после подрыва на мине главного военного советника Демина и его переводчика, и последовавших после этого с нашей стороны привинтивных мер по охране по ночам советского сектора авитехники, «садыки» - товарищи из эфиопской гвардии совсем отказывались понимать логику наших действий. Это вызвало не понимание и обиду со стороны командиров эфиопской стороны.
В 1984 году на основе взаимных межправительственных соглашений была расширена гуманитарная помощь Эфиопии и в Асмару дополнительно прибыли 2 борта АН-12 и 2 вертолета МИ-8 сводной авиагруппы ВТА ВВС СССР.
Совершенно неожиданно они «плюхнулись» на аэродром Асмары и создали проблемы для командования «Объекта №040». В последствии взамоотншения нормализовались, летчики были поселены в городе, в бывшем доме под «красными фонарями» и им долго еще потом приходилось отбиваться и назойливых посетителей и клиентов заведения. Технический же состав разместился в расположении авиагруппы ТОФ. Несмотря на напряженный полетный график их бытовые условия и питание оставляли желать лучшего. Вызывало недоумение почему командование, под предлогом возможных кишечных заболеваний, запрещало им закупку на местном маркаде свежих овощей. А продукты которые доставлялись им из Союза были как правило с просроченными сроками употребления. Так интенданты избавлялись от нелик-вида. Технический парк тоже был изношен. Из 12 самолетов 8 имели трещины в центроплпнах. Прибывшая из Москвы комиссия пдтвердила это и рекомендо-вало засверлить трещины что бы не допустить их дальнейщего распрост-ранения.
Все прибывшие авиаспециалисты были летчиками высокого класса и все без исключения прошли горнило Афганской войны. Перед ними была поставлены задачи: транзита через Асмару грузов из Массауа в Адис-Абебу; доставка грузов гуманитарной помощи в отдаленные районы провинции; эвакуация раненых и местных жителей из прифронтовой полосы.
Из воспоминаний бортпереводчика сводного отряда Ан-12бп авиагруппы ВТА в Эфиопии Шитова Александра Викторовича:
«По данным начальника штаба отряда Ан-12бп сводной авиагруппы ВТА в Эфиопии старшего лейтенанта Ефимова в течение первых полутора месяцев пребывания в Эфиопии, то есть, в самый напряжённый период, самолёты и вертолёты сводной авиагруппы ВТА в Эфиопии перевезли 50 тысяч человек и 10 тысяч тонн грузов, что составило три четверти от общего объёма перевозок. Правда, в наших СМИ тех месяцев сводная авиагруппа ВТА в Эфиопии конспиративно именовалась "самолётами и вертолётами "Аэрофлота". Например, заметка А.Сербина "Работает советская авиагруппа" в "Правде" от 8 декабря 1984 года:"Аддис-Абеба, 7. (Соб. корр. "Правды") 120 рейсов совершили вчера экипажи самолётов и вертолётов Аэрофлота, работающие в эфиопском небе. Направленные сюда нашей Родиной для оказания помощи Эфиопии в преодолении последствий засухи самолёты "Ан-12" и вертолёты "Ми-8" продолжают доставлять продовольственные грузы в районы бедствия и эвакуировать из этих районов людей..." В журнале "Новое время" №50 от 7 декабря 1984 года была опубликована статья Г. Габриэляна (мы его, кстати, возили на нашем борту) "Время испытаний"; в "Комсомольской правде" от 20 декабря 1984 года статья Э. Бабазаде "Близко к сердцу"; в "Правде" от 6 сентября 1985 статья А.Сербина "Если другу трудно" и масса других материалов. Однако советские военные лётчики были не единственными в Эфиопии, кто помогал народу этой страны справиться с последствиями засухи.
Кроме нас, в Эфиопии работали несколько Ан-26 из ГДР и вертолетчики из Польши, раскрашенные как гражданские борты, а также камуфлированные военной раскраской военно-транспортные С-130 из Великобритании и ФРГ (по два), по одному из Франции и Италии. США были представлены двумя бортами компании "Пэн Амэрикэн", раскрашенными как гражданские самолёты.»
На завершающем этапе международной транспортной гуманитарной помощи, в конце 1985 года, решено было провести дружеский футбольный матч «Сборная СССР» против «Сборной Мира». Игра закончилась победой «Сборной СССР» со счетом 2:1. Иностранцы удивлялись «Как наши ребята живя в худших условиях, питаясь консервированными продуктами, работая более интенсивно умудрились еще и выиграть?»
Надо сказать, что все наши авиаторы с честью справились с поставлен-ными задачами, потеряв за весь период пребывания в Эритреи в не бевых потерях только один вертолет.

Обстановка в регионе
(провинция Эритрея СРЭ)

По сравнению с концом 70-х и началом 90-х годов период первой половины 80-х годов с точки зрения оперативной обстановки в Эритреи отличался относительной стабильностью и спокойствием.
На фоне Афганистана где военные действия, в тот период, достигли своей кульминационной точки и именно к ним было приковано внимание мировой общественности, поездка на север Африки могла показаться легкой увеселительной прогулкой. Это при условии если не учитывать, что на территории в 125 тысячи кв. километров, с населением более 4 млн. человек, с 1976 года велись боевые действия между правительственными войсками и противниками действующего режима, а время от времени происходила активизация сепаратистского движения.
Суперэтническими группами населения страны были амхара и тиграи. Поскольку эти группы составляли основную часть населения страны, то вполне естественно, что все правители от феодального до революционно-социалистического периодов стремились проводить политику насильственной амхаризации страны. Это и породило сепаратистское движение за отделение ряда провинций на севере и северо-востоке страны в отдельные государства.
Советские специалисты, выполнявшие интернациональный долг – врачи, геологи, военные (летчики, моряки, армейцы, отряды гуманитарной помощи), численность которых доходила до 1,5 тыс. человек, были раздроблены на мелкие группы. Многие из этих групп находились на фронте или на территории так называемого фронтового риска. Особую озабоченность, в связи с этим вызывали армейские военные советники постоянно находившиеся непосредственно в окопах, и летчики ВВС, выполнявшие гуманитарную миссию и ежедневно вылетавшие во фронтовую зону.
В конце 80-х годов в советских газетах было много публикаций о боевой службе наших кораблей, обеспечивавших безопасность судоходства в водах Персидского залива во время ирано-иракской войны. Благодаря присутствию наших кораблей ни одно из советских судов, шедших в конвоях, не было атаковано и нашим боевым кораблям ни разу не пришлось применять оружие для их защиты. Страна не подозревала, что рядом с Персидским заливом, в Красном море, наши моряки вели боевые действия с «москитным» флотом эритрейских сепаратистов, которые старались сорвать снабжение Эфиопии со стороны СССР и его союзников, что в том районе советские корабли вели настоящие бои. Впервые советские люди узнали о существовании советской ПМТО на островах Дахлак уже после закрытия оной в мае 1991 года из публикации газеты «Известия».
В январе 1983 г. в Москве с официальным визитом побывал командующий ВМС Эфиопии коммодор Тесфайе Берхану (Tesfaye Brehanu).
В восьмидесятых годах состоялось несколько официальных дружественных визитов советских кораблей в порт Массауа. 10-13 сентября 1980 г. с визитом пришел отряд под командованием капитана 1 ранга Ю.Н.Туробова в составе: БДК «Иван Рогов» и СКР «Сторожевой». 16-20 февраля 1984 г. с визитом пришел отряд под командованием контр-адмирала Ф.Н.Громова в составе: БПК «Таллин», СКР «Резкий» и БДК. 22-26 июля 1986 г. - БДК «50 лет шефства ВЛКСМ» Визит возглавлял контр-адмирал Н.Н.Береговой.
При этом боевые действия в Эритрее продолжались. 16 мая 1981г. в Эритрее был сбит истребитель МиГ-21. Высказывалось предположение, что он был сбит ПЗРК. 14 января 1982 г. сепаратисты, вооруженные трофейным зенитным комплексом SA-7s, сбили вблизи Асмары транспортный самолет эфиопских ВВС Ан-26. Погибли 73 находившихся на борту транспортника человека.
В феврале 1982 года эфиопская армия предприняла против EPLF в районе города Накфа (Nakfa) шестое контрнаступление (операция “Красная Звезда”), развернув приблизительно десять дивизий - в общей сложности 120000-140000 солдат. Цель этого наступления состояла в том, чтобы разгромить цитадели EPLF в городах Накфа и Хелхале. Они были подвергнуты беспрецедентным бомбардировкам ВВС. Продвигаясь через ряд засад, эфиопы сумели продвинуться на расстояние 10 км. от Накфа прежде, чем были отброшены решительными контратаками EPLF. Потери правительственных войск составили до 20000 человек. Операция провалилась. Причиной этого была нестойкость командования и личного состава одной из дивизий, действовавших на важном направлении в долине реки Барка и нехватки резервов.
В январе-июле 1983 г. последовали другие операции. Они были более успешные. Их подготовку и ход курировал ГК сухопутных войск МО ССССР генерал армии В.Петров. После комплекса последовательных ударов сепаратисты практически были вытеснены из внутренней Эритреи и ушли в горные районы.
В 1984 г. в Красном море разразился минный кризис и советский тральный отряд во главе с противолодочным крейсером «Ленинград» осуществлял поиск мин у побережья Эфиопии и НДРЙ. Боевую деятельность участвовавших в операции судов обеспечивали суда базировавшиеся на ПМТО и буксир ЧФ «МБ-304».
В конце 1983г. Народный Фронт Освобождения Эритреи (EPLF) перегруппировав свои силы перехватил инициативу. К тому же сепаратисты получили очередную партию зенитных ракет SA-7 MANPADs, и 15 января 1984 г. ими в районе Tesseney был сбит транспортный самолет Ан-12 “1506”.
В январе 1984 г. EPLF захватил город Тэсэнэй (Teseney) в юго-западной Эритрее, а два месяца спустя в марте порт Мэрса Тэклай (Mersa Teklay).
Таким образом, они закрепили свое присутствие на северо-восточном побережье Эфиопии. Захват Мэрса Тэклай (Mersa Teklya) был осуществлен Первой Эритрейской механизированной бригадой. Этот порт имел важное значение. Он был базой снабжения правительственных войск, действующих в северной Эритрее. Эфиопская армия предприняла неудачную попытку отбить порт. В контратаке участвовали новая пехотная дивизия, механизированная бригада, два танковых батальона, четыре батальона полевой артиллерии и шесть батальонов ПВО. Наступление провалилось. Около 4000 правительственных солдат были убиты, а 2500 захвачены в плен.
16 апреля 1984 г. ВВС Эфиопии потеряли первый Миг-23. Он был сбит зенитной артиллерией сепаратистов рядом с Накфа (Nakfa).
В конце марта 1984 г. и в течение апреля, правительственные войска неоднократно подверглись нападению со стороны отрядов EPLF. Были захвачены города Alghena, Сэнафе (Senafe) и Addi Caleh. Эфиопская армия потеряла существенное количество военного оборудования.
В конце 1984 г. на Северном фронте Эфиопии сепаратисты нанесли чувствительный удар по правительственным войскам в районе Альгена, полностью разгромив три дивизии. Только около ста пятидесяти бойцам эфиопской армии удалось добраться до побережья Красного моря. Их вывезли на баржах.
В начале июля 1985 г. мятежники захватили стратегически важный город Барэнту (Barentu). EPLF при захвате города Барэнту, в течение трехдневного сражения, ликвидировал две эфиопские дивизии и механизированную бригаду. Потери эфиопской армии составили более 2000 человек. Там же мятежники захватили среди прочих военных трофеев 15 танков T-54/55, большое количество артиллерии и грузовиков. Согласно данным EPLF, потери в живой силе эфиопской армии в ходе этой наступательной операции составили 11250 солдат.
Когда новость о потере Барэнту достигли Аддис-Абебы, Менгисту Х.М. осуществил передислокацию двух дивизий (приблизительно 30000 человек) из провинции Огаден в северную Эфиопию и сформировал новую бронетанковую бригаду. Северный фронт был преобразован во Вторую революционную армию. Старшим военным советником в ней был назначен генерал-майор Хрулев. В состав фронта входили 19 советнических групп, три оперативных командования (три армейских корпуса), 10 дивизий и несколько отдельных бригад - артиллерийская, танковая и смешанная. Эфиопская армия начала массированное наступление, у Барэнту. Они предприняли тринадцать безуспешных атак на город потеряв 2000 солдат убитыми или ранеными. 24 августа 1985г. после начала воздушных бомбежек Барэнту партизаны EPLF оставили город, захватив с собой по крайней мере 13 танков T-55, 12 артиллерийских орудий, и несколько зенитно-ракетных установок. Эфиопская армия спустя несколько дней после освобождения Барэнту возвратила под свой контроль и город Тэсэнэй (Teseney) разгромив западный фланг фронта сепаратистов. Эти победы правительственных войск вынудили мятежников отступить к их цитадели Накфа. Следующие несколько недель, эфиопские вооруженные силы используя танки, артиллерию, массированные налеты авиации штурмовали укрепления города Накфа. 10 октября 1985 г. впервые эфиопские ВВС высадили десант в тылу линии обороны мятежников на северо-востоке Sahel. Наступление окончилось неудачей. Однако и после этого было предпринято еще два наступления на Накфа, каждое из которых заканчивалось поражением правительственных войск. К лету 1986г. EPLF расширил свой контроль на юг по эритрейскому побережью.
В 1987г. крупномасштабных операций в Эритрее не проводила ни одна из воюющих сторон. И EPLF, и эфиопское правительство восстанавливали свои силы после сражений 1985 года. Кроме различных диверсионных операций одно из наиболее крупных боевых столкновений произошло 20 марта, когда подразделения EPLF столкнулся с четырьмя эфиопскими армейскими бригадами в северной зоне Эритреи. В двухдневном сражении, по утверждениям EPLF правительственные силы потеряли 650 солдат.

Борьба с засухой и голодом

В середине 1984 г. в Эфиопию начала поступать международная помощь для голодающих от начавшейся в 1983 г. засухи, которая охватила северные районы страны и поставила под угрозу голодной смерти 8 миллионов человек. Западные информационные агентства и средства информации преподнесли эту трагедию как следствие десятилетнего правления руководства Эфиопии опиравшегося на социалистические страны. При этом замалчивалось что подобная ситуация с массовым голодом приведшим к гибели свыше 200 тысяч человек в провинции Wello из-за засухи имела место в 1972-1974 годах и как следствие она была одной из причин приведших к свержению императора.
Руководство страны в начале 1984 г. начало обращаться к зарубежным правительствам с просьбами о помощи в борьбе с преодолением голода, но крупнейшие западные страны долгое время ограничивались только выражением соболезнования и поучениями, а не конкретной помощью. И только когда во многих газетах стали появляться утверждения что причиной неоказания помощи американским и британским правительствами является надежда, что голод приведет к падению режима Менгисту 25 октября администрация Рейгана объявила, что выделит 45 миллионов долларов на продовольственную помощь, которая будет распределена в Эфиопии между частными организациями и в основном в районах контролируемых сепаратистами. 4 ноября 1984 г. британские королевские ВВС начади поставки продовольствия в эфиопскую провинцию Тыграй. 15 ноября 1984 г. американцы перенаправили шедшее в Индию грузовое судно «Sam Houston» с 10000 тонн сои на Эфиопию. В декабре 1984 г. американцы задействовав военно-транспортную авиацию оказывали свою помощь голодающим эфиопским беженцам в восточной части Судана, где к декабрю 1984 г. скопилось 100 тысяч беженцев из эфиопской провинции Тыграй. Эфиопское правительство возражало против помощи с западных стран сепаратистам - будь это продовольствие или вооружение. Тем более что работа там была небезопасна. Из-за угроз и противодействия сепаратистов доставка продовольствия в охваченные засухой районы осуществлялась под охраной армии. Несмотря на эту защиту, в ноябре 1984г. повстанческие группы напали на продовольственный конвой около Kimbolcha в провинции Wello. 3 марта 1985 г. в провинции Тыграй сепаратисты захватили заложниками пять французских летчиков с военно-транспортного самолета НОР-2500, но в результате переговоров на следующий день все они были освобождены. В январе 1985 г. западные агентства устроили скандал из-за 16 дневной задержки разгрузки прибывшей продовольственной помощи голодающим. Причиной задержки разгрузки были советские суда с грузом оружия для эфиопской армии. 3 января 1985 г. эфиопские представители захватили весь груз - 6000 тонн зерна австралийского судна «The Golden Venture», разгрузившего часть его в порту Ассаб и желавшего другую его часть разгрузить в Судане. А суданские порты являлись основными пунктами поставки продовольственной помощи в контролируемые партизанами области Эфиопии.
СССР помимо продовольственной помощи Эфиопии безвозмездно выделил ей специальный отряд в составе 12 транспортных самолетов Ан-12, Ан-22. Предоставил 24 вертолета и 300 грузовиков ЗиЛ-62 для доставки продуктов питания населению и эвакуации людей из охваченных голодом районов.

Из воспоминаний А. Шитова:
«Засуха и голод не ослабили, а наоборот усилили гражданскую войну в Эфиопии. Начиная с конца ноября 1984 года, то есть, с того времени, когда сепаратисты высказали угрозу сбивать советские самолёты, экипажам Ан-12, вылетавшим из Аддис-Абебы в районы ведения боевых действий, в том числе и нашему экипажу, выдавались по два АКМ с боекомплектом для обороны в случае нападения сепаратистов на стоянках. Тогда же, в конце ноября командир экипажа Новожилов подозвал меня и показал полётную карту: на ней синими "яйцами" были обозначены места базирования сепаратистов как раз по маршрутам наших полётов в Ассаб, Макале и Асмару. В начале декабря 1984 года южнее Асмары произошло одно из самых крупных сражений того периода, когда эфиопские десантники, отразив 25 атак сепаратистов, закрыли им дорогу на столицу Эритреи. Ряд стран, прежде всего страны Запада, Йеменская арабская республика, Саудовская Аравия открыто помогали сепаратистам, а военно-транспортные самолёты натовских стран в Эфиопии отрабатывали сброс грузов на малых высотах, явно готовясь выполнять этот манёвр на полевых площадках сепаратистов. США ежемесячно переправляли сепаратистам в Эритрею три тысячи тонн грузов, в Тыграй тысячу тонн. Контакты Запада с сепаратистами в какой-то степени подтверждает следующий факт. 14 ноября 1984 года на аэродроме Мекеле ко мне подошла группа иностранцев. Они фотографировали наши самолёты и вертолёты, попросили разрешения сфотографировать замену колеса на нашем самолёте и взять их на борт до Ассаба. В составе этой группы были британец, три американца из компании АВС, швед и эфиоп, они назвали себя киножурналистами, снимающими документальный фильм об Эфиопии. Новожилов сомневался, но всё же согласился подвезти их, предварительно выяснив, что они не вооружены. Командир велел мне составить список пассажиров, который позднее в Аддис-Абебе мы показали Курдюкову и передали ему вместе с выполненным мною переводом. Предполагалось, что иностранцы вышли к аэропорту Мекеле "с той стороны", поскольку в Тыграе не было сплошной линии фронта. Бывало, иностранные лётчики подходили к нам и интересовались, военный наш самолёт или нет. Мы отвечали, как учили, что, конечно, гражданский, а мы сотрудники Гражданской авиации. "А это, что?" недоверчиво усмехались иностранцы, показывая на хвостовую гермокабину Ан-12бп, предназначенную для размещения огневой установки, демонтированной перед Эфиопией. "А это кабина наблюдателя, не моргнув отвечали мы, вот, и сам наблюдатель", и показывали на прапорщика Гену, командира огневой установки. Гена шутил, что в экипаже два командира: командир корабля и командир огневой установки, но, оставшись без неё "безработным", выполнял функции второго борттехника по АДО.
"Правда" от 18 декабря 1984 года сообщала о встрече в Кремле 17.12.84 К.У.Черненко с Менгисту Хайле Мариамом, во время которой руководитель Социалистической республики Эфиопии "от имени народа и руководства Эфиопии выразил глубокую признательность правительству и народу Советского Союза за бескорыстную и своевременную помощь эфиопскому населению, пострадавшему от стихийного бедствия". Как вспоминает Митченко:"Поблагодарить советских лётчиков за успешную работу в наш лагерь приезжал глава Социалистической республики Эфиопии Менгисту Хайле Мариам". Также Анатолий Владимирович отмечает, после выполнения первого этапа оказания помощи 18 человек из состава сводной авиагруппы ВТА в Эфиопии были награждены орденами и медалями.
До сих пор тепло вспоминаю ребят из экипажа: командира корабля капитана Новожилова Леонида Андреевича, правого лётчика старшего лейтенанта Бородёнкова Василия, штурмана старшего лейтенанта Курындина Александра, борттехника по АДО старшего лейтенанта Рудакова Владимира, радиста прапорщика Наумова Сергея ».

Кроме того суда советского вспомогательного флота участвовали в доставке грузов и топлива для работавшего в стране советского отряда. Так большой морской танкер «Владимир Колечицкий» ТОФ в 1984-1985 гг. дважды осуществлял рейсы из Севастополя с грузом авиационного керосина в эфиопский порт Ассаб.
В середине 80-х (примерно в 1987 г.) госпитальное судно «Енисей» выполняло специальное задание правительства СССР по борьбе с малярией на острове Дахлак в Красном море, вспышка которой произошла среди советских военнослужащих и гражданских специалистов.
Западные страны не преминули упрекнуть эфиопские власти за проводимую эвакуацию населения из засушливых районов, утверждая, что она привела к гибели 50-100 тысяч человек. При этом они забывали, что из-за их задержки с поставками продовольствия почти на год, к началу 1985 г., в стране умерло более миллиона человек.
Весь мир оказывал голодающей стране продовольственную помощь, но в условиях внутригосударственного конфликта она была практически бесполезной.

В конце ноября 1984 г. у берегов Эфиопии появились израильские боевые корабли.
В Эфиопии на протяжении 3000 лет жила община фалашей, по мнению многих исследователей они могут считаться наидревнейшей иудейской общиной в Африке. До 1974 г., положение фалашей в императорской Эфиопии было нормальным. После переворота и прихода к власти прокоммунистического руководства во главе с полковником Менгисту Хайле Мариамом их положение усугубилось. В стране активизировались разнообразные межнациональные и межплеменные конфликты. Традиционно миролюбивые, не обладающие укоренившимися военными традициями и ввиду этого не принявшие участие во внутригосударственных конфликтах фалаши оказались «между молотом и наковальней». Гражданская война побудила фалашей, участия в ней не принимавших, бежать на север Эфиопии и в южный Судан. Бегство фалашей усилила и засуха 1983 г., следствием чего стал голод в Эфиопии. Скрывшись в Судане фалаши отнюдь не оказались в безопасности. В этих условиях правительство Израиля попыталось радикально и без лишнего шума, разрешить проблему - эвакуировать фалашей в Израиль. Уже с 1980 г. фалаши небольшими группами вывозились из Эфиопии в Израиль на самолётах государственной авиакомпании «Эль-Ал». Но летом 1984 г. ситуация резко ухудшилась, так как эритрейские повстанцы прорвали фронт в районе г. Тэсэней. Пытаясь найти виновного, спецслужбы Эфиопии начали геноцид против фалашей, обвиняя их в своих неудачах и в сотрудничестве с эритрейскими сепаратистами. Бегство эфиопских евреев приобрело огромный масштаб, и в Израиле осознали, что сил авиации в сложившихся условиях явно недостаточно для их эвакуации по уже организованному воздушному мосту Хартум - Тель-Авив. В результате, было принято решение, с помощью офицеров Мосада (внешней разведки) и военно-морских сил Израиля, тайно прибывших в Судан и Эфиопию, выводить группы фалашей к суданскому побережью Красного моря, где эвакуировать их на судах. Операцию назвали «Моше». Проблема заключалась только в том, что ВМС Эфиопии могли парализовать это движение путём военных акций у побережья Судана, что уже происходило в 1981 г. Следовательно, израильские суда необходимо защитить военными кораблями. Но израильская флотилия в Эйлатском заливе из 7 патрульных катеров типа «Дабур» для этого явно не подходила из-за слабости вооружения и малого радиуса действия. Найденное решение оказалось рискованным и не стандартным. В октябре-ноябре 1984 г. 2 ракетных катера типа «Решеф» совершили беспримерный переход вокруг Африки из Средиземного в Красное море, дозаправляясь от танкеров только в море, без захода в иностранные порты. Они своим присутствием обезопасили ход эвакуации фалашей морем, став существенным дополнением в договоренности между Израилем и Эфиопией о негласном военном сотрудничестве в обмен на проведение операции без противодействия эфиопской армии. Иначе чем объяснить, что Тель-Авив в 1985 г. продал Аддис-Абебе по крайней мере на 20 миллионов долларов советские боеприпасы и запасные части захваченные у палестинцев в Ливане. В результате предпринятых мер израильтянам удалось организовать не только воздушный, но и морской мост, благодаря чему за месяц в Израиль эвакуировали почти 14000 фалашей, из них половину морским путём. Операция «Моше» обошлась без реального применения оружия, хотя именно к этому моряки, лётчики и разведчики Израиля были готовы. Она также не привела к окончательному вывозу фалашей из Эфиопии. Этот процесс продолжался вплоть до 2000 г. и потребовал проведения в мае 1991 г. операции «Шломо» - теперь уже чисто воздушной.
Обострение обстановки на фронтах в Эритрее привели к необходимости укрепления обороны ПМТО. С февраля 1985 года, в течение шести лет, боевые группы ПДСС ОВР ЧФ сменяя друг друга каждые 9 -10 месяцев вели противодиверсионное обеспечение пункта базирования сил ВМФ СССР на о. Дахлак.

Боевые действия на Красном море в районе о. Нокра

В марте 1988 года при Афабете (в 56 км к северо-востоку от Кэрэна) эритрейские повстанцы нанесли крупное поражение эфиопской армии, окружив и уничтожив около трёх пехотных дивизий и отдельные моторизованные подразделения. С этого момента повстанческие Народный фронт освобождения Эритреи (EPLF) и Народный фронт освобождения Тыграй (TPLF) окончательно установили свой контроль над большей частью провинций Эритрея и Тыграй.
Одновременно повстанцы активизировали боевые действия в прибрежных водах Красного моря.
Первоначально в составе флота сепаратистов находились маленькие моторные лодки с экипажем из 3 человек, которые были оснащены самым разнообразным оружием: 107-мм американскими безоткатными орудиями, крупнокалиберными пулемётами «Браунинг», трубами от советских реактивных установок «Град». Затем у повстанцев появились более крупные катера шведской постройки с 40-мм артиллерией и пулемётами.
В феврале 1990 года эритрейцы взяли штурмом город и порт Массауа, в результате чего Эфиопия потеряла выход к морю, а эфиопские боевые корабли и суда перешли на Нокру. С этого момента база и прилегающая к острову водная акватория стали систематически обстреливаться береговыми батареями эритрейцев.

ВМФ СССР в Красном море.

Пункты базирования в Эфиопии в порту Массауа и на островах Дахлак сыграли немаловажную роль в обеспечении присутствия наших кораблей в мае 1980 г. когда Сомали предприняли новую и опять неудачную попытку захватить часть Эфиопии. В начале 1980 г. сомалийцы вновь активнее стали поддерживать Освободительный фронт западного Сомали (WSLF) которые действовали в Огадене. Этому способствовало то, что американские посланники в Могадишо начали встречаться с лидерами ОФЗС. Офицеры ОФЗС заявили западным журналистам, что они управляют 80% территорией провинции Огаден. Им противостоят 60 000 эфиопских милиционеров, поддерживаемых кубинским военным контингентом в составе 6 000 солдат. США решили воспользоваться ситуацией. В феврале 1980 г. морская десантная единица с 1800 морскими пехотинцами была послана в Аравийское море. В то же самое время, администрация Картера, в обмен на неопределенное количество помощи, получила предварительное право использовать воздушные и военно-морские базы в трех странах: Сомали, Оман и Кения. В Сомали это была база в Бербере (Аденский залив) которая была создана в свое время Советским Союзом, но покинутая в 1977 году после разрыва отношений.
ВМФ СССР не мог оставить подобную угрозу своим отношениям без внимания. В начале февраля 1980 г. личный состав батальона 55 дивизии морской пехоты Тихоокеанского флота был поднят по тревоге. Танки Т-55 и ПТ-76, бронетранспортеры БТР-60ПБ, а также средства войсковой ПВО без лишней суеты, построившись в колонну, пошли на погрузку. Среди массы техники, загружавшейся на борт большого десантного корабля «Николай Вилков», была и зенитно-самоходная установка «Шилка». БДК, вышел в море 2 февраля  в составе отряда кораблей: БПК «Адмирал Октябрьский», подводной лодки и транспорта снабжения. В конце февраля отряд прибыл на 933 ПМТО.
Первыми на чужую землю высадились несколько Т-55. Механикам-водителям нужно было поддерживать навыки. Затем произвели обкатку («катера с пушками» - плавающий транспортер) ПТ-76. Появление танков привлекло внимание солдат местного эфиопского гарнизона. На острове разместили небольшой отряд, взвод охраны 15 человек на БТР-60 ПБ, взвод «шилочников» - две ЗСУ-23-4 "Шилка", да расчеты с ПЗРК "Стрела-2". Задача была простая: охранять подводные лодки, заходящие в ПМТО для ремонта, пополнения запасов и отдыха экипажей.
В декабре 1980 г. морских пехотинцев с БДК «Николай Вилков» сменили их товарищи по 55 дивизии морской пехоты ТОФ. 19 октября 1980 г. из Владивостока на БС в Индийский океан вышел отряд кораблей БДК «Томский комсомолец» с боевой десантной группой (танковая рота, рота связи, рота морской пехоты), ЭМ «Возбужденный» и БПК «Одаренный». На линии разделения БС в районе Сингапура встретили возвращавшийся домой «Николай Вилков». 2 декабря 1980 г. «Томский комсомолец» прибыл на о. Нокра и высадил боевую десантную группу. Сам БДК недолго стоял в базе, так как часто привлекался для выполнений боевых задач стоявших перед эскадрой.
Их в начале ноября 1981 г. сменила 2-я рота 882 отдельного батальона  морской пехоты Черноморского флота. В составе Индийской эскадры им довелось побывать в Эфиопии, на архипелаге Дахлак, остров Нокра. Здесь наши моряки охраняли пункты технического обеспечения советского ВМФ, наших подводников, оказывали помощь военным и населению Южного Йемена. В общей сложности на экзотических островах морпехи провели семь месяцев.
Корабли, базирующиеся на ПМТО обеспечивали жизнедеятельность базы и  корабли Индийской эскадры. Морской водоналивной транспорт «МВТ-23» ходил два раза в месяц в Массауа за водой, при этом во время каждого захода брали свежие овощи-фрукты для ПМТО. Летом 1982 г. когда в Массауа возникли проблемы с водой, он за ней дважды выполнял рейсы в Аден. В это же время – летом 1982 г. на ПМТО прибыл танкер «Илим» ТОФ направлявшийся в Марсель для ремонта. В Адене «Илим» пополнил запасы продовольствия и заправившись дефицитной питьевой водой для базы, в сопровождении СКР «Летучий» направился в сторону Дахлака. В дальнейшем он выполнял рейсы по маршруту Дахлак - Массауа - Аден - Ходейда, следил за американскими кораблями у мыса Гвардафуй или в Баб-эль-Мандебском проливе. Сменил его в 1982 г. другой тихоокеанский буксир «МБ-105» из Советской Гавани.

Создание и ликвидация ВМС Эфиопии.

Формирование ВМС Эфиопии началось еще при императоре Менелике II. Изначально офицерский корпус ВМС и ВВС Эфиопии являлся элитой вооруженных сил этой страны. Однако активное формирование ВМФ началось с приходом к власти прокоммунистического режима М.Х. Мариама.
В 1978 г. первые два советских катера проектов 205ЭР были переданы Эфиопии и вошли в состав её флота. В июле 1980 г. в ходе визита в Эфиопию Главкома ВМФ СССР Адмирала флота Советского Союза С.Г.Горшкова, командующий ВМС Эфиопии обратился к нему с просьбой о дополнительной поставке катеров. В мае 1981 г. делегация ВМФ Эфиопии посетила Севастополь с целью ознакомления с возможностями советских кораблей и решения вопроса об их закупке. Вслед за этим до середины 80-х годов в Эфиопию были поставлены более десяти кораблей. Кроме того, в июне 1986 г. правительство НДРЙ передало из состава своего флота Эфиопии 2 ТКА проектов 205ЭР - «FTB-110» и «FTB-111», поставленные СССР НДРЙ из состава БФ в январе 1978 г.
Кроме того СССР передал  Эфиопии:
2 СКР проектов 159 (классификация НАТО Petya II): 21.07.1983 г. «СКР-94» - «F-1616», 19.03.1984 г. «СКР-115» - «F-1617. Во время войны «F-1616» был поврежден у пирса на острове Дахлак, где он и был оставлен. «F-1617» после падения порта Асэб в мае 1991 г. ушел в Аден (Йемен), оставался там до начала 1993 г., когда Йемен удалил из порта эфиопские суда. Позже он был захвачен правительством Джибути и находился там, пока эфиопское правительство не имеющее выхода к морю пыталось неудачно договориться о базировании эфиопских кораблей в Эритрее. В конце 1995г. Джибути продало судно с аукциона на металлолом чтобы заплатить портовые сборы.
2 СДК пр.771 (классификация НАТО Polnochny B): переданы из состава ТОФ без вооружения в ноябре 1981 г. - «LCT-1037», в январе 1983 г. - «LCT-1038».
4 РКА пр.205ЭР (классификация НАТО Osa II): в том числе  «FMB-160» в 1978 г., «FMB-161» в сентябре 1980 г., «FMB-162» 13 января 1981 г., «FMB-163» в 1982 г. Два «FMB-160» и  «FMB-162» в мае 1991 г. затоплены в порту Ассаб, два других ушли в НДРЙ, потом в Джибути, в 1996 г. приобретены Эритреей: «Р-161» (бывший «FMB-161») введен в строй, а «FMB-163» разобран на запчасти.
1 МТЩ пр. 266М (классификация НАТО Natya): в 1991 г. от БФ «МТ-301». В эфиопском флоте имел номер 634. В мае 1991 г. после падения порта  Ассаб сбежала в Аден (Йемен), в течение некоторого времени разведка ВМС США неправильно перечисляла его как судно ВМС Йемена. Йемен выслал его в 1992 г., тогда он ушел в Джибути. Ремонт и обслуживание не выполнялось, продан портовыми властями Джибути в 1995 г.
1 БТЩ пр.1265 (классификация НАТО Sonya): в 1989 г. В эфиопском флоте имел номер 441. В мае 1991 г. ушел в Аден (Йемен). Он был там в течение такого долгого времени, что высказывалось предположение что Йемен захватил судно. Но в 1993 г. Йемен попросил, чтобы бездомное эфиопское судно ушло, и 441 перешел в Джибути. В 1995 г. портовые власти захватили тральщик за долги и продали его с аукциона в конце года. Фактически судно выполнила всего три выхода в море.
4 АК пр.1400МЭ (классификация НАТО Zhuk): в октябре 1982 г. на судне «Fizik Korchatov» два: «PC-16» затем «Р-205» и «PC-17» затем «Р-206», и еще два в июне 1990 г. «Р-207» и «Р-208». Два «Р-205» и «Р-208» были потоплены эритрейскими силами в мае 1991 г. в порту Ассаб, уцелевшие «P-206» и «P-207» сбежали сначала в Йемен и позже в Джибути, где они были проданы в 1995 г.
2 ТКА пр.206МЭ (классификация НАТО Turya): переданы из состава ТОФ, в марте 1985 г. заводской номер 824 и в марте 1986 г. заводской номер 825. Получили номера «FTB-112» и  «FTB-113» соответственно. Оба затоплены у о. Нокра (архипелаг Дахлак) в 1991 г. при уходе эфиопских войск.
6 ДК пр.1785 (классификация НАТО T-4): 4 единицы «Д-151», «Д-160» и «Д-171» в мае 1979 г., «Д-152» в 1981 г. (по некоторым данным некоторые списаны в 1990 г.), 2 единицы  «№ 63», «№ 64» в 1984 г. По крайней мере один затоплен у о.Нокра (архипелаг Дахлак) в 1991 г. при уходе эфиопских войск,  два  «№ 63» и «№ 64» в мае 1991 г. были оставлены в порту Ассаб и они вошли в состав ВМС Эритреи, еще два в мае 1991 г. ушли в Йемен.
1 ТЛ (торпедолов) пр.368Т: в 1982 г.
И ряд вспомогательных кораблей, в том числе 1 прибрежный танкер (по классификации НАТО Toplivo-2) - «A-502» в 1989 г.
Вместе с кораблями в качестве инструкторов в страну прибывали наши специалисты и техники, которые на месте занимались обучением эфиопских моряков. Особенность работы специалистов заключалась в том, что все девятнадцать лет после революции 1974 г. страна находилась на военном положении. А большинство постов в командовании ВМС, береговой инфраструктуре занимали офицеры прошедшие обучение на западе. Среди них были командующий ВМС, начальник штаба ВМС, руководители технической службы, связи и медицинской службы флота. И хотя командирами новых судов, таких как ракетные катера назначались обучавшиеся в СССР эфиопские офицеры, приказы и распоряжения они тем не менее получали от своего руководства, которое в силу своих взглядов считало советское военно-морское образование недостаточным и узконаправленным. Так было в течение всего времени сотрудничества, что естественно не могло накладывать определенный негативный отпечаток на взаимоотношения между нашими и эфиопскими моряками. Советские специалисты приложили массу усилий для подготовки моряков Эфиопии. Для этого в Массауа в бывшем императорском дворце была создана академия ВМФ. В 1984 г. в классе было 48 учеников, типичный размер класса в последующие годы. Срочнослужащее - моряки, техники и морские пехотинцы обучались в Массауа, их срок службы был семь лет. С 1975 по 1991 гг. 833 эфиопских моряков прошли обучение в СССР в военно-морских заведениях в Ленинграде и Баку. Но необходимость в присутствии наших советников не уменьшалась. Так на март 1987 г. в Эфиопии на должностях советников и специалистов состояли 27 представителей ВМФ СССР. Группа военных специалистов ВМФ, в труднейших условиях вместе с судоремонтниками, занималась и восстановлением боеспособности эфиопских кораблей.
Благодаря советским советникам действия эфиопских ВМС на первых порах были достаточно успешными. Но со временем обстановка изменилась, престиж службы в армии и на кораблях падал, усиливалось дезертирство. У ряда эфиопских офицеров появилось стремление боевые неудачи в море объяснить нашей «плохой техникой и оружием». На самом же деле выходы боевых кораблей в Красное море с его высокой соленостью и температурой воды, постоянной влажностью и жарой, превышающей 40 градусов, подтвердили надежность и живучесть советской военной техники.

После поражения Эфипии в гражданской войне и признания Эритреи как независимого государства вся ранее поставленная Эфиопии советская военно-морская техника была выведена в сопредельные государства либо была затоплена в акватории ПМТО.
После нашего ухода с ПМТО на о. Нокра, эфиопские войска оставили архипелаг. Но прежде, чем отступить эфиопские солдаты разрушили всю аппаратуру как военного, так и гражданского назначения, разбили и потопили патрульные лодки, корабли и плавающий док - все, что могло быть использовано эритрейцами. На Дахлаке, как поврежденные, эфиопы затопили: два ТКА проекта 206МЭ, класса Turya («FTB-112 и 113»); десантный плашкоут проекта 1785, а также ПД-66. Кроме того там затоплен и поврежденный сторожевик «F-1616».
Остатки флота Эфиопии частично ушли в йеменский порт Мука где около 4 тысяч военных находящихся на кораблях попросили убежища у властей этой страны. В Йемен из порта Ассаб также ушли 24 корабля. В числе ушедших из Ассаба в Йемен 25 мая 1991 г. были: СКР проекта 159А («F-1617»); учебное судно «Ethiopia»; два РКА проекта 205ЭР, класс Osa II («FMB-161 и 163»); один ТКА проекта 205ЭТ, класс MOL («FTB-111»); три патрульных катера типа Swiftships 105 («Р-201, 203, и 204»); один патрульный катер типа Cape («P-15»); два АК проекта 1400МЭ, класс Zhuk («Р-206 и 207»); два СДК проекта 771, класс "Polnochny-B" («LCT-1037 и 1038») и тральщики - МТЩ проекта 266М, класс Natya («№ 634») и БТЩ проекта 1265, класс Sonya («№ 441»).
На 1 января 1995 г. количество завершивших обучение в советских и российских военно-учебных заведениях составило 5794 эфиопа (в том числе сухопутные войска - 922 чел., войска ПВО - 1046 чел., военно-воздушные силы - 1632 чел., военно-морских сил - 833 чел., войск тыла - 127 чел. и др. - 1234 чел.).
Находящийся в Аддис-Абебе эфиопский военно-морской штаб (GHQ) управлял судами в далеком Йемене.
В 1993 г. 16 эфиопских судов были переданы Джибути. Однако некоторые суда, включая учебное судно (фрегат «Ethiopia») из-за их неисправны были оставлены в Йемене. С ними остались 200 эфиопских моряков, которые еще долго жили в Йемене как перемещенные лица. В 1996 г. Эфиопия помогла Эритрее во время ее кризиса с Йеменом, дав в аренду четыре вертолета (назад они не вернулись) и позволила ей в конце года купить несколько эфиопских военно-морских судов включая: РКА проекта 205ЭР, класс Osa II («FMB-163») и три патрульных катера типа Swiftships 105 («Р-201, 203 и 204») выставленных на продажу с аукциона правительствами Йемена и Джибути в счет оплаты долгов и портовых расходов. В том числе СКР «F-1617», МТЩ пр. 266М, БТЩ пр.1265, 2 АК пр.1400МЭ «Р-206», «Р-207».
В порту Ассаб эфиопским флотом были брошены: танкер («A-502»); десантный корабль, класса EDIC («LTC-1036»); два РКА проекта 205ЭР, класс Osa II («FMB-160 и 162»); один ТКА проекта 205ЭТ, класс MOL («FTB-110»); два ДК проекта 1785, T-4 класс LCVPs. и грузовое судно «Denden» эфиопской судоходной компании. Все кроме двух ДК проекта.1785 и судна «Denden» были непригодны к эксплуатации и в дальнейшем разобраны. Фактически эти три корабля были первыми настоящими кораблями ВМС Эритреи.
Таким образом, они не достались ни правительству Эфиопии, ни правительству Эритреи, и навсегда были утрачены для ВМФ СССР и России.
Позже в 1996 г. эфиопский морской штаб (GHQ) в Аддис-Абебе был спокойно расформирован и таким образом, короткая 41-летняя эпопея эфиопского флота была закончена.

В таких непростых условиях действовал в Эфиопии советский контингент военных советников и гражданских специалистов в первой половине 80-х годов прошлого столетия.


Рецензии
Большое спасибо за столь обстоятельное повествование.Почерпнул для себя некоторые новые подробности тех событий,которые несомненно пригодятся в рассказах.Я тоже пишу об этих событиях в Красном море.В описываемое время я служил на танкерах ТОФ "Илим" (не "Вилим",это название я вставлял в художественный рассказ и пошло гулять...) и "В.Колечицкий".С уважением!

Станислав Сахончик   13.11.2011 10:53     Заявить о нарушении