Жертва изображения Ч. 25

                §25. Жертва изображения

   Изображение, скорее всего, есть символ, являющийся синтетическим   воплощением идеи.
Жертвами изображения, прежде всего, могут явиться люди, работающие   во всех жанрах изобразительного искусства, и, в отличие от писателей,  применяющие зримые образы и ощутимые средства самовыражения.
Судьбы многих истинных художников, так или иначе, духовно-жертвенны. Характеры героев от искусства, показанные Эмилем Золя в его  романе «Творчество»,  Сомерсетом  Моэмом в романе «Луна и грош», Ирвингом Стоуном в  романе  «Жажда жизни», а также Николаем Васильевичем Гоголем в повести  «Портрет», высоко трагичны.

  Однако, пожалуй, наиболее впечатляющей жертвой изображения   предстаёт перед нами Дориан Грей, персонаж знаменитого произведения   Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»  . В данном случае мы видим, как   происходит поединок человека и его лицевого изображения.
Прототип не стареет, чего не  скажешь о портрете. Лицо на полотне,  изборождённое морщинами  и складками, запечатлевшими переживания   героя, в самом прямом смысле служит изображением духовной жизни, к  сожалению, неумолимо переходящей в смерть.

   Происходит обратная связь жертвы  и   её изображения. В случае,  описанном великим английским писателем ирландского происхождения,  изображение лишается своей статичности, самым непосредственным образом   участвуя в жизни людей.
Оскар Уайльд изображал в своих сочинениях жизнь британского   «высшего  света», зиждущуюся на  угнетении рабочего  класса Англии и   многочисленных  колоний.
Хвалёное  остроумие Оскара  Уайльда есть  словоблудие пресыщенного   сноба западного толка, считающего прочих  бестолковыми. К счастью, в  жизни   самого  «денди» произошли перемены, способствующие покаянию и нравственному исправлению писателя.
Заключенный в тюрьму по обвинению в содомии, то есть за извращение, к которому питают пристрастие многие деятели западной и подражательной ей «культуры», литератор подвергся  трудотерапии.
Пострадав, Оскар Уайльд проникся духом сочувствия к  обездоленным.
Да, в те времена ещё карали за преступления против морали. Идея, воплощённая в том или ином произведении искусства, странным образом влияет не только на телесный облик её восприёмника, но и на его судьбу.
Может  быть, не напрасно изначально мусульманам запрещено изображать людей и животных?
Вероятно, не зря первые христиане боролись с идолопоклонством как   пережитком язычества? 

   Вопрос этот очень сложен и вероятно, неразрешим. Следует знать одно, что  средства художественного творчества могут служить как тёмным, так и светлым силам, действующим в мире.
Алексей Константинович Толстой в своей поэме «Иоанн Дамаскин» повествует о том, что духовный отец будущего Отца Церкви запретил ему слагать стихи, возложив на него епитимью даже за написание заупокойной песни в память умершего товарища.   
В том же 7-мом веке от Р.Х. с тяжёлой руки императора Льва 2-го Исавра возникла в Византии ересь иконоборчества. Святой Иоанн Дамаскин, приложивший немало усилий для защиты святых образов, сумел оборонить их.

   Не случайно в начале 20-го столетия священник Павел Флоренский назвал свою статью «Храмовое действо как синтез искусств».
Действительно, всё равно трудится в Православном храме ради воспитания религиозных и просто человеческих чувств: архитектура, живопись, музыка и т.д.
Однако во всём необходимы мера и направление. Творчество должно быть символичным, а не просто реалистичным и тем более натуралистичным.
Яркие картины гибели творческих людей запечатлены на страницах художественных произведений.

   В повести Оноре де Бальзака «Неведомый шедевр» рассказывается о художнике Франхофере, который, в неустанных потугах «довести до ума» свою картину, «записал холст», то есть вообще лишил его поверхность всякого изображения. Ночью живописец умер, узнав от друзей, что испортил   творение. 3
В романе Эмиля Золя «Творчество» тоже погибает живописец. 4
Да и сам великий французский писатель служит примером творческого подвижиничества. На протяжении 15 лет им были созданы 20 романов из эпопеи «Ругон-Маккары». Кроме того, писателем были написаны множество статей в газетах и три романа «Рим», «Париж», «Лурд». Три романа «Труд», «Справедливость», «Истина». Прозаические полотна Эмиля Золя изобличают буржуазный всепоглощающий быт Второй империи, то есть эпоху правления Наполеона 3-го.
Повесть Ивана Шмелёва «Неупиваемая чаша» говорит и даже вопиет о раннем увядании русского художника. 5
Однако эти вымышленные жертвенные образы имеют свои подлинные   прототипы.

   Например, художник Винсент Ван Гог сошёл с ума и застрелился в 37 лет.
Так что же такое искусство? Иногда оно похоже на жизнь, подсмотренную из кустов.
И в то же время искусство - иск, предъявленный человеку и вечный   поиск истины. Недаром про опытного, пожившего человека говорят, что он    искушён.
Искушённый - искусный в самой жизни. Искушение - приманка или  наживка, порою влекущая человека к духовной гибели.
Иногда искусство доходит до полного отрицания самого себя. Да,  академическая зализанность статичного столпотворения иных мастеров  могут  привлечь взор, но не способны восхитить душу.

   Однако так называемое абстрактное искусство, по моему мнению,  неспособно вызвать ничего, кроме недоумения. Искусно приготовленная блесна привлекает рыбёшку, которая жадно глотает, а не вкушает её.
Иногда то, что манит, не только зовёт, но и давит на живое существо.   Случается - то, что вначале изумляет, затем внушает ужас.
Таким образом, искусство само является жертвой. Самое главное, чему оно служит, кто является его проводником, чему он поклоняется сам.


Православные иконописцы и зодчие, прежде чем сотворить что-то во славу Всевышнего, долгое время постились и молились, то есть были подвижниками в самом прямом смысле слова.
С течением времени мастера кисти и пера всё больше стали прибегать к вину, а в нынешние времена даже к наркотикам как средству искусственного вдохновения.
Извращения и искажения, пронизавшие все сферы жизни, не могли не затронуть искусства как одной из важнейших воспитывающих сил.

   Этика и эстетика тесно взаимодействуют друг с другом.
Поскольку основой всего, и в том числе, изобразительного мастерства,  является жертвенность, то снижение эстетических критериев размывает   этические понятия, а значит, заглушает жертвенное горение человеческой души.

Литература:

1Уайльд О. Портрет Дориана Грея //Избранное.-М.,1990
2Толстой А.К. Иоанн Дамаскин .-М.,1982.-С.131
3Бальзак О. Неведомый шедевр //Соч. в24-х томах. Т.19.-М.,1960.-С.75
4Золя Э. Творчество //Соч. в 18-ти томах. Т.11.-М.,1957
5Шмелёв И. Неупиваемая чаша.-М.,1999


Рецензии