Пробуждённая жертва ч. 17
"...и жертвенность опять родится в мире -
В твоих поступках и в делах твоих"
P.M. Рильке.
Иногда пробудиться к жизни то же самое, что пробудиться к жертвенности. Бабочки - поденки живут всего одни земные сутки, успевая, однако, пожертвовать собой ради продолжения рода и вида.
Пробуждение чаще всего предстает внезапным, хотя на самом деле бывает вполне преднамеренным.
Миг пробуждения, окрашенный Жертвенностью, есть самая содержательная и яркая фаза жизни.
Явная жертва ведет себя совсем иначе, нежели готовящаяся стать таковой. Все чувства, мысли и даже движения пробужденной жертвы обострены, напряжены и порою до крайности резки. Пробуждение - явление психосоматическое, поскольку, по мнению крупного немецкого мыслителя: «в психическом механизме процесс по своей сущности совершается точно так же, как в физиологическом организме» 1
Но так ли это? Можем ли мы согласиться с утверждением неокантианца "баденской школы". Странно говорят ученые Запада. Казалось бы, последователь Канта должен быть идеалистом, но приведенный силлогизмза версту отдает материализмом. Разве любовь и симпатия, молитвы и создания людей искусства, - это всего лишь физиологические отправления?
Нет, это жертва. Отказ или дар, стремление или неприятие, все это жертвы духа, духа сокрушенного или тщеславного, но всё-таки духа.
Побуждение же вызывается чисто духовным импульсом или чувственным всплеском. Пробуждение иногда сопряжено с ужасом.
Мощное моральное воздействие в виде угрозы убийства должно караться земным законом, ибо ужас насильственного и преждевременного пресечения земной жизни вызывает тяжкое пробуждение, которое может либо одарить гениальным озарением, либо повлечь глубокое психическое расстройство.
Таким образом, пробуждение таит в себе не только тревогу, но и радость.
Жертва, слышащая звонкий глас Ангела - хранителя, ибо слова "Вставай быстрее" не могут принадлежать искусителю, понуждается к духовному деянию, намечающему путь к Всевышнему. Пробуждение способствует всемерному прояснению разума и очищению души. Если разбужен человек бывает чисто физическим прикосновением к его телу, то пробуждение есть явление духовного порядка.
В самых звуках этого слова слышится проникновение в неизмеримые глубины душевного существа, прободение его рассудочной корки.
Пробуждение чем-то сродни творческому оплодотворению. Будоражащая деформация нарушает душевную безмятежность и разрешает тягучее томление жертвы, приводя ее к вдохновенному экстазу. Конечно, сравнение с эротическим актом не совсем тождественно пробуждению, ведь сколь часто мы имеем дело с душами, развращенными и разбуженными низменными желаниями и обуреваемыми страстями.
Известно, что преждевременно растормошенные души менее всего склонны к пробуждению, которое подобно ожиданию подвига. Они способны лишь к шаткости, хотя спасение возможно для всех.
Пробуждение во многом основано на предстоящем созревании духа, на едва ли не утробной готовности для плодотворного восприятия искры Божией.
Захваченная, эксплуатируемая, колонизируемая жертва как никто другой нуждается в пробуждении.
Деятели чешского освободительного движения, развернувшегося с новой силой после революции 1848 года, называли себя «будителями». Особенно ярко движение будителей проявилось в Словакии. Вот что говорит о необходимости духовного пробуждения Славян выдающийся словацкий публицист Йозеф Милослав Гурбан (1817-1888): « Ибо когда из гроба встает мертвый, безбожник и ничтожество, когда он приходит в сознание и начинает принимать какие-то высшие и важнейшие решения, тогда люди убегают от него и смеются над ним. Часто, даже вновь в гроб кладут или отталкивают к грешникам и не позволяют вернуться в храм, из которого он сам самовольно сбежал» 2
Как они необходимы Славянским народам - будители! Славянство, которое после Второй мировой войны почти полностью освободилось от гнёта Западных государств, в свою очередь выступало будителем для угнетённых народов Юга и Востока.
Но пробуждать можно по разному. Например, сейчас во всем «цивилизованном мире» с помощью электронных средств массовой информации происходит возбуждение коллективного бессознательного, да и просто животных инстинктов. Это пробуждение чревато усыплением разума и чувства, национальных культур и традиций, что уже почти произошло в некоторых странах Дальнего Востока, а также России.
Славянам крайне необходимо пробуждение Духа, а затем всего остального.
В 19-м веке в Славянских землях образовались «Матицы», то есть культурно-просветительские общества.
Для подлинного пробуждения Славянского духа необходимо создание казачьих станиц по всей территории России.
К сожалению, казаки порой отгораживаются от прочих Славян, слегка презирая «хохлов» и «кацапов», но им необходимо осознать себя неотъемлемой и важнейшей часть русской нации.
Да, казаки, это особый народ, но в составе русской нации. Спасение России – в оказачивании или вернее сказать, в поверстании в казаки. Именно об этом мечтали титаны Славянского духа Степан Тимофеевич Разин и Емельян Иванович Пугачёв.
1 Виндельбанд В. О свободе воли //Избранное.-М.:Юрист,1995.-С.540
2 Йозеф Милослав Гурбан //Антология чешской и словацкой философии.-М.,1982.-С.279
Свидетельство о публикации №211111300589