Негритяночка на закате

               
  ***
  Владимир Теплухин  считал  большой  творческой удачей в своей жизни то, что он был принят в мастерскую Михаила Матвеевича Шварцмана.  И  он бескомпромиссно  последовал образной структуре ИЕРАТУРЫ, без  заигрывания и проб своего пути в иных стилях и направлениях, которые в период Перестройки, в невиданном до того изобилии, вырвались  на стены выставочных залов из зацензурованного «Застоя».
Володю с детства отличала его внутренняя преданность живописи, которой была подчинена вся его жизнь, и это оставалось неизменным до конца его дней.
Но…, как-то раз Володя Теплухин  позвонил мне по телефону и я услышала его встревоженный  голос : « Надь! Помоги!....»
Я выслушала его  спутанный рассказ  о том, как  он писал на заказ картину- «Негретяночка в пустыне на закате», которую ему заказал один вышедший на пенсию бывший советский дипломат, некогда работавший в Африке, которого  настолько одолела ностальгия по Африке, что  он заказал живопись на эту тему Теплухину,  и поехала «спасать» друга-одноклассника.
 И угораздило же бывшего советского дипломата заказать эту картину именно другу- Вове в то время, когда он жил, дышал, и исповедовал ИЕРАТУРЫ Шварцмана!
Володя был в ужасном состоянии, он не мог дописать эту заказную и довольно пошловатую вещицу. А деньги за будущую картину были не только  получены, но  и уже потрачены, да и репутация художника оказалась под ударом.
Что делать - хлеб повседневности тоже нужно зарабатывать!
 Приехав к нему в мастерскую, увидела на мольберте еще сырую, совершенно  отвратительную «Негретяночку на закате», изумляясь, как это у него – художника с тончайшим чувством живописи, пластики цветоформы, с изысканной психологией цветовых вибраций  – и вдруг  такое получилось.
  -«Не дрейфь, Вовка! Сейчас доваяю твою «нетленку» , и будет тебе «НЕГРЕТЯНОЧКА НА ЗАКАТЕ!»-успокоила его я и села  дописывать «Негретяночку». Он, нервно вышагивая за моей спиной, по  своей мастерской, сокрушался , что пошел на этот компромисс. Он громко и возбужденно говорил о том, что:
   «… заниматься живописью на заказ и служение ИЕРАТУРЕ –  недопустимо! Служение ИЕРАТУРЕ и живопись на продажу – это несовместимо!».
Он  восторженно  говорил о сути ИЕРАТУРЫ, после прикосновения к которой невозможно вернуться к мирским «прогибам» перед реальностью, словно из  ангельской чистоты , вернуться к тусклой обыденности.
 О том, какое счастье в его Судьбе встреча с Михаилом Матвеевичем.
О работе в его мастерской и , то , как восхищается он тем, что именно в мастерской  Шварцмана он осознал, что нельзя делать живопись за деньги, изменяя  ИЕРАТУРЕ. Что нужно , каждому  художнику учиться такому же аскетизму в жизни художника, верности выбранному стилистическому единству- всему тому , что смог  в своем творчестве переплавить и достичь творческой уникальности и независимости М.М. Шварцман. Что нужно учиться у Щварцмана,   никогда не размениваться на вынужденное живописание в стиле и  по вкусу заказчика.
Он  искренно негодовал и каялся , а я в это время я успела дописать  «Негретяночку на закате».
И, действительно, Володя  до конца своих дней  не изменял поискам творческой истины в пространстве ИЕРАТУРЫ  Михаила Матвеевича  Шварцмана. Он  и не пытался найти нишу в других изобразительных жанрах и течениях.
 Володя Теплухин зарабатывал на жизнь , как краснодеревщик,  реставрацией старинной мебели. И мел улицу Молчановку, как типичный дворник-интеллектуал тех лет, пользуясь за эту работу мастерской  в пустующей трехкомнатной  квартире на первом этаже старинного дома в Арбатских закоулках.
 И быть может до сих пор наша с Вовкой "Негритяночка на закате»  украшает стены постсоветской номенклатурной квартиры , и радует кого-то буйством желто-красно-багровых разливов красок. Хорошо, если так!

 Владимир Теплухин
(1957 - 2001)


Рецензии