Достоевский, или Как нас учат, кстати, воровать

Достоевский, или Как нас учат, кстати, воровать. У себя.

Тут Достоевскому 190 лет исполнилось. Единственного психолога, у которого Ницше, как он сам пишет, мог кое-чему поучиться: Достоевский принадлежит к самым счастливым случаям моей жизни, пишет Ницше, ну и так далее... И полез я в словарь, самый толстый и красивый, чтоб узнать: А шо про него там пишут? А вота:

ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович (1821-1881) - русский писатель, мыслитель-гуманист. Основные сочинения: "Бедные люди" (1845), "Записки из Мертвого дома" (1860), "Униженные и оскорбленные" (1861), "Идиот" (1868), "Бесы" (1872), "Дневник писателя" (1873), "Преступление и наказание" (1876), "Братья Карамазовы" (1880) и др. В основании творческого метода реализма Д. находилась неизбывная установка на поиск человека в человеке, убежденность в том, что человек - не "фортепианная клавиша", руководимая разнообразными возмущениями внешней среды, что исключительно в самом человеке, в его природе - местоположение его богоориентированной благородной внутренней эволюции, его наиважнейшей способности не только различать добро и зло, но и осуществлять активный осознанный выбор между ними. Человек, по Д., только сам отвечает за собственные поступки в любых, даже самых неблагоприятных условиях - совершенное преступление и соразмерное нравственное наказание всегда неразрывно связаны, неразделимы, и, нередко, ретроспективно неразличимы. У Д. переживающая адекватный себе крах личность - самим феноменом собственной гибели - обнажает сокровенную сущность окружающих вещей, явлений и событий, в том числе - и религиозно-мистического толка. Душа человеческая - фокус взаимодействий и взаимного борения велений ума, устремлений сердца, императивов людской мысли, догматов веры - переживает также и давление внешних обстоятельств. Результатом этого, согласно Д., выступают уникальные, чудовищные совпадения - роковые случайности - обусловливающие судьбы людей и ход событий. Понимание Д. природы и сущности человека в норме и патологии привело писателя к гениальным формулировкам сути социализма и "русской идеи". Роман "Бесы", заложивший устойчивую традицию романов-предостережений о горизонтах (не всегда позитивных) социального и индивидуального характера людей (продолженную позже антиутопиями Замятина, Хаксли и Оруэлла), с ужасающей точностью предвосхитил суть, нравственное измерение и человеческую цену событий 20 в. в России. Неизбежная "смута", ведущая к "безграничному деспотизму", "снятию ста миллионов голов", "обращению девяти десятых людей в рабство"; "полное послушание" и "безличность", основанные на "атеизме" и "шпионстве" - такую версию истории России предчувствовал Д. Соблазнам идеалов социализма, которые Д. характеризовал не иначе как "повсеместный грабеж", "мрак", "хаос" и "ужас" (беспредельно "грубые, слепые и бесчеловечные") - мыслитель противопоставил беспрецедентно-гуманистический и уникальный поведенческий идеал "русской идеи"...

Ну и так далее. Где вехи жизни, семья и школа, родина, места обитания?!! Где этапы духовной эволюции, вклад в практику, отечественную и мировую?
Попроси я доклад подготовить по Достоевскому, поручи я найти материал самостоятельно, набреди студент на эту толстую и красивую книгу, и - полилось бы готовенькое, влитое добросовестной школьной учительницей эмоциональное завывание с патриотическими подвываниями...
Это - грабеж...
Интеллекта и труда: и своего, и чужого, специально подброшенного...
А вы говорите: Фурсенка, блять!
Ненавижу русскую литературу!
И литературу о литературе.
Всё тащит русского человека куда-то.
На готовенькое.
То в евангелие.
То в коммунизм.
То в демократию.
А у него и свой ум есть.
Ни разу не ннадёваный.
А пусть спробует!
Только примерять начнёт - как сразу налетим:
Камо, мол, грядеши, скотина?
Ты не туды гряди, ты сюды гряди...
Куды я скажу!!!
Малчять!!!
Выполнять!!!
А?!!!
И о грустном:
А судьи кто?...


Рецензии
"в чем же тогда он, высший смысл законов природы, по которым она с холодным безразличием отправляет даже единственное, неповторимейшее из своих созданий в бездну небытия своей темной утробы? Или действительно высший смысл именно в этой бессмысленности: и страсти, духовные, муки совести, полет мысли, порывы творческого вдохновения, непоколебимость веры не более чем чудовищная ухмылка над бедным человечеством, пустая игра воображения, чтобы хоть на краткий миг забыться, отвлечься от жуткой неминуемости этой последней правды, от этого вселенского, паучьи ненасытного бога - чрева? И пока не пришел твой черед идти на заклание, пока не выпал твой номер в этой бешеной круговерти слепого колеса всемирной рулетки - живи, человече, для своего маленького личного пуза, все тебе дозволено, ибо все только на мгновение, ибо вечно одно только это, бездонное, невообразимое чрево..."
Ф.М.Достоевский.
(Кстати здесь болезненное увлечение Достоевского рулеткой!)

Владимир Алисов   15.10.2015 09:03     Заявить о нарушении
Хитрый мужык был Федырь Михайлович!
Проиграмшысь вдребезги, знал, чем брать на гонорар русскую всю из себя благародную интеллигенцию: как не цареубийствми или хотя бы намёками на нечто близкое, за что срок получил, так ковырянием в гадостях. А если не в гадостях ковыряться, а иттить вперёд? Вперёд и выше? Что? Как? Пачиму? Ответ дал Горький тут: http://salatau.livejournal.com/3714352.html
кстати, тоже ещё тот фрукт тут http://salatau.livejournal.com/tag/горький
Но очень неубедительно, что и показал Достоевский в приведенном Вами отрывке.
Бо низя ж из кажного человека тока творца сотворять, художника и прочее всякое Данко: кому то ж надо и свиней пасти, и редьку копать, и телячьим навозом подбедневшую землицу сдабривать.
А если кажный сеятель мой и кормилец на сам деле как начнёт пастернаковские стишки писать и о смысле жызьни головой об Капиталмуд Маркса биться?!! К свободе! К свету?
Га, я спрашуюю?
То-то.

Булат Болот   15.10.2015 15:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.