Негритяночка на закате
***
Владимир Теплухин считал большой творческой удачей в своей жизни то, что он был принят в мастерскую Михаила Матвеевича Шварцмана. И он бескомпромиссно последовал образной структуре ИЕРАТУРЫ, без заигрывания и проб своего пути в иных стилях и направлениях, которые в период Перестройки, в невиданном до того изобилии, вырвались на стены выставочных залов из зацензурованного «Застоя».
Володю с детства отличала его внутренняя преданность живописи, которой была подчинена вся его жизнь, и это оставалось неизменным до конца его дней.
Но…, как-то раз Володя Теплухин позвонил мне по телефону и я услышала его встревоженный голос : « Надь! Помоги!....»
Я выслушала его спутанный рассказ о том, как он писал на заказ картину- «Негретяночка в пустыне на закате», которую ему заказал один вышедший на пенсию бывший советский дипломат, некогда работавший в Африке, которого настолько одолела ностальгия по Африке, что он заказал живопись на эту тему Теплухину, и поехала «спасать» друга-одноклассника.
И угораздило же бывшего советского дипломата заказать эту картину именно другу- Вове в то время, когда он жил, дышал, и исповедовал ИЕРАТУРЫ Шварцмана!
Володя был в ужасном состоянии, он не мог дописать эту заказную и довольно пошловатую вещицу. А деньги за будущую картину были не только получены, но и уже потрачены, да и репутация художника оказалась под ударом.
Что делать - хлеб повседневности тоже нужно зарабатывать!
Приехав к нему в мастерскую, увидела на мольберте еще сырую, совершенно отвратительную «Негретяночку на закате», изумляясь, как это у него – художника с тончайшим чувством живописи, пластики цветоформы, с изысканной психологией цветовых вибраций – и вдруг такое получилось.
-«Не дрейфь, Вовка! Сейчас доваяю твою «нетленку» , и будет тебе «НЕГРЕТЯНОЧКА НА ЗАКАТЕ!»-успокоила его я и села дописывать «Негретяночку». Он, нервно вышагивая за моей спиной, по своей мастерской, сокрушался , что пошел на этот компромисс. Он громко и возбужденно говорил о том, что:
«… заниматься живописью на заказ и служение ИЕРАТУРЕ – недопустимо! Служение ИЕРАТУРЕ и живопись на продажу – это несовместимо!».
Он восторженно говорил о сути ИЕРАТУРЫ, после прикосновения к которой невозможно вернуться к мирским «прогибам» перед реальностью, словно из ангельской чистоты , вернуться к тусклой обыденности.
О том, какое счастье в его Судьбе встреча с Михаилом Матвеевичем.
О работе в его мастерской и , то , как восхищается он тем, что именно в мастерской Шварцмана он осознал, что нельзя делать живопись за деньги, изменяя ИЕРАТУРЕ. Что нужно , каждому художнику учиться такому же аскетизму в жизни художника, верности выбранному стилистическому единству- всему тому , что смог в своем творчестве переплавить и достичь творческой уникальности и независимости М.М. Шварцман. Что нужно учиться у Щварцмана, никогда не размениваться на вынужденное живописание в стиле и по вкусу заказчика.
Он искренно негодовал и каялся , а я в это время я успела дописать «Негретяночку на закате».
И, действительно, Володя до конца своих дней не изменял поискам творческой истины в пространстве ИЕРАТУРЫ Михаила Матвеевича Шварцмана. Он и не пытался найти нишу в других изобразительных жанрах и течениях.
Володя Теплухин зарабатывал на жизнь , как краснодеревщик, реставрацией старинной мебели. И мел улицу Молчановку, как типичный дворник-интеллектуал тех лет, пользуясь за эту работу мастерской в пустующей трехкомнатной квартире на первом этаже старинного дома в Арбатских закоулках.
И быть может до сих пор наша с Вовкой "Негритяночка на закате» украшает стены постсоветской номенклатурной квартиры , и радует кого-то буйством желто-красно-багровых разливов красок. Хорошо, если так!
Владимир Теплухин
(1957 - 2001)
Свидетельство о публикации №211111300579