В шутку и всерьез

В конце 50-х годов прошлого века в Тбилисском театре имени Марджанишвили с большим успехом шел спектакль, поставленный по исторической хронике Уильяма Шекспира  «Ричард III». На одном из представлений, готовясь произнести монолог, который начинается словами «Я, Ричард Глостер...», исполнитель главной роли вдруг обнаружил, что... забыл имя своего героя.  Без этого он не мог вспомнить и остального текста, поскольку слова отложились в памяти в определенной последовательности. «Как меня зовут?», - зловещим шепотом спросил актер у стоявшего рядом молодого коллеги, игравшего его оруженосца. «Что значит, батоно – как зовут? Васо, конечно», - так же, неслышно для зала, ответил тот. "Болван", - с облегчением прошептал исполнитель роли Ричарда. К нему вдруг полностью вернулась память, и он, уже на публику, с блеском прочел монолог, после окончания которого зал, как всегда, потонул в овации. Своего молодого товарища по сцене актер обругал совершенно незаслуженно, поскольку тот сказал абсолютную правду. В роли Ричарда в той постановке был занят Василий (Васо) Годзиашвили.

Действительно, с возрастом у Василия Годзиашвили, не часто, но иногда начали происходить на сцене выпадения памяти, причем, случалось это всегда неожиданно, даже в ролях, которые артист играл сотни раз и знал от корки до корки. Василий Давидович очень переживал в подобных случаях. Однако, несмотря ни на что, он всегда находил выход из положения и доводил свою роль до конца так, что зрители ни о чем не догадывались. Его артистизм, способность к импровизации были совершенно безграничными и не подводили ни при каких обстоятельствах. Рассказывают, что однажды во время спектакля его партнеру, который готовился к выходу на сцену, вдруг стало нехорошо за кулисами. И Василий Давидович был вынужден тянуть время, пока тот оправится и сможет продолжать играть. Это было комедийное представление из жизни Грузии позапрошлого века. Василий Годзиашвили исполнял роль человека простого звания, пришедшего с какой-то просьбой к князю, в роли которого был занят почувствовавший себя плохо артист. Действие происходило на увитой виноградом открытой веранде княжеского дома, где по сюжету простолюдин ждал выхода князя. Тот все не появлялся. Годзиашвили сорвал ягоду винограда, положил в рот, начал жевать, сморщился, демонстрируя, что виноград неспел, выплюнул. Потом огляделся, заметил разложенные на столе шахматы. И, не зная, сколько времени ему придется одному удерживать внимание зрителей, начал изображать человека, впервые увидевшего эту игру. Он подошел к шахматам, обошел их с разных сторон, стал разглядывать фигуры, сравнивать, передвигать по доске, даже пробовал их на вкус. Чудесная импровизация продолжалась долго, и все это время в зале не смолкал гомерический хохот. Наконец, из-за кулис дали знать, что партнер выходит. Успокоившись, Василий Годзиашвили блестяще завершил разыгранный этюд. Словно поняв, что же эта за штука такая, он демонстративно сделал ход конем и громко воскликнул: «Шашу беш!».

Принято считать, что в обыденной жизни актеры-комики – довольно мрачные люди. О скверном характере Луи де Фюнеса, например, ходили легенды. Редко кому из близких Фернанделя доводилось видеть в быту его знаменитую широкую улыбку.  А выдающийся грузинский комический актер Сандро Жоржолиани, говорят, в жизни производил впечатление человека, вовсе лишенного чувства юмора. Он, мало того, что никогда не шутил, не смеялся над анекдотами, не любил смотреть кинокомедий и читать юмористическую литературу, но частенько сам становился жертвой веселых розыгрышей. Актер отличался редкой аккуратностью. Ложась спать, он развешивал по местам вещи, а тапочки ставил у кровати так, чтобы, вставая, опускать ноги прямо в них. Однажды, будучи где-то на гастролях, он проснулся утром в гостинице, попал ногами в тапочки, поднялся и … застыл, не в силах сделать ни шагу. Оказывается, коллеги, пока актер спал, приклеили тапочки к полу именно на том месте, где их оставил хозяин. Еще говорят, что, даже будучи уже весьма немолодым человеком, актер продолжал обращать внимание на красивых женщин. Как-то на гастролях ему очень понравилась молодая дама. Он настойчиво просил ее о свидании. Та отказывалась. Но актер надежды не терял. Однажды товарищи Жоржолиани по театру уговорили женщину назначить тому встречу в укромном, темном закутке. Каково же было разочарование пожилого ловеласа, когда обнаружилось, что, вместо прекрасной дамы, к нему на свидание, переодевшись в женское платье,  пришел младший товарищ по театру  Георгий Шавгулидзе.

А вот другой гроссмейстер смеха – Ипполит Хвичия, по воспоминаниям всех, кто его знал, в жизни был очень похож на своих киногероев. При этом он и сам любил и умел пошутить, и в других ценил чувство юмора. Однажды во дворе дома, где он жил, под самым его балконом, велись какие-то работы. Актер вышел на балкон, качая на руках младенца. Потом ему это надоело. «Да что ты, в самом деле, покоя мне не даешь!?», - закричал Ипполит Хвичия на завернутое в одеяло дитя и кинул его с четвертого этажа. Рабочие бросились спасать ребенка и обнаружили в одеяле пятилитровый бурдюк с отменным вином, которым актер  решил их угостить. Рассказывают, что Ипполит Хвичия невольно спас для зрителей любимую многими грузинскую комедию «Простите, вас ожидает смерть». Перед выходом картины на экран устроили ее просмотр для членов бюро ЦК компартии Грузии, на котором присутствовал Первый секретарь Василий Мжаванадзе. «Как называется фильм?», - спросил он перед показом. «Простите, вас ожидает смерть», - ответили ему.  Настроение у партийного босса испортилось, что не предвещало картине ничего хорошего. Василий Павлович смотрел  фильм, нахмурившись, до тех пор, пока на экране не появился Ипполит Хвичия. Увидев любимого артиста и услышав его первые реплики, партийный руководитель расхохотался, напряжение было снято, и фильм, таким образом, дошел до широкой публики. В то же время, артист, обладавший редкой способностью вызывать у людей смех, искренне считал, что его комический дар помешал ему состояться профессионально. Ипполит Хвичия с молодых лет мечтал о ролях трагического репертуара. Ему хотелось играть Ромео, Гамлета, а позже  короля Лира. Но он прекрасно понимал, что при его внешних данных и актерской индивидуальности получить такие роли ему вряд ли удастся, и искренне переживал по этому поводу. «Кто же мне даст серьезные роли, когда я даже на панихиды ходить не могу. Захожу, и все начинают смеяться, в том числе и покойник», -  сетовал артист. 

Если бы мне предложили составить рейтинг актрис, работу которых на сцене или экране мне когда-либо приходилось видеть, я бы, не задумываясь, первой в этом списке назвал великую Сесилию Такаишвили. Неподалеку от нее жил известный грузинский дирижер Дидим Мирцхулава, который в теплое время года имел обыкновение ходить гулять на Черепашье озеро. Возвращаясь, он проходил мимо дома Сесилии Такаишвили и, если у той бывали открыты окна, обязательно бросал туда собранные по дороге полевые цветы. Однажды Сесилия позвонила супруге дирижера и потребовала вразумить мужа не делать так больше. «Мне надоело выметать из квартиры этот мусор», - сказала она. Дирижер перестал забрасывать актрису цветами. А через некоторое время актриса вновь позвонила супруге Дидима Мирцхулава и попросила ее уговорить мужа снова начать кидать ей в окно цветы. «Я специально буду держать окна открытыми, - пообещала она. – А то, оставшись без этих цветов, я поняла, что постарела». На вопрос, как она поживает, Сесилия Такаишвили обычно отвечала: «Как я могу жить, если давление у меня вдвое выше, чем пенсия?».

В 70-е годы прошлого столетия в Советском Союзе и далеко за его пределами заговорили о спектаклях Тбилисского театра имени Руставели, которые ставил молодой тогда режиссер Роберт Стуруа. Посетить Тбилиси и не побывать на этих спектаклях, попасть на которые бывало совсем не просто, считалось большой неудачей. Однажды к нам в город приехал с программой цирк лилипутов. Директор Тбилисского цирка Борис Ципурия пообещал устроить его участникам культпоход в руставелевский театр. И вот однажды он привел на спектакль «Ханума» сразу 13, мягко говоря, невысоких девушек. В кассе оставалось только четыре билета в первом ряду. Они были приобретены, и все 13 артисток свободно разместились на четырех местах. Конечно, их присутствие в зале не осталось незамеченным не только зрителями, но и участниками спектакля. А один из главных героев, роль которого исполнял замечательный Эроси Манджгаладзе, рассказывая по сюжету о цыплятах, с которыми он любил играть в детстве, заявил, указывая рукой на четыре места в первом ряду, что цыплята были «вот такими же маленькими, как эти наши гости». Зал покатился с хохоту. Сами гости, не зная грузинского языка, разумеется, ничего не поняли.

Актеры, помимо театра, часто заняты в кино, на радио, телевидении. А Котэ Махарадзе и Эроси Манджгаладзе были еще и известными футбольными комментаторами. Однажды они оба участвовали в дневном спектакле «Испанский священник», который продолжался довольно долго - с 12.00 до 15.45. В тот же день в 15.00 начинался футбольный матч, где артистам тоже предстояло работать. Они договорились «свернуть» театральное представление, закончили его в половине третьего и к трем часам успели на стадион. Но на следующий день узнали, что их коллегу, актера Валериана Элошвили, также занятого в «Испанском священнике», сняли с работы за опоздание на спектакль. Разумеется, Элошвили не опаздывал. Он участвовал только в финальной сцене, пришел в театр ровно в три часа, и успел бы вовремя выйти на сцену, если бы спектакль не был сокращен. Пришлось Котэ Махарадзе и Эроси Манджгаладзе во всем признаться директору театра Павлу Канделаки, и настоять на том, чтобы Элошвили восстановили на работе.

Прекрасный актер Додо Абашидзе физически был очень сильным. К тому же, он не выносил несправедливости и, сталкиваясь с ней, часто пускал в ход кулаки. Однажды у него спросили, удалось ли когда-нибудь кому-нибудь одержать над ним победу в драке. «Да, - ответил актер, - однажды меня здорово поколотил один человек». - Наверное, это был гигант?  «Нет, это был невысокий худощавый мужчина». – Как же ему удалось вас одолеть? «В тот раз я был не прав», - объяснил актер.


Рецензии
Огромное спасибо за такой прекрасный материал!

Нино Венели   25.04.2019 23:36     Заявить о нарушении