Русский исторический процесс. Анализ 1

Пусть время катится клубком огромным,
судеб земных разматывая нити,-
всегда ведь где-то в уголке укромном,
томится кто-то таинством наитий.
Под действием силы, заложенной в семени,-
жизнь есть движение смысла во времени.

Попробуем теперь обобщить анализ периодов русского исторического процесса.
Если представить рассмотренный процесс в виде матрицы, то получим следующую таблицу 9 периодов.

1 (0837-0873-0909-0945-0981)
2 (0981-1017-1053-1089-1125)
3 (1125-1161-1197-1233-1269)
4 (1269-1305-1341-1377-1413)
5 (1413-1449-1485-1521-1557)
6 (1557-1593-1629-1665-1701)
7 (1701-1737-1773-1809-1845)
8 (1845-1881-1917-1953-1989) 
9 (1989-2025-2061-2097-2133) 

Прежде всего, заметим, сравнив полученную таблицу исторического процесса с таблицей Менделеева (на рисунке показан ее период), что первый четвертьпериод подобен металлу (окончательно рушит старое и создает новое), четвертый четвертьпериод подобен инертному газу (не рушит и не создает, застой), а второй и третий четвертьпериоды занимают промежуточное положение между первым и четвертым. Это объясняется тем, что в первом четвертьпериоде противоборствующие усилившемуся новому тенденции, в конце их спада, наиболее ослаблены, а во втором и третьем четвертьпериодах  новое, возрастая, постепенно становится старым, порождая новое новое и достигая с ним относительного равновесия в четвертом четвертьпериоде.

1. Первый четвертьпериод
Заметим, что основание Новгородской Руси, Кириллицы, Москвы произошло в первый четвертьпериод. В этот же четьвертьпериод произошло основание: России, Петербурга, Российской империи, Российской Федерации. Эти факты могут служить подтверждением правильности привязки графика к реальному времени и, соответственно, правильности выбора начала периода. Кроме того, именно в этот четьвертьпериод произошли основные реформы сверху, приводящие либо к ослаблению господствующего класса, либо к замене его новым классом, и дающие начало новому политическому устройству (династия Рюриковичей, феодальная война, опричнина, реформы Петра I, Александра II, Горбачева-Ельцина). Характерно так же, что каждый раз после таких реформ следует контратака ущемленного господствующего класса (на завершающем этапе этого четьвертьпериода), которая, однако, (хотя и через разной степени смутное время) в последующем преодолевается (так было, например, после опричнины Ивана Грозного, реформ Петра I и Александра II). Конечно, сопротивление прогрессивным реформам происходит и в другие четьвертьпериоды, но там оказывается уже менее успешным.
О свойствах этого четьвертьпериода можно судить по тому, что здесь действовали: Горбачев (первый президент СССР), Ельцин (первый президент РФ), Александр II (царь-освободитель), Петр I (первый император), Иван Грозный (первый царь), Василий Темный (победитель в феодальной войне), Юрий Данилович (первый московский великий князь), Даниил Александрович (первый московский князь), Андрей Боголюбский (первый великорусский князь), Юрий Долгорукий (основатель Москвы), Владимир I (первый великий князь христианской Руси), Рюрик (первый князь варварской Руси). Произошло основание: РФ, Российской империи, Петербурга, Российского царства, Великороссии, Москвы, Новгородской республики; Московской, Владимирской, Киевской и Новгородской Руси. Начались: демократизация, буржуазность, европеизация, самодержавие, феодализм, христианство, письменность; митрополия, автокефальность, патриархия великорусской церкви; Отменены тоталитаризм и крепостное право. Созданы кириллица, печать, гражданский шрифт, газета.
А заканчивается он в точке минимума периода, события вокруг которой уже иного свойства: убийство Александра II и контрреформы Александра III; смерть Петра I и перевороты; смерть Ивана Грозного и конец династии; конец феодальной войны и смерть Василия Темного; убийство Андрея Боголюбского и междоусобия; борьба Юрия Даниловича за титул великого князя и его убийство; смерть Владимира I и междоусобия его сыновей; смерть Рюрика и перенос столицы в Киев.
Таким образом, в первом четвертьпериоде происходит основание политических форм государственного устройства, власти (смена правящих классов), столиц, культуры, идеологических и религиозных форм общественного устройства

Имеют характерные общие свойства и события других фаз периода. И всегда вокруг критических точек, являющихся границами четвертьпериодов (хронографических поясов), происходят достаточно выраженные (межсезонные) политические потрясения характерной направленности (порой, и без смены правителя). Иначе говоря, новое (старое), расцветая (исчезая) к концу спада периода, созревает (зарождается) к концу его подъема, чтоб опять начать спад (рост). В этой диалектике - физическая суть истории, хорошо подтверждаемая опытом тысячелетий.

2. Второй четвертьпериод,
 Как уже было сказано выше, в этой фазе, преодолевая реакцию, начинается через смутное время возрастание смысла, заложенного реформами первого четвертьпериода, вплоть до изменения знака на положительный в центре периода. В этот четвертьпериод, например, происходит конец Монголо-татарского ига, завершение смуты, связанной с Лжедмитрием, окончание Бироновщины и контрреформ Александра III, начинается династия Романовых, возвращение к реформам Петра I, нарастание революционного движения, начавшегося с идей Герцена в начале периода.

3. Центр периода.
 Случайно ли, что в центре четвертого периода начинается фактическое правление династии Романовых, в центре пятого периода начинается восстание Пугачева, а в центре шестого периода начинаются революции, приводящие к концу этой династии? Что-то похожее, по смыслу и по величине времени, хотя нет точных совпадений дат (возможно, из-за их недостаточной достоверности), происходит и с Монголо-татарским игом (начало ига – Куликовская битва – конец ига). Можно найти и другие подобные аналогии.

4. Третий четвертьпериод
 Начинается от центра периода и продолжает возрастание смысла уже с положительным знаком. Здесь пожинаются плоды, заложенные еще в первом четвертьпериоде (начало Монголо-татарского ига, Куликовская битва, завершение объединения Руси, создание Крепостного права, его укрепление Жалованной грамотой Екатерины II, победы в революции и Великой отечественной войне). Однако, в этот период наиболее усиливаются негативные последствия возрастающего смысла, что готовит почву для его спада, начинающегося в точке максимума периода. Может быть, потому что основание СССР произошло в этот четьвертьпериод (в отличии от основания Москвы, России и Петербурга) он и просуществовал только до начала следующего периода.
Так в третий четвертьпериод (оканчивающийся максимумом периода) действовали: Игорь (первый князь зрелого варварского периода), Святополк II (первый великий князь зрелого волостного периода), Александр Невский (первый великий князь зрелого удельного периода), Дмитрий Донской (первый великий князь периода равновесия сил между Русью и Ордой), Василий III (первый великий князь зрелого послеудельного периода), Алексей Михайлович (первый царь зрелого царского периода), Екатерина II (первый император зрелого императорского периода), Ленин (первый вождь советского периода), Сталин (первый генеральный секретарь). Произошло созревание всех основных периодов русской истории: от веча, через феодализм, самодержавие и крепостное право (Правда, Судебник, Уложение, Грамота), до основания СССР и социализма.
Таким образом, хотя весна и осень бывают, в каких-то моментах, очень похожи друг на друга, в первом четвертьпериоде всё же явно преобладают признаки весны (образно говоря, ломка льда), а в третьем четвертьпериоде, после относительного (летнего) процветания к середине второго четвертьпериода (время правления: Олега, Ярослава Мудрого, Всеволода III, Ивана Калиты, Ивана III, Михаила Федоровича, Елизаветы, Николая II), наоборот, преобладают признаки осени (т.е. снова образование льда, перед зимним застоем, где будет зреть весна).

5. Четвертый четвертьпериод,
 Завершая период, готовит почву для начала следующего периода. От третьего и четвертого четвертьпериодов зависит, как пойдет дальнейшее развитие: путем реформ сверху или путем революций.  У истории, как известно, нет сослагательного наклонения и судить ее весьма сложно, однако формализованные модели, и существуют для того, чтобы можно было это делать с некоторой вероятностью истины. Так, например, если бы Александр I и Николай I провели в четвертом четвертьпериоде хотя бы половинчатые реформы, как сделал в этом же четвертьпериоде Хрущев, то, возможно, не возникло бы и столь мощное революционное движение, и не потребовались бы, может быть, и столь разрушительные усилия для поднятия конкурентоспособности государства в следующем периоде. Однако, несмотря на победу в войне 1812 года и восстание декабристов, этого сделано не было. Так что в том, что смена политической системы в начале современного периода прошла сравнительно легко, видимо, заслуга правителей, начиная с Хрущева (хотя до центра периода еще далеко и неизвестно что будет дальше).

Конечно, проведенный эвристический анализ это только первая попытка нащупать закономерности в историческом процессе. Требуются более серьезные исследования. Но уже видно, что столько совпадений вряд ли может быть случайным. Самое важное то, что, используя открытые закономерности, можно по аналогии с прошедшими периодами строить прогнозы на будущее. Ведь такая группировка событий русской истории (за более чем тысячелетие), вряд ли, лишь случайное совпадение или непроизвольная подтасовка. Ведь выбраны события, которые трудно спутать с другими, так как они связаны с основополагающими началами государства, права, религии, культуры. И это общепризнанные факты, а не чьи-то взгляды. Хотя график русского исторического процесса построен нами чисто эвристически, но его можно и рассчитать и с помощью законов рассмотренной выше механики времени.


Рецензии