Рожки да ножки

 Грушевский посёлок, в котором мы жили после войны, являлся западной окраиной Минска. Город бомбили и немцы и наши. Однако посёлок странным образом почти не пострадал, хотя  в большинстве своём состоял из деревянных строений.

Километрах в двух от посёлка начинались карьеры. Когда-то там добывали глину для находящихся вокруг кирпичных заводов. В одном из заброшенных котлованов забили подземные ключи. Карьер заполнился водой. Со временем он превратился в довольно большой водоём. Ребята прозвали его «кирпичкой».

В погожие летние дни здесь проводили время, купаясь и  загорая,  не только дети, но много взрослых. Я со своим школьным дружком Игорем Дамановым тоже часто там бывал. Мой приятель иногда совмещал отдых с домашними обязанностями.

Жили Дамановы недалеко от «кирпички». В их домашнем хозяйстве водился мелкий рогатый скот, представленный одной единственной козой. Козочка была с изъяном. Один рог она где-то обломала. Ребята шутили - в козлинных боях. Однако на удое этот внешний дефект не отражался.

Полуторорогое животное давало ежедневно литра два очень полезного молока, одновременно сильно отравляя Игорю жизнь. Коза создавала ему массу забот, а порой и неприятностей. С появлением травы мой приятель превращался в козопаса. Причём обязанность эта становилась ежедневной.

Пасти козу одному было скучно, и Игорь иногда брал её с собой на «кирпичку». Рядом находился луг с прекрасной травой. Мы забивали в землю железный штырь. Привязывали к нему козочку, и она на длинной верёвке мирно ходила по кругу, пощипывая травку.

Рядом с карьером находилась запретная зона. Она была огорожена колючей проволокой. На этом месте во время войны размещался большой склад немецких боеприпасов.

Саперы, вроде бы, провели разминирование, однако ограждение и предупредительные таблички почему-то остались. В некоторых местах проволока на заборе вообще отсутствовала. Тем не менее заходить в зону ребята боялись.

А вот Игорева коза оказалась посмелей. Однажды она выдернула из земли штырь и вошла на запретную территорию. К большому несчастью, узнали об этом мы лишь тогда, когда прогремел взрыв. И, как пелось в слегка изменённой детской песенке, остались от козочки рожки да ножки.

Все здорово перепугались. Естественно, Игорь – больше всех. Особенно после того, когда не обнаружил семейное животное на месте, где оно паслось. Сомнений не оставалось – причиной взрыва была коза. Разумеется, первопричиной взрыва явилась мина. К несчастью, противотанковая. А вот привела её в действие именно коза. За что крепко поплатилась. Впрочем, после противопехотной мины от неё осталось бы, вероятно, не больше.
 
Коза по тем временам стоила порядочных денег, и наказание для моего дружка могло быть весьма серьёзным. Подойти к несчастному животному, а точнее к тому, что от него осталось, никто не  решался. Собственно, в практическом смысле, от козы не осталось ничего.

Вскоре появилась милиция. Район происшествия оцепили. Нам с Игорем не удалось даже взглянуть на бренные останки бедной козочки. Как во всяком трагикомическом событии здесь явно присутствовало два этих аспекта. Соответствующей была и реакция очевидцев.

Игорь, конечно, рядовым свидетелем не являлся. Он, бесспорно, представлял потерпевшую, можно сказать, трагическую сторону события, и среагировал  адекватно. Прочие очевидцы инцидента реагировали, конечно же, иначе.

Остряки называли гибель козы не трагической, а героической и даже благородной. Своим поступком она, возможно, спасла кому-то жизнь, но для моего школьного товарища данное предположение явилось слабым утешением. Кое-кто сравнивали подорвавшуюся козу с собаками-минёрами, широко применявшимися в годы прошедшей войны. Короче, юмора, как обычно, было значительно больше, чем сострадания.

Нам ничего не оставалось, как вернуться домой буквально с пустыми руками. Однако вопреки  тяжёлым предчувствиям, всё обошлось достаточно мирно. Мать Игоря к нашему появлению уже знала о взрыве и очень беспокоилась. Увидев сына живым и невредимым, она бросилась его обнимать.

 О козе в тот момент никто даже не вспомнил. Да и вообще особых негативных последствий для Игоря этот случай не имел. Скорее наоборот. Коз больше Дамановы не заводили. У моего друга в связи с этим обстоятельством исчезла большая головная боль, и появилось масса свободного времени.

В нашем посёлке, признаться, не только козы, но мальчишки находили различные боеприпасы и оружие, оставшееся после войны. Иногда такие  находки  приводили к  весьма трагическим последствиям. Немало ребят моего возраста или чуть постарше получили увечья.

В моём классе учился такой юный «сапёр», пострадавший  при попытке извлечь взрыватель из противопехотной мины. Ему, если можно так выразиться, ещё повезло. В этой операции он участвовал в качестве подручного. Парень потерял «только» несколько пальцев на левой руке. Его подельнику, основному исполнителю
«разминирования»,повезло значительно меньше. Незадачливый минёр-любитель полностью лишился кисти правой руки. Остался инвалидом на всю жизнь.


Рецензии
Очень интересно! Воспоминания - это самое интересное что можно написать и прочитать....

Шон Маклех   06.04.2013 03:07     Заявить о нарушении
Спасибо, Шон, за внимание и отзыв.
Здоровья и благополучия

Лев Израилевич   25.05.2013 18:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.