Жертва рассуждения

§24.  Жертва рассуждения

«Потому  вознесём  тело это, соорудим жертвенник  возложим на него   всякое наше  помышление, и будем  умолять Господа, чтобы послал с неба   невидимый и великий огонь, да пояст  он  и жертвенник  и всё, что на нём.»               
                Макарий Великий.  1

    Отцы и Учители Христианской Церкви отрицают вольные рассуждения, призывая к безмолвию, самоуглублению и Богопознанию.
Действительно, даже такой видный представитель эпохи Просвещения, как  Жан Жак Руссо, однажды сказал в своей знаменитой «Исповеди» о том, что разработка философской системы чаще всего превращается в своеобразную манию, то есть тяжёлую психическую болезнь.

В конце концов, любая значительная философская мысль или хотя бы кажущаяся таковой, не просто преследует человека, не давая ему душевного покоя, но тлеет внутри, подобно зароненной кем-то искре, медленно и оттого мучительно разгораясь, /возгораясь/ из самой душевной  глубины мыслящего и оттого страдающего человека.
Итак, философская система. Само это слово подразумевает агрегат или механизм, который, подобно любой  машине, безжалостен и ненасытен.
Размышления требуют ежедневной и ежечасной жертвы, поэтому всякий пишущий человек с полным правом  может быть назван жертвой рассуждения.
Известно, что любой оригинальный  мыслитель ставит во главу угла своей  теории какое-либо слово или  определение.

   Так, Платон верно считал,  что миром правят идеи. Аристотель  ввёл категории  формообразования и категориального суждения.
Философия древних  римлян во многом была эклектична. Долженствование – важнейшее положение философии Иммануила Канта. Георг Вильгельм Фридрих Гегель был логистом до мозга костей, как его определил выдающийся любомудр Алексей Степанович Хомяков.

   Артур Шопенгауэр, как известно, считал основополагающим понятием волю, хотя находился под влиянием индийской философии Упанишад и буддизма. Его ученик Фридрих Ницше дополнил и развил его учение,  назвав волю к власти главным бытийственным  явлением.

   Русский философ Николай Александрович Бердяев будучи кантианцем, развил духовное явление свободы.


Соборность – сугубо русское философское понятие, введённое Хомяковым и разработанное  Владимиром Соловьевым, Евгением Трубецким, Львом Карсавиным и другими мыслителями.
Семья как религия - провозгласил Василий Розанов и подтвердил это совей жизнью.
Огромное влияние на русскую философию оказала в 19-м веке немецкая философия в лице Фихте, Шеллинга, Гегеля.

   Например, крупный мыслитель России Николай Александрович Бердяев находился под воздействием философии, а точнее теософии немецких философов Якоба Бёме, Иммануила Канта, а также каббалы.

   Выдающийся философ России И.А.Ильин был «гегельянцем».
В конце же 19-го и в 20-м формирование идеологии государства опять же происходило под воздействием марксизма, в котором есть и  сильные и слабые стороны.

1  Макарий Великий Наставления о христианской жизни.-М.,1998.-С.114


Рецензии