А это-мой Пушкин! гл. 51. Просто метали банк

Михаил Пущин уже несколько дней ожидал здесь оказии. Он ворчал, что еле дождался взятия Арзрума, чтобы ехать к Кавказским минеральным водам - это ему было обещано Иваном Федоровичем Паскевичем давно – для лечения.

Он перечислил подробно все заботы, которые возникли у него в связи с поездкой:
 - Но мне еще оставалось на несколько дней работы: по поручению главнокомандующего должен был составить проект укрепления города на случай нападения турок. Проект-то составить  легко, потому что нападения со стороны турок никак нельзя было ожидать - их армия так вся разбрелась, что никакая человеческая воля не могла ее собрать!- Он усмехнулся. - Но мне навязали и сопровождать пленных пашей до Тифлиса. Вот почему я только в первых числах июля сумел выехать из Арзерума…Мало того, что поручение неприятное, так оно еще задержало меня в карантине более, чем я ожидал.
 - А когда ты прибыл в Тифлис?- сверкнул любопытными глазами Саша.
 - В конце июля. Там ко мне, для следования сюда, к водам, присоединился  Руфим Дорохов. Но я ему поставил условие – ехать в моей коляске он будет только до первой драки – с кем бы то ни было.

Саша  при этом вопросе, с подначкой, рассмеялся:
- А Дорохов не смог сдержать обещания!
- Конечно, нет! Выехали-то мы вдвоем с ним. Но его денщик и мой человек, а с ними - и повар, остались в Тифлисе - заготавливать провизию на дорогу. Мы с ними уговорились, что в Душете они догонят нас, а мы будем их ожидать. Но они замешкались и прибыли с провизией и вьюками Дорохова довольно поздно вечером. И что тут началось! Дорохов, у которого желчь уже давно разливалась, начал тузить своего денщика…

- И что ты сделал? - спросил Саша, как будто не знал ничего.
- Что я сделал? Я объявил Дорохову, что условие им нарушено и я его оставляю; предпочитаю ехать один…Конечно же, Дорохов давал мне новые клятвенные обещания вести себя прилично, только чтобы я позволил ему вместе со мной ехать! Но я остался непреклонен. Условия всегда должны соблюдаться!

- А сейчас что ты собираешься делать?- не отставал от него Саша.
- Дождусь отряда с орудием, назначенным конвоировать собравшихся со мной путешественников и обозы,- Пущин посмотрел на  Сашу с удивлением – почему он так пытает его?
-А я тебя догнал, чтобы ехать вместе на воды,- торжественно объявил Саша.
И увидел довольную улыбку Михаила. Ему стало приятно - было видно, как обрадовался Пущин этому заявлению.

Саша, который уже выслушал душещипательную историю ссоры Руфима Дорохова с Михаилом, замялся, прежде чем продолжить:
- Михаил Иванович, у меня есть к тебе разговор…То есть,э-э-э... просьба.- Он просительно поглядел на принципиального Михаила. - Только прошу мне не отказывать в её исполнении ...
- Конечно, я рад услужить тебе, Александр Сергеевич. Говори, что за просьба!
- Дело в том, что Дорохов послал меня к тебе просить прощения... Он позволяет тебе прибить себя, если он кого-нибудь при тебе еще раз ударит. Возьми его тоже с собой!

Саша настороженно следил за пробегающими на лице Пущина колебаниями. 
-Ты не знаешь, что Дорохов по натуре своей не может не драться! Это очень несдержанный человек, не умеющий держать себя в руках, – воскликнул в сердцах Михаил,которого Саша своей просьбой поставил в неловкое положение - и отказать ему нельзя, и Дорохова он больше видеть не желает!

Однако Саша  стал перечислять все достоинства провинившегося товарища – его бескорыстие, доброту, верность.И употребил все свое красноречие, чтобы Михаил согласился на его просьбу.
 
Наконец, тот с неохотой поддался на уговоры. И Саша побежал за драчуном, и привел его к Пущину. Весь вид Дорохова выражал такую покорность, и он напустил на лицо такой уморительно виноватый вид, что Саша с Пущиным не выдержали и расхохотались. Глядя на них, заулыбался и сам виновник.Дорохов радостный, что прощен и опять он вместе с ними, протянул руку, и Пущин пожал её -крепко.

Однако рано они обрадовались.Михаил поставил новое условие.Теперь обоим: во все время следования в товариществе до вод в Пятигорск в карты между собой не играть.
Они переглянулись. А для чего тогда они затевали этот спектакль!
Саша был ошарашен таким жестоким условием:

- Как?!
- Так! Дайте мне честное слово! Иначе я не хочу иметь с вами никакого дела! – потребовал Михаил твердым голосом.
Он насмешливо взирал на эти две понурившиеся фигуры. Наконец, услышал тихое и недовольное:
-Даем! А что нам остается? - Скрепя сердце, оба дали честное слово, скрепив уговор рукопожатием.

Саша сразу приказал притащить свои и Руфима вещи к Пущину.
- Между прочим, у меня - ящик отличного рейнвейна, который дал Раевский мне на дорогу,- сверкнул он белозубой своей улыбкой.
-Тогда и начнем! – провозгласил Михаил, и они тут же распили несколько бутылок…
 
Ехали втроем в коляске. Но Саша иногда садился на казачью лошадь и скакал от отряда: никак  не мог смириться с тем, что ему не довелось подраться с турками. А здесь, как назло, никак не встречаются горцы, которых он хотел навести на их конвой и орудие - душа требовала приключений!

Михаил, глядя на своих спутников, усмехался: « И тяжело же моим друзьям во время привалов и ночлегов: один не смеет бить своего денщика, а другой не смеет заикнуться о картах. Правда, Пушкин уже не раз, безуспешно,однако, пытался снять с меня тягостный уговор.- Он вздохнул. - Один только рейнвейн услаждает нашу общую скуку, и то - немного его осталось…».

В Пятигорске  он обратился к ним:
- Я не намерен оставаться здесь - для раны моей мне надлежит ехать прямо в Кисловодск. Поэтому я хочу сразу же начать осмотр города. Кто со мной?-Повернулся к Саше.- Александр Сергеевич, поедешь со мной?
- Н-н-нет, я здесь уже бывал и знаю город, как пять своих пальцев,- уклончиво отказался он.
- Ну, хорошо. Уже начало августа, мне надо спешить к Нарзану. Я намерен ехать туда завтра же. Если ты со мной не поедешь завтра, то когда же тебя мне ожидать?- не отставал от него Михаил.
- Могу тебе только то сказать, что не замедлю здесь лишнего дня; только завтра с тобой ехать не в состоянии: хочу здесь день-другой отдохнуть…- «До чего же настырный!»  - возмутился он про себя…

Как же удивился Пущин, который вернулся на закате:«уставший сильно и хотевший отдохнуть» Пушкин был увлечен игрой в карты с Дороховым и офицером Павловского полка Астафьевым, которого он встречал где-то раньше...Но он не был с ним знаком.
На укоризненный его взгляд  Пушкин заявил ему задиристым тоном:
-  Все! Довольно мы терпели, связанные словом! Но ведь слово дано было до вод? А на водах мы выходим из-под твоей опеки, и потому - не хочешь ли поставить карточку? Вот - господин Астафьев мечет ответный...

 - Ты совершенно прав, Пушкин, - вынужден был признать Михаил. - Слово было дано - не играть между собой до вод. И ты сдержал слово благородно. Мне остается только удивляться твоему милому и покладистому характеру.
 
Но он только наблюдал за игрой…
Саша был, наконец, в своей стихии: он был оживлен, весел, сыпал меткими словечками, иногда с его уст срывались экспромты.В этот вечер он был счастлив - выиграл несколько червонцев. Дорохов проиграл больше, чем, видимо, желал проиграть. Зато Астафьев и Пушкин закончили игру в веселом расположении духа,а  Дорохов отошел угрюмый от стола…

Когда Руфим ушел, Михаил проворчал:
 - Александр Сергеевич, как случилось, что ты, не будучи никогда знаком с Астафьевым, привел его сюда и я нашел его у себя,с тобой и с Дороховым играющего?
 - Очень просто, - отвечал ему Саша, сверкая счастливыми глазами. - Мы, как только ты ушел, послали за картами и начали играть с Руфимом.  А Астафьев,случайно проходя мимо, зашел познакомиться... Ну, мы ему и предложили поставить карточку, и оказалось, что он: добрый малый - любит в карты поиграть…
 - Как бы я желал, Пушкин, чтобы ты скорее приехал в Кисловодск и дал мне обещание с Астафьевым в карты больше не играть!-крикнул в сердцах Михаил.
- Нет, брат, дудки! Обещания не даю! Астафьева не боюсь, и приеду в Кисловодск раньше, чем ты думаешь!

Но он не сдержал слова. Больше недели они с Дороховым оставались в Пятигорске, пока не продулись в пух и прах. Потом только Пущин узнал, что Пушкин проиграл тысячу червонцев, взятых им у Раевского... Правда,здесь Саша  пообещал ему вести «правильную жизнь» и много заниматься. Поэтому, как и всегдаделал,стал проворно распоряжаться: приказал Кирилову - человеку Пущина, приводить ему по утрам одну из лошадей – для прогулок. Они паслись рядом от того места, где они устроились жить.
И,на удивление много, Пушкин катался, пока Михаил не заподозрил его в хитрости и не проследил за ним.

И что же! Он узнал, что Астафьев поселился по соседству в Солдатской слободке возле Кисловодска, а Пушкин ездит каждое утро туда, чтобы играть!Он возмутился, но решил пока не обнаруживать своей осведомленности о делах друга.

Но однажды, якобы возвратившись с прогулки, Саша высыпал при Михаиле несколько червонцев на стол.
 - Откуда, Пушкин, такое богатство?  - сделал Пущин удивленное лицо.
 - Должен тебе признаться, что я всякое утро заезжаю к Астафьеву и довольствуюсь каждый раз выигрышем у него нескольких червонцев...Я его мелким огнем бью, и вот, сколько уж вытащил у него моих проигранных ему денег!
 - Какая наивность! Ты выиграл всего червонцев двадцать! Долго же тебе придется отыгрывать свою тысячу червонцев!- закричал рассерженный Михаил…

Но Саша был расстроен, когда Астафьев все-таки оставил Кисловодск.
Пущин же думал: «Пушкин о своем намерении много заниматься объявил громко, но ни разу не сдержал своего обещания! А теперь и некогда ему!».

На самом деле, они оба вели разгульную жизнь.Часто обедали у Шереметева Петра Васильевича, который жил с ними в доме у Реброва. У него был отличный стол и приличное общество. Естественно, что после обеда:

     ...в ненастные дни
     Занимались они
     Делом:
     И приписывали,
     И отписывали
     Мелом...
То есть, попросту говоря, метали банк.

Здесь же Саша познакомился, как ему казалось, с замечательной личностью – с сарапульским городничим Дуровым, братом той Дуровой, которая служила в гусарском полку во время двенадцатого года и получила Георгиевский крест. Саша слышал, что и после этого девица эта ходила в мужском платье, и по наружности - рябой и мужеподобной, её никто не мог отличить от мужчины...

Зато его восхищал и удивлял цинизм Дурова. Теперь он был занят постоянно тем, что заставлял рассказывать Дурова что-нибудь из своих приключений. Слушая его, Саша постоянно хохотал и утирал слезы – это были занимательные приключения!

Он с утра до позднего вечера не расставался с ним. А когда наступило время отъезда, они условились с ним ехать до Москвы. Но вот беда - ни у него, ни у Дурова  денег на дорогу нет.

Саше пришлось идти на поклон к Михаилу Пущину, который, с ворчанием,но снабдил его деньгами :
- Нечего было играть! Я тебя предупреждал! Вот тебе деньги – но только на путевые издержки.

Он с неудовольствием узнал, что Дуров решил присоединиться к поэту: «Пиявка! Опять будут играть не на жизнь, а на живот! Да - пусть его!».

Он посмотрел, как они покатили в коляске Пушкина. Но уже из Новочеркасска Саша ему  написал: «Дуров оказался мошенником, выиграл у меня пять тысяч рублей, которые я достал у наказного атамана…Я с ним расплатился и разъехался  в Новочеркасске. Теперь скачу один в Москву... С Дуровым вряд ли когда-нибудь еще захочу встретиться…».

Саша жил в Новочеркасске в доме, принадлежавшем вдове донского казачьего офицера, содержавшей «въезжую квартиру». Словоохотливая офицерша поведала любопытному путешественнику  про обычаи и нравы казаков. Рассказывая о казачьих костюмах, она, по его просьбе, достала из сундука и показала ему головной убор казачек: шелковый, с яркими цветами, колпак.

Саше колпак так понравился, что он надел его себе на голову и, смеясь, выскочил на балкон,где предстал перед удивленными взорами  любопытной публики.

Вернувшись в комнату и смеясь, он упросил хозяйку продать ему этот колпак… И продолжал дальше  рассматривать своеобразные уборы и наряды донских казачек .
 - Это – кубилёк, – поясняла ему хозяйка, доставая из сундука чудо портновского искусства.
- А что такое кубилек? – пощупал Саша ткань.
- А это, батюшка мой, старинный костюм донских казачек. Надевается поверх длинной шелковой рубашки, не доходя до пола на одну четверть аршина. Вот посмотрите - спинка у кубилека цельная, плотно охватывающая талию, рукава узкие, прямые. И вот еще ,что в нем интересно:застегивается он спереди пуговицами - сверху донизу, и охватывается вот этим серебряным пояском…

В Новочеркасске он убедился - быт донских казаков совершенно отличается от  русского быта, знакомого ему по Михайловскому.

Но этот город и позабавил его. Как и везде, он, куда бы ни приехал, искал книги и  забрел в книжную лавку Жиркова, у которого спросил:
-А есть у вас сочинения Пушкина?
Жирков молча протянул томик его «Евгения Онегина».
Приятно удивленный, Саша, улыбаясь, спросил:
-А скажите, любезный, сколько стоит эта книжка?
Жирков назвал цену, в пять раз превышающую стоимость его книг в Москве и Санкт-Петербурге.

 Саша вскричал:
-А почему так дорого?
Жирков ответил загадочно:
- Случалось ли вам пить чай без сахара?
- Случалось. Но это неприятно.
Жирков веско произнес:
- Так вот, пойдите домой, возьмите эту книжку и велите налить себе чаю без сахара. Пейте чай и читайте эту книжку – будет так же сладко, как и с сахаром.

Саша громко расхохотался – такой трактовки своих стихов ему никогда не приходилось слышать. Под этим приятным впечатлением он на время забыл о проигранных пяти тысячах мошеннику Дурову. Но по дороге из лавки помрачнел: « А ведь эти деньги я должен вернуть Донскому наказному атаману!.. А еще нужно найти деньги, чтобы выехать отсюда… Где же их взять-то?» - Он погрузился в отчаяние...


Рецензии
Так что это за проклятие такое - страсть к картам?!!!
Асна, думаю над этой проблемой и прихожу к выводу, что это своеобразная болезнь типа наркомании. Плюс АЗАРТ и постоянная мысль отыграться - надежда на выигрыш.
Да, Пушкин был до предела АЗАРТНЫЙ человек.
Со вздохом,

Элла Лякишева   09.04.2021 14:52     Заявить о нарушении
Да, Эллочка. Пушкин был чрезвычайно азартным человеком. Сколько раз он ввязывался в ненужные распри, а потом жалел! Он любил карты, но карточные долги (долги чести((, его убивали, так как денег негде было брать. Каждый раз, когда он садился за штос, он верил ,что выиграет, или проигранное отыграет. В этом деле он был сущим ребенком и его всегда обыгрывали или давали выиграть, а потом принуждали продолжать игру, в которой его обирали до нитки. Но была у него такая слабость, что делать(( К его чести - весь бомонд питерский , вся золотая молодежь так жила, не он один. Но, хотя уже тогда существовал морфий, он же не пробовал даже. Нет , игроман - не наркоман, не согласна, Эллочка.
Спасибо за все.

Асна Сатанаева   09.04.2021 15:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.