Виталий Доронин

Грани и кадры


13 ноября 1909 - 20 июня 1976
Народный артист РСФСР (1964). Лауреат Сталинской (Гос.) премии СССР 1951 - за роль Николая Курочкина в фильме-спектакле "Свадьба с приданым". Награды: 1967 — Орден «Знак Почёта», 1974 — Орден Трудового Красного Знамени,медаль «За оборону Заполярья», медаль «За доблестный труд в годы ВОВ», медаль «В память 800-летия Москвы».

Даже в его фамилии первые же согласные содержат некую эзотерику: Д…Р. ДаР, ДоРогой, ДоРодный… Все это вполне по заслугам применимо к артисту, который ДаРил РаДость и был ДоРог всем, кто неравнодушен к доброй комедии.
 
Открытое лицо, обезоруживающая улыбка, крестьянская стать. Короче говоря, крепость тела (чемпион Дорохов - «Боксеры», «экстра-прима-люкс шофёр» Федор Иванович - «Дорога»), и душа нараспашку («Беспокойное хозяйство»).

Надоело дежурное определение, но как не повторить, что кинорежиссеры халатно и даже вредительски топили его недюжинный талант. Всего обиднее то, что пробел этот выпал на зрелость Виталия Дмитриевича, когда к актеру пришла мудрость. А его просто забыли, вычеркнули.

Но время - волшебник. Вдумайтесь, сейчас не надо даже называть роль – достаточно двух слов: «куплеты Курочкина», и само собой дорастает все остальное («Плакать, милая, не стану, Знаю сам, что говорю…»). Ради чего стоило и жить, и терпеть, и даже прозябать.

В этой связи никак не позавидуешь нынешним «сверхзанятым» наполнителям «сериалов». Всего лишь сопоставьте: в кино-репертуаре Доронина 17 фильмов за 35 лет. А у некоторых теперешних «мыловаров» уже по 18-22 только за начавшийся, 2008-й, год!!!* Да, большинство из них – еще лишь в проекте, но ведь уже заявлены. И это не подверстывая сюда ж перекатываемые из года в год «проекты» с нумерами-1,2…5…

Я не хочу сказать ничего плохого о современных трюкачах, фокусниках etc: дескать, они всеядны, но бесплодны. Однако любому понятно, что невозможно без штамповки полноценно «ролить» в таком режиме. Да и участь сериалов незавидна – слишком их много, слишком похожи, кровавы и длинны, чтоб их повторно захотелось осилить через год-два, не говоря о более солидных временных промежутках.

Либо это должен быть серьезный, высококачественный ансамблевый проект не более чем на 20 серий, как «День за днем», «17 мгновений», «Тени исчезают в полдень»… Но пока лишь Ускову с Краснопольским посчастливилось продублировать успех своих советских шедевров в приложении к сегодняшним. Чем берут? Правдой жизни, прекрасной игрой, постановкой, музыкой? Казалось бы, формула проста, но научно невоспроизводима и, главное, неуловима, как, впрочем, и само чудо искусства («отменяй - не отменяй» его учеными словами типа «кич» и Со). Как та сверх-простота, имя которой «Свадьба с приданым», а позывные - «куплеты Курочкина»…


Из биографии («Кино-Театр.Ру»)

Родился в Саратове в семье рабочего Дмитрия Павловича Доронина (после 1917 года — директор индустриального техникума) и счетовода Анны Потаповны. Виталий работал слесарем вагоноремонтных мастерских, занимался в кружках художественной самодеятельности. В 1928 году поехал в Ленинград и поступил в Институт сценических искусств (Театральный техникум, мастерская И.Н. Певцова). В 1928-1930 годах учился в Ленинградском институте сценических искусств. Начал творческую деятельность в Ленинградском ТРАМе, не доучившись двух лет в театральном институте. Поменяв множество российских сцен, стал премьером Московского театра Сатиры. Самой успешной ролью на этой сцене, а затем и в кино стал Курочкин в «Свадьбе с приданым».

Однако в «Сатире» Доронин задержался ненадолго. Ушёл в Малый театр, где играл в классике: «Власть тьмы» (Никита), «Гроза» (Тихон), «Горе от ума» (Репетилов), «Господа Головлёвы» (Порфирий), Лука Купьелло («Рождество в доме синьора Купьелло»). В искусстве Доронина комедийная лёгкость, мягкий юмор сочетались с драматическим темпераментом и отточенной техникой.

С 1930 года — актёр Ленинградского ТРАМа. Затем — актёр в театре имени Карла Маркса в Саратове, в Ленинградском Мюзик-холле, в Харьковском театре миниатюр, в Театре комедии в Москве, в драматическом театре Борисоглебска.
В 1945-1952 годах — артист Московского театра Сатиры.
С 1952 года — актёр Малого театра.

В годы войны был актёром Передвижного фронтового Московского драматического театра.

Виталий Доронин был дважды женат. Первый брак с актрисой театра Сатиры Натальей Сергеевной Цветковой (1903-1952). Второй - с актрисой Малого театра Констанцией Францевной Роек (1923-2005). Дочь Елена Доронина — актриса.

Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Театральные работы

1951 — «Калиновая Роща» А. Корнейчука — Верба
1951 — «Живой труп» Л.Н. Толстого — Афремов
1952 — «Северные зори» Н. Никитина — Сергунько
1953 — «Когда ломаются копья» Н.Ф. Погодина — Брешко
1953 — «Порт-Артур» И. Попова, А. Степанова — Борейко
1954 — «Опасный спутник» А.Д. Салынского — Селихов
1955 — «Крылья» А. Корнейчука — Самосад
1956 — «Власть тьмы» Л.Н. Толстого — Никита
1958 — «Почему улыбались звезды» А. Корнейчука — Барабаш
1959 — «Карточный домик» О. Стукалова — Никита
1961 — «Любовь Яровая» К.А. Тренёва — Швандя
1961 — «Весенний гром» Д. Зорина — Фома Иванович
1962 — «Гроза» А.Н. Островского — Тихон
1962 — «Палата» С.И. Алёшина — Гончаров
1963 — «Нас где-то ждут» А.Н. Арбузова — Максим Голубкин
1963 — «Горе от ума» А.С. Грибоедова — Репетилов
1965 — «И вновь встреча с юностью» А.Н. Арбузова — Грек
1965 — «Рождество в доме синьора Купьелло» Э. де Филиппо — Лука Купьелло
1967 — «Джон Рид» Е. Симонова — Фернандо
1969 — «Золотое руно» А. Тулекши — Манов
1970 — «Человек и глобус» В. Лаврентьева — Ракитский
1971 — «Инженер» Е. Каплинской — Дюков
1972 — «Самый последний день» Б.Л. Васильева — Ковалев
1973 — «Птицы нашей молодости» И. Друцэ — Павел Русу
1972 — «Птицы нашей молодости» И. Друцэ — Павел Русу
1974 — «Летние прогулки» А.Д. Салынского — Зевин
1976 — «Господа Головлёвы» — Порфирий
«Рождество в доме синьора Купьелло» — Лука Купьеллопризы и награды


Роли в кино: Кравченко («Центр нападения» 1946), Недоля («Донецкие шахтёры» 1950), дядя Ефим («Огни на реке» 11953), «экстра-прима-люкс-шофёр» («Дорога» 1955), Бугров (Песня табунщика» 1956), генерал Комаров («Нормандия-Неман» 1959), Павлов («Люди и звери» 1962), Борейко (фильм-спектакль «Порт-Артур» 1964), капитан шхуны («Попутного ветра, «Синяя птица»!» 1967), Пал Палыч («Масштабные ребята» 1972), Родионов (ф/с «Разные люди» 1973), Павел Русу (ф/с «Птицы нашей молодости» 1974) и др.

* Отзыв впервые был опубликован в начале 2008 года «по заказу» читателей сайта «Кино-Театр.Ру»


Рецензии
Дорогой Володя!Конечно, конечно "переиграл" бы Виталий Доронин многих нынешних.И тем обиднее звучат слова Юлии Друниной: "Мы не ждали посмертной славы, мы хотели со славой жить...".Зайдите, будет минутка, ко мне,последняя моя миниатюра о том, как простой народ поминает словом и делом своих односельчан. Галина.

Галина Алинина   16.11.2011 11:27     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Галина. Вечером постараюсь заглянуть. Сейчас отлучаюсь от компа.

Владимир Плотников-Самарский   16.11.2011 13:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.