Философские тетради. Часть 3-5

Данное произведение распространяется в электронной форме с ведома и согласия автора на некоммерческой основе при условии сохранения целостности и неизменности текста, включая сохранение настоящего уведомления. Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома и прямого согласия автора НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

Философские тетради. Часть III-V.

Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада «Учение Шри Чаитанйи», 1989 г. Краткие тезисы. Продолжение.

Высшие планетарные системы начинаются с Солнца, которое располагается в середине вселенной. Выше Солнца находятся другие планетарные системы, на которых обитают личности, возвысившиеся до этого положения с помощью великих аскез и покаяний. Вся эта материальная вселенная называется Девидхама, а выше нее находится Шивадхама, где вечно живут Господь Шива и его супруга Парвати. Выше этой планетарной системы находится духовный мир, в котором располагаются бесчисленные планеты Ваикунтхи. А над планетами Ваикунтхами находится планета Кришны, которая называется Голока Врндавана. Голока – «планета коров».
Голока Врндавана больше, чем все материальные и духовные планеты вместе взятые.

Ачарйи, духовные учителя, получают свои полномочия от высших авторитетов. Наставления сами по себе еще не могут сделать человека компетентным в духовных вопросах. Пока человек не получит благословения духовного учителя, или ачарйи, это учение не сможет полностью проявиться. Чтобы наставления духовного учителя смогли полностью развиться в человеке, ему следует искать милости духовного учителя.

11 элементов, из которых состоит атмарама-шлока: атмарамах; ча; мунайах; ниргрантхах; ани; урукраме; курванти; ахантуким; бхактим; иттхамбхутагунах; харих.

Слово атма используется для обозначения:
- Высшей Абсолютной Истины;
- тела, ума, усилий, уверенности;
- разума, природы.

Слово арама означает «наслаждающийся»; любой, кто черпает наслаждение в познании этих семи вещей, называется атмарамой (трансценденталисты).

Слово мунайах, или муни, относится к великим мыслителям. Иногда слово муни употребляется также по отношению к очень серьезному человеку.
Великих мудрецов, великих аскетов, великих мистиков и больших ученых также называют муни.

Слово ниргрантха означает свободу от рабства иллюзии. Оно также относится к тем, «кто никак не связан духовными предписаниями».
Грантха означает «Священные Писания», а нир – приставка, которая указывает на отсутствие связи или может означать «создание», а также «запрещение». Люди, никак не связанные предписаниями, необходимыми для духовного совершенствования, называются ниргрантха. Есть множество глупых людей, людей низкого происхождения и недостойного поведения, которые не имеют доступа к священным Писаниям и их наставлениям, и поэтому их называют ниргрантха.
Слово грантха употребляется еще и для обозначения стремления к накоплению богатств, слово ниргрантха относится также к бедному человеку, не имеющему никаких богатств, но предпринимающему попытки разбогатеть.

Слово урукрама указывает на очень могущественного человека. Слово крама означает шагать, а слово урукрама указывает на того, кто способен делать очень большие шаги.
Слово крама определяется как «искусное проявление энергии», «очень быстрая ходьба».

Слово курванти используется в смысле «работа для других». Оно используется тогда, когда действия совершаются для удовлетворения Всевышнего.

Слово хетту используется для того, чтобы указать на причину или мотив.

Люди вовлекаются в трансцендентальную деятельность по трем причинам: одни хотят материального счастья, другие – мистического совершенства, третьи – освобождения от материального рабства.
Видов материального наслаждения очень много; мистических совершенств насчитывается 18, а видов освобождения от материального рабства – 5.
Состояние бытия, в котором очевидно полное отсутствие всех этих разновидностей наслаждения, называется ахаитуки.

Иттхам-бхута означает полное трансцендентальное наслаждение, по сравнению с которым трансцендентальное наслаждение, известное как брахмананда – ничто.

Слово хари означает, что Господь устраняет из жизни преданного все неблагоприятное и привлекает ум преданного, вознаграждая его трансцендентальной любовью к Богу.

Всякий, кто так или иначе помнит Кришну, становится свободен от четырех видов материальных страданий. Господь проявляет особое внимание к Своему преданному и избавляет преданного от всей греховной деятельности, которая является камнем преткновения для его продвижения в преданном служении. Это называется изгнанием влияния невежества. Просто слушая о Кришне, человек развивает любовь к Нему. Это дар Господа. С одной стороны, Он устраняет все неблагоприятное, с другой стороны – вознаграждает самым благоприятным. Когда человек совершенствуется в своей любви к Богу, его тело, ум и все прочее привлекается трансцендентальными качествами Господа. Преданный, испытывая к Кришне трансцендентальную привязанность, отбрасывает все четыре основы духовной жизни: религиозность, экономическое развитие, правила удовлетворения чувств и освобождение.

Слово брахман используется в смысле «величайший из всех».
Величайшим из всех является Верховный Господь и Его величию нет предела. Человек может постичь величие брахмана, но это величие растет т.о., что никто не в состоянии оценить, насколько он в действительности велик.

Три трансцендентальных процесса, с помощью которых можно познать и достичь высшего совершенства Абсолютной Истины:
- путь знания;
- путь мистической йоги;
- путь преданного служения.
Те, кто идет этими путями, постигают Абсолютную Истину в трех различных аспектах.
Те, кто идет путем знания, постигают Ее как безличный Брахман.
Те, кто идет путем йоги, постигают Ее как локализованную Сверхдушу.
Те, кто идет путем преданного служения, постигают Ее как Верховную Личность Бога, Шри Кришну.

Преданное служение подразделяется на две категории. Оно начинается с видхи-бхакти, или преданного служения, основанного на регулирующих принципах. На более высокой ступени находится рага-бхакти, преданное служение в состоянии чистой любви.

Три категории трансценденталистов:
- акама – те, кто не имеет никаких материальных желаний;
- мокша-кама – те, кто ищет освобождения от материальных страданий;
- сарва-кама – те, кто имеет материальное желание наслаждаться.

Если человек ищет истинного совершенства на своем пути, он должен принять преданное служение Кришне.

Четыре типа праведных людей преданно служат Богу:
- бедствующие;
- желающие богатства;
- любознательные;
- те, кто ищет знания об Абсолюте (Бг.7.16).

Когда человек общается с чистыми преданными, он сам становится чистым преданным.
Все ложные пути, препятствующие самореализации, должны быть отвергнуты.

С помощью Шримад-Бхагаватам можно познать действительность такой, как она есть, и такое ее понимание помогает человеку возвыситься над тремя видами материальных страданий.

Желание освобождения (проджхита) является самым большим камнем преткновения на пути к постижению Господа.

Существует два типа трансценденталистов, культивирующих знание. Одни поклоняются безличному Брахману, а другие желают освобождения.

Существует два типа освобожденных душ, имеющих материальные тела:
- души, освободившиеся благодаря преданному служению;
- души, освободившиеся благодаря развитию знания.

Души, освободившиеся благодаря преданному служению, привлеченные трансцендентальными качествами Кришны, становятся все более и более возвышенными. Те же, кто занимаясь сухим спекулятивным умствованием, просто культивируют знание, не имея никакой преданности, падают из-за своих многочисленных оскорблений.

Нечист разум тех, кто считает себя освобожденным, но не имеет преданности. Даже если с помощью суровых епитимий и аскез они поднимаются до высшей ступени освобождения, они непременно вновь падают в этот материальный мир.

Достигший трансцендентального состояния сразу постигает высшего Брахмана. Он никогда не скорбит и ничего не желает; он одинаково относится ко всем живым существам. В этом состоянии он достигает чистого преданного служения Богу (Бг.18.54).

Есть те, кто просто желает освобождения, есть уже освобожденные, хотя и находящиеся в этом материальном теле, и те, кто действительно осознал себя, как душу.
В этом мире есть множество людей, желающих освобождения, и иногда для достижения этой цели они занимаются преданным служением. Те, кто действительно желает освобождения, отказываются от поклонения Нарайане, Верховной Личности Бога. Когда такие люди встречают чистого преданного, они вовлекаются в преданное служение Кришне и отказываются от мысли об освобождении.

Хотя в этой исполненной страданий жизни так много недостатков, она все же имеет одно великое достоинство – общение с чистыми преданными. Углубляй такое общение. Благодаря ему желание освобождения в нас уменьшается.

Страх появляется у человека в результате его материальных представлений о жизни и забвения своих вечных взаимоотношений с Верховным Господом. Вследствии этого в его памяти хранятся лишь искаженные воспоминания. Это происходит под действием чар материальной энергии. Никто не способен произвести переворот в сознании, не заняв себя преданным служением Господу.

Тот, кто принимает духовную жизнь, желая увидеть вещи такими, как они есть, но при этом не собирается занять себя в Сознании Кришны, не встретит на этом пути ничего, кроме неприятностей. Его жизнь будет бессмысленна. Без служения высшему целому живое существо погрязает в материальной скверне.

Сверхдуша находится в сердце.

Если человек уже вступил на путь йоги, его целью становится медитация и отрешенность, и когда он утрачивает привязанность к деятельности ради наслаждения чувств, он постепенно обретает свободу. В этот момент он достигает состояния экстаза.
Йоги приступают к практике йоги с поклонения желудку; они стараются сосредоточить свое внимание на кишечнике. Постепенно их медитация поднимается до сердца и сосредотачивается на уме и сердце. Затем их внимание поднимается до макушки головы, и тот, кто смог добиться этого, считается достигшим совершенства; он больше не подлежит рождению и смерти.

Человек должен стремиться к высшей цели, которая недостижима ни на высших, ни на низших планетарных системах. Материальное счастье и материальные страдания в свой черед приходят к человеку на всех планетарных системах, но высочайшее достижение, преданное служение, нигде не может быть достигнуто без приложения усилий.
Тот, кто по-настоящему стремится понять наивысшую ступень совершенства преданного служения, может достичь успеха во всем просто благодаря своим усилиям. Наивысшей стадии совершенства преданного служения невозможно достичь без личных усилий.
Наивысшей стадии преданного служения можно достичь с помощью терпения и настойчивости.
Когда человек осознает свою возвышенность, он ощущает, что свободен ото всех страданий и возвысился до наивысшего состояния жизни.
Все преданные, пребывающие в полном сознании Кришны, свободны от всех видов материальных наслаждений и страданий. Они полностью поглощены служением Господу. Это люди, познавшие счастье. Они настолько счастливы, что даже не желают попасть на духовные планеты, ибо они счастливы в любых условиях жизни. Поглощенные трансцендентальным служением Господу, они не желают ни материальных достижений, ни материального чувственного наслаждения.

Тот, кто приходит к совершенному пониманию своей подлинной природы как вечного слуги Господа, оставляет свои прежние представления о жизни, основанные на телесном, или материальном самоотождествлении. В этом состоит истинное знание. Те, кто ищет знания и получает возможность общения с чистым преданным, также вовлекаются в преданное служение Господу.


Рецензии