Жертва вдохновения Ч. 23

               Глава 3.  Эстетика жертвенности
                §23. Жертва вдохновения
         
   «При жертвоприношениях мухи всегда появляются не вовремя, поэтому я поступаю так, как император Домициан - прокалываю мух пером» - писал выдающийся английский философ Томас Гоббс в полемике с математиком Уоллесом по поводу своего трактата "О теле". 1

  Воодушевленный своим трудом, он не признал веских доводов Уоллеса, который, как оказалось впоследствии, был в своих вопросах на высоте. Человек воодушевлённый очень часто не признает никого и ничего, кроме себя и своего творения. При этом как люди, окрыляющие его, так и  он сам, становятся жертвами. Недаром Гоббс упоминает здесь о жертвоприношениях.

  Сравнение себя с  Домицианом,  одним  из самых  жестоких  и   развратных тиранов  Рима,  вовсе  не  делает  ему чести.
Возводя  предположение  в  степень  утверждения, де¬лая гипотезу  совершившимся  фактом, надо  быть  очень осторожным, ибо  кто знает,  как  могут  отнестись к твоим  словам люди  по прошествии столетий и  даже всего  лишь несколько лет спустя.
И опять нельзя не признать мудрую правоту Ф.И.Тютчева: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется» Возможно, самое важное - всегда помнить о том, что подъем ритмически чередуется со спадом.

   Как благородно и  возвышенно для русского уха звучит - он вдохновлен. И некая скрытая каверза, интрига, афера слышится в латинском слове «инспирация».
Таится в нем невольно то ли конспирация, то ли провокация, в то время как буквально в переводе с латинского это и есть «вдохновение».

   Вот что по этому поводу говорит замечательный русский мыслитель: «Вдохновение есть состояние духа ¬ явное, напряжение духа, подъем духа. Его отнюдь не следует смешивать с "воодушевлением". Не всякое воодушевление вдохновенно. Воодушевиться могут и злодей и палач, но вдохновение им недоступно"   Вывод - между вдохновением и воодушевлением такая же разница как между духом и душой. 2

   Вдохновенность отрицает "голый рационализм" или расчет, присущий западному протестантизму.
Славяне и другие народы востока вдохновенны, доказательством чему служит уважение к поэзии и вообще к серьезной художественной литературе, которое долгое время сохранялось в России, а затем в её правопреемнике Советском Союзе.

   Только вдохновенные люди способны на подвиг во имя других людей и прочих народов. Где же ещё проявлялся массовый героизм, как не в Советском Союзе?
Труд тоже может быть вдохновенен и самоотвержен. Продвижение Славян в Сибирь и последующее освоение далёких просторов было вызвано не стремлением к наживе, но обретением исторической Прародины во всей полноте.

   Интуиция, способствующая открытиям, есть одна из ипостасей вдохновения, которое служит важнейшим мерилом подлинного творчества.
Конечно, личность или целый народ, вдохновлённый какой-либо идеей, порою забывает об удовлетворении  всё возрастающих потребностей, но разве это не является благом для человеческой души?
Потребности человека, как известно, безграничны, поэтому их насыщение умаляет значение духовной жизни для человека и человечества.

Литература
1 Гоббс Томас Основы философии //Соч. в 2-х томах. Т.2.-М.:Мысль,1965.-С.218
2 Ильин И.А. О вдохновении //Москва.-1991.-№4.-С.155


Рецензии