Историк - не профессия, а состояние души

Вступление. В Боспорском царстве, в Боспорском государстве...

После гибели в 63 г. до н. э. Митридат Евпатор, как и положено, отправился в Аид, однако столкнулся с непреодолимыми трудностями. Они заключались в том, что бог Аид отказывался принимать его в свое царство, мотивируя это тем, что бог Дионис предъявил этому самому Евпатору обвинение в плагиате. Обвинять было за что, ведь Митридат при жизни объявил себя Дионисом и всячески подчеркивал свою богоизбранность. На самом деле обвинение заключалось в том, что Вакх на пирушке юморнул «Митридат VI Плагиатор», менады с сатирами посмеялись, Вакх проспался и забыл. А Аид просто боялся, что Митридат намутит чего-нибудь в его царстве (например, сопрет камень у Сизифа) и нарушит его ordo seclorum. И даже заступничество Ахурамазды ни к чему не привело. А когда умер Фарнак, Аид еще больше утвердился в своем решении.
Митридат все понял, но протестовать не стал. Он просто поселился на вершине своей горы. Было так интересно наблюдать исторический процесс со стороны: Боспор, империя ромеев, Османская империя, Российская империя, СССР, теперь вот - Автономная Республика Крым. Слово «республика» немного режет слух царю Митридату, но страна ему нравится. Такая гордая и независимая, дышащая античностью, не забывающая своей истории. Не забывающая его.
Хотя искажают эту историю как хотят, но все же имя «Митридат Евпатор» знакомо всем. Вот и эти две девочки, что поднимаются на гору, тоже что-то такое обсуждают...

Глава 1. Все начинается в Пантикапее

        Карина с Дашей все-таки поехали в Крым. А почему бы и нет? Даше уже 19. Карине скоро 18. Занятий нет, сессия сдана на отлично, курсовую они все равно летом писать не будут. Поездить в свое удовольствие по историческим памятникам Крыма - почему бы и нет?
Если бы только Карина не надоедала так со своим Митридатом. Еще бы, тут все о нем напоминает. Одна только Евпатория чего стоит. Но главное удовольствие еще впереди - Пантикапей, Керчь! Только успели расположиться в гостинице, Карине уже подавай гору Митридат. Даша уже знает, что могила в Синопе, и не понимает, почему ее подруга так рвется на эту гору. Призрак его, что ли, встретить хочет?
Карина извлекает откуда-то каталог боспорских монет, и начинается ее любимая (а Дашина ненавистная) игра «Угадай античного правителя».
- Даша, ну кто это?
- Карина, я не знаю!
- Ну хорошо, а это кто?
- Не знаю я!
- Ну как его можно не знать? Чей гордый профиль? Это же он!
- Он?
- Ну да. Митридат.
Вот это да!
- ЦАРЬ Митридат, - неожиданно звучит чей-то голос.
- Царь Митридат VI Евпатор Дионис, даты рождения и смерти 137-63 г. до н. э. - строго отвечает Карина, не терпящая, чтобы кто-то переплюнул ее понты. - Кто это у нас там такой знаток античной истории?!
- Я!
- Я - это что, китайское имя такое? - продолжает язвить Карина.
- И ничего у меня не китайское имя, - обижается владелец голоса. - А очень даже персидское.
- Да покажитесь уже наконец! - не выдерживает Даша.
«Что ли, выйти? - подумал Евпатор. - Ну, ладно! Устрою им living history!». Надо сказать, что царь не мог на протяжении двух с лишним тысячелетий сидеть камнем на горе, так что он активно изучал языки (например, турецкий, татарский, русский и даже украинский), а также современную культуру (она часто менялась, что очень веселило царя).
Митридат покинул свое убежище за колонной и появился во всем своем царственно-пурпурном виде (странно, что плащ еще не полинял).
- Сколько ... тебе лет? - спросила побледневшая Карина. Даша просто уставилась и подумала: «Что за странный чувак??».
- Я не считал, - улыбнулся Митридат.
Карина не стала ждать продолжения прелюдии и бесцеремонно бросилась ему на шею с радостным визгом. Царь такого не ожидал, однако явно был не против. Даша продолжала удивленно смотреть.
- Монета! - захохотала Карина, оторвавшись от Митридата. - Смотри на монету!
Митридат подошел к Даше и заглянул в каталог, который она держала в руках. Даша посмотрела на монету, потом на царя, потом снова на монету и опять на царя. И почувствовала, что она сейчас сползет на пол.
- Моя драхмочка! - обрадовался Евпатор. - Эх, растаскали по Эрмитажам мое богатство!
Карина продолжала восторженно увиваться вокруг Митридата.
- Эй, ну, может, представитесь? - подмигнул Евпатор.
- Карина! - радостно воскликнула Карина, и, заметив, что Даша продолжает стоять с офигевшим видом, указала на нее, - Даша. Дарья.
- Вот это имя! - одобрительно отозвался царь. - А я ... ну, вы знаете. Митридат Евпатор.
- Да уж, тебя ни с кем не спутаешь, - Карина только что заметила, что держит его за руку. - Даш, а Даш, а что с тобой?
- Да я тут о метафизике думаю! - отозвалась наконец Даша.
- Лучше о ней не думать, а то будешь как Аристотель, - тоном наставника произнес Митридат.
- Ты как тут оказался? - спросила Даша.
- Долгая история. Как-нибудь расскажу. Когда пойму.
Тут Даша наконец произнесла то, о чем она подумала, как только узнала Евпатора.
- А САЛАДИН?
- А что Юсуф? - удивился Евпатор.
- Ты его знаешь?? - обрадовалась Даша.
- Еще бы! - улыбнулся Митридат. - Он тут был...в каком...в восемнадцатом, что ли, веке. Хотел наподдать своим за то, что русским проиграли. Потом понял, что это бесполезно, так что я просто поводил его по Крыму. Мы с ним еще вместе русский учили, и он никак не мог поверить, что этот язык действительно такой странный.
- А где он теперь? - обеспокоенно спросила Дарья.
- Дома, в Дамаске. Он меня, кстати, в гости звал! Карина, а ты чего ко мне прислоняешься? Тебе плохо?
Карина с блаженным видом закатила глаза.
-Нет! Мне хорошо!
И грохнулась в обморок.

Глава 3. То ли сон, то ли явь
Я открыла глаза и увидела ясное крымское небо. Ой, голова болит! Что это было? Мы с Дашей бродили по Керчи, а дальше что? И вообще, на чем я лежу?
- Даша, положи бутерброд, она очнулась!
Солнечные лучи неприятно резали глаза, и я их закрыла. Надо мной кто-то склонился.
- Эй! Ты в порядке?
Ух какой голос. Это кто? Что меня в щеку щекочет??
Решилась и открыла глаза. Вау, да это же моя мечта! Митридат. А щекочутся его кудряшки. Беспокоится, поди. Так, надо что-то сказать, пока не наломался романтический момент!!
- Бутерброд??
Конечно, ну что же я еще могла сказать. Романтический момент наломался.
Он смотрит на меня, улыбается и помогает мне сесть. Оказывается, я лежала на его плаще.
Даша сидит рядом на траве и жует бутерброд с колбасой. Мы их брали с собой на прогулку.
- Карина, все нормально? - беспокоится подруга.
- Голова болит, - морщусь я.
- Где? Здесь?
Митридатова ладонь ложится мне на затылок. «Да везде! - хочется сказать мне. - Руку только не убирай!»
- Да.
- Ударилась, когда падала. Я не успел отреагировать. Прости, не следовало мне появляться, - расстроился ;Евпатор.
Дурак, с ума сошел?? Как это не следовало!;
- Ты не виноват, - отвечаю. - Даш, дай бутер, я есть хочу.
Даша протягивает мне бутерброд, и я приступаю к его растерзанию. Прикольно, похоже, Евпатор забыл убрать руку с моей головы!
- А мне можно? - застенчиво спрашивает Митридат.
Ах как хорошо, что мы взяли четыре, а не два.
- Да бери, конечно.
Сосредоточенное жевание трех пар челюстей. Вдруг Даша останавливается и изрекает:
- Карина. Мы едем в Дамаск!
Лови меня, Митридат. Я роняю бутерброд и опять падаю в обморок.

Глава 4. Путешествие начинается

Митридат с Дашей сидели за столиком на верхней палубе. Солнце светило вовсю. Понт Эвксинский сиял лазурью. Красота!
Даша рассказывает Евпатору о Триумвирате. Он с удовольствием слушает, а когда дело доходит до увлечения Карины Понтийскими войнами, и вовсе довольно жмурится.
- И вообще, - заканчивает Даша повествование, - Каринино отношение к тебе и мое к Саладину - это отдельная история!
- И я с удовольствием ее послушаю, - ответил Евпатор, - но сперва пойду в каюту и посмотрю, не пришла ли она в себя.
Даша мудро рассудила, что если Карина пришла в себя, ей будет очень приятно, что ее подруга не увяжется за Митридатом, поэтому просто заказала коктейль за счет Евпатора и принялась любоваться морем, попутно мечтая о Салах-ад-Дине.

Я в шоке. Что за место? Это явно не гостиница. Так, пора завязывать с этими обмороками. Никогда в них не падала, а тут вдруг два подряд. Ерунда какая-то! Так, надо срочно установить свое местоположение. Я давно не звонила маме, она, может, беспокоится!
О-па, дверь скрипит. Кто тут у нас? О!
- Ура! Ты очнулась! - обрадовался Митридат.
- Где я? Сколько времени прошло?
Он садится рядом со мной на кровати.
- Прошло два дня и ... обещаешь, что не будешь падать в обморок?
Это меня насторожило.
- Обещаю.
- Мы плывем в Турцию!
- Что?! Ты серьезно? А документы? А что скажут наши родители? И вообще, зачем? - у меня, похоже, началась истерика.
- Тихо, тихо, - он даже за руку меня взял.
Пусть не отпускает, я тогда и на Турцию согласна.
- Ты потеряла сознание, - начинает он рассказ. - Мы тебя отнесли к врачу...я отнес. Он сказал, что, в общем, нервничаешь много. Мы с Дашей решили плыть в Дамаск к Саладину - она хочет его увидеть и все такое, я тоже по нему заскучал, а Даша заверила меня, что и ты будешь не против.

До меня начало потихоньку доходить.
- Но я попросил, чтобы по дороге мы заехали в Синоп, - улыбнулся Митридат.
- Если ты увидишь, что осталось от твоего дворца, боюсь, ты не обрадуешься, - мрачно произнесла я.
- Дворец - камни! - отмахнулся царь. - А вот воздух, родной воздух! Так, ладно, к делу. Мы плывем на пароходе в Синоп, потом едем в Стамбул, а оттуда в Дамаск. Документы я заказал липовые, чтобы ваши родители не узнали, где вы ошиваетесь. Твоим родителям Даша позвонила и сказала, что у тебя солнечный удар и ты весь день спишь. Время поездки вы с ними четко не оговаривали, так что месяц у нас есть. Я удовлетворил твое любопытство?
- Более чем, - ответила я и принялась переваривать услышанное.
- Жесть, да? - сочувственно подмигнул Митридат.
- Да уж. Проснуться и узнать, что тебя везут в Синоп! - вздохнула я.
- Отдыхай, - тихо сказал он, осторожно поцеловал меня в висок и вышел.
Если бы мой «yeah» был воспроизведен тогда моим артикуляционным аппаратом, Даша бы свалилась за борт вместе с коктейлем, а черноморских дельфинов оглушило бы звуковой волной. Но я просто глубоко вдохнула и потянулась за телефоном позвонить маме, пока мы не вошли в зону Турции и звонки не начали тарифицироваться по бешеным ценам.

Глава 5. Неожиданная встреча

Я сижу за столиком у борта и потягиваю коктейль из высокого стакана. Трубочка разноцветная, как мои мысли. Море спокойное. Периодически виднеются серые плавники и спинки дельфинов. Мягкий ветерок, ясное солнце, в небе ни облачка. Мечта! Я плыву в Синоп.
Правда, мне не до Синопа и даже не до Стамбула. Я бы сразу улетела в Дамаск! Но - все постепенно, в Дамаск я по-любому попаду, если с документами все будет в порядке (Митридат с его состоянием и талантом уговаривать чиновников точно с этим справится), а Константинополь увидеть не помешает, в Синоп же придется заехать, ибо Евпатор с Кариной не отстанут.
Так что я спокойно пью коктейль и продумываю встречу с героем ислама. Как он выглядит? Что у него за характер? Какие интересы? О, ужас, а вдруг я ему не понравлюсь?.. Так, что за плебейские мысли? Почему это я должна ему не понравиться? Спокойно, пьем коктейль и смотрим на море. Все будет великолепно.
Как всегда, мою идиллию нарушает какой-то парень. Они что, специально выбирают такое время, когда девушки мечтают о чем-то хорошем, и портят все своими гнусными посяганиями на их свободное время?
- Эй, красавица, можно познакомиться?
Эй, урод, нельзя. Долихокефал, лепторин - что это за антропологический тип такой? Так, стоп-антропология.
- Я не знакомлюсь.
- Почему?
Потому что я люблю Салах-ад Дина аль-Мелика ан-Насира Юсуфа ибн Айюба, товарищ. Поэтому мне не нужны атланто-балтийские индивиды.
- Потому что. Оставьте меня в покое,пожалуйста.
Но парню как будто соображалку отшибло.
- Пойдем ко мне в каюту! Пивом угощу!
- Оставьте. Меня. В покое.
- Да что ты ломаешься? Пойдем! - тут наглец схватил меня за запястье. Он знает, что по Салической правде он попал на 60 солидов? Да он, похоже, нетрезв, куда он меня тащит? Так, это никуда не годится. Я набираю в грудь воздуха и собираюсь закричать.
- Отпусти. Не видишь, прекрасной деве не по душе твое общество, - произносит чей-то голос с акцентом.
Так, это не Евпатор. Я оборачиваюсь на голос и обомлеваю. Арабчик! В аутентичной одежде а-ля Муаммар Каддафи. Симпатичный!
- Ты чего лезешь, иди молись своему Аллаху! - возмущается этот лангобард.
- Аллях запрещает мне остаться в стороне, - с достоинством произносит араб. - Убери руки и оставь девушку в покое.
- А то что? - развязно спрашивает парень. Араб неожиданно оказывается рядом.
- Видит Аллях, я не хотель этого! - мусульманский кулак с разворота проезжается прямо по долихокефальному лицу. Парень, взвыв, хватается за морду и убегает. Куда делась его смелость?
Ура, ура, ура!
- Кому обязана своим спасением? - вежливо спрашиваю я.
Но тут появляются Евпатор с Кариной, ведущие оживленный диалог.
- ...И разработали мы очередной план развития государства, и опять все испортил Рим, - увлеченно рассказывает Евпатор, но вдруг останавливается взглядом на нас. Мой спаситель удивленно приподнимает брови. Карина хитро улыбается и хмыкает: еще бы, я с таким мужчиной!
- Ты что тут делаешь? - возмущенно спрашивает Митридат.
- А ты? - хохочет мусульманин. - Негодяй понтийский! Я к тебе, между прочим, в гости ездиль и не засталь!
- А я к тебе сейчас еду, - озадаченно изрекает Евпатор. - А ты тут. Ахурамазда, что это такое??
- Да лядно тебе, мой нервный друг! Неужто ты не рад меня видеть? - широко улыбается мусульманин.
- Очень рад! - восклицает Митридат и бросается его обнимать.
Мы с Кариной непонимающе смотрим на них. Так, я требую объяснений!
- Мы не едем в Дамаск, - это объяснение от Евпатора.
Незнакомец выпутывается из его могучих объятий и обращается ко мне:
- Прошу прощения, я забыль представиться. Меня зовут...
- Салах-ад-Дин аль-Мелик ан-Насир Юсуф ибн Айюб, - с довольной улыбкой продолжаю я. И правда, как я раньше не догадалась? Карина, теперь твоя очередь быть в шоке.
Карина - самый лучший в мире друг. Она с милой улыбкой и фразой «Поговорите потом» берет Митридата под белы рученьки и уводит прочь.
Только море и мы вдвоем.

Глава 6. Две тысячи лет спустя

Родной город близко, и я стремлюсь туда, как и множество лет назад. Я хочу просто пройтись по берегу моря и вдохнуть запах бриза. Теперь мне ничего не грозит. Я не должен заботиться о благе государства. Я не должен беспокоиться о противостоянии с Римом. Я не должен бояться восстания в стране, бунта в войске, предательства союзников, заговора... Я могу просто пройтись по берегу и насладиться бризом. Без охраны.
О Ахурамазда, как хорошо! Жизнь так прекрасна. Вовсе не следовало себя убивать. Можно было оставить Фарнаку царство, развернуться и уйти. Бросить всю эту суету и признать, что я проиграл.
Что это за лирика на меня накатила? Я стою у перил борта, смотрю на закат и, похоже, уже пятнадцать минут молчу. Карина стоит рядом и тоже любуется заходящим солнцем. Эх, оно похоже на мой пурпурный плащ!
Я не знаю, что ей говорить. Целый день рассказывал о Понтийском царстве, о войнах с Римом, но какой в этом смысл? Это, конечно, весело и интересно, но не то, чего мне бы хотелось.
Придумал! Беру ее за руку. Надеюсь, я сейчас не получу по физиономии? О, нет, не получу. Все гораздо лучше, чем я ожидал! Она кладет голову мне на плечо. Я счастлив, только...что это такое? У меня голова кружится? Мне же не семнадцать лет, в самом деле!!

Глава 7. Синоп приветствует

        Итак, когда все разобрались, друзья решили отложить поездку в Дамаск на неопределенное время, так как это сопряжено с большим количеством трудностей. Синоп же и Константинополь остались в турпрограмме, причем Саладин согласился присоединиться. Карина не без оснований полагала, что красоты Стамбула (не говоря уже про Синоп) его волнуют куда меньше кое-чьих голубых глаз.
Синоп встретил их прекрасной погодой и не слишком злобствующими чиновниками, поэтому компания в прекрасном настроении отправилась искать гостиницу. Что Саладин, что Митридат располагали определенными материальными средствами (в таком размере, что Карине с Дашей и не снилось), так что они остановились в достаточно комфортной гостинице (Митридат требовал пятизвездочную, но Саладин авторитетно  заявил, что его друг еще при жизни «совсем предалься роскоши», и Евпатор умолк).
Саладин заказал два двойных номера: в одном поселился он сам со своим понтийским другом, другой отвели Даше и Карине. Митридат и тут протестовал, но сам же рассудил, что Саладин начнет рассказывать, чему еще он «предалься», и снова умолк.
Карина уныло рассматривала содержимое своего рюкзака.
- Это печалька, Даша. У меня вещей по минимуму! Я же не думала, что мы надолго!
- Ну ты как всегда. Помнится, на Куру-Баше ты тоже решила сэкономить место в рюкзаке, - улыбнулась Даша.
- Кстати, ты знаешь, что турецкие шмотки - это прикольно? - воодушевилась Карина.
- Но не в Синопе, - как всегда убила ее надежду Даша.
- В Стамбуле! - не теряла энтузиазма ее подруга.
- Константиношоппинг! - тоже загорелась Дарья.
На самом веселом моменте, когда Карина начала прыгать на кровати, в номер заявился Евпатор с репликой «Надеюсь, вы одетые».
Карина приземлилась на кровать и стала болтать ногами.
- Привет!
- Пришел посмотреть, как вы тут устроились, - улыбнулся Евпатор и сел рядом с Кариной.
- А Саладин где? - спросила Даша. - Что он делает?
- Он в номере. А что делает, я не знаю, пойди и посмотри, - подмигнул Митридат.
Даша засмеялась.
- Я серьезно, иди и зови Юсуфа, мы отправляемся исследовать Синоп!
- Мы же только приехали! - возмутилась Карина. Она приготовилась протестовать, но Митридат применил запрещенный прием - обнял ее за талию, и возмущение стихло в самом зародыше.
- Идем исследовать Синоп, - радостно подтвердила Карина.
Даша только собиралась возмутиться вместе с подругой, но тут союзница ее предала, и осталось только согласиться. «Ну этих двоих, - подумала она, - пойду-ка я лучше к Юсуфу в номер».


Глава 8. Сон в руку

Саладин лежит на кровати и спит. Одетый, на застеленной постели. Рядом лежит какая-то книга в роскошном кожаном переплете и на арабском языке. Похоже, он ее читал, а потом усталость взяла свое.
«Ну этот Синоп с Митридатом! Тем более, что он сейчас, наверное, и сам занят», - подумала я, села на краешек кровати и принялась рассматривать султана.
Так похож на мой рисунок. И в то же время чего-то мне не удалось передать, но это «что-то» неуловимо, и я не знаю, что мне исправить.
Саладин лежит на спине и ровно дышит, а я любуюсь его чертами. Какой, однако, красивый, что бы там ни говорили! Лицо выражает полное спокойствие. На губах легкая улыбка. Ладонь покоится на книге. Я наклоняюсь, чтобы рассмотреть поближе, но тут предательская прядь выскользает из прически и касается его лица. Я не успеваю отреагировать, и он открывает глаза. Надо бы отстраниться и сделать вид, что я здесь ни при чем и вообще по делу пришла. Вместо этого я завороженно гляжу в карие глаза султана. Надо же, они так близко! Жду, что будет дальше.
Юсуф внимательно смотрит на меня и молчит.
- Дарья, - наконец тихо произносит он.
Я вздрагиваю.
- Тебе когда-нибудь снились вещие сны? - загадочно улыбается Саладин и заправляет прядь мне за ухо.
- Не знаю, - я в растерянности.
- Мне приснилось, что... - он не договаривает, обнимает меня рукой за талию и привлекает к себе. Я падаю на него. Книга сброшена на пол, из нее выскальзывает зеленая шелковая лента-закладка. Он вынимает заколку из моих волос и отправляет ее вслед за книгой. Волосы рассыпаются по плечам. Мой султан, ну что же ты творишь?
Тогда он целует меня, и я вспоминаю, что мне тоже это снилось.

Глава 9. C'агапо

- Да, номер удобный. Нет, ни в какие передряги еще не попадали. Да, едим нормально. Нет, деньги еще не все потратила. Даша? Она вышла.
Я сижу на краю кровати, болтаю одетыми в джинсы ногами и доказываю по телефону маме, что все ОК. Митридат с совершенно ленивым видом лежит рядом, у стенки. Вернее, насчет вида я предполагаю, потому что сижу к нему спиной.
- Пока, мамочка. Я тоже скучаю, - говорю я и кладу трубку. Бедный Евпатор. Лаодика никогда о нем так не заботилась, как моя мама обо мне.
- Все в порядке? - спрашивает он.
- Да, - отвечаю я. - Но где Даша? Ее уже полчаса нет!
- Ну и что? - весело отвечает Митридат. - Может, она там мило общается с Юсуфом. Я бы не стал им мешать.
Что ж, мудрое решение. Так и поступим.
Я захожу с телефона в life-меню и просматриваю раздел «Роуминг». Разориться можно на звонках в Украину, так что надо поискать более выгодный тарифный план. О Эру, что тут за расценки? Прощай, стипендия.
- Иди ко мне, - тихо просит Митридат.
Размечтался, понтиец.
- Я занята.
Он вздыхает, садится на кровати, обнимает меня сзади за талию, прижимает к себе и отбирает телефон.
- Меня это не волнует.
- А что тебя волнует?
Вырываться бесполезно.
- Ты.
Вырываться бесполезно, потому что я не хочу. Ты меня тоже волнуешь, Митридат. Я даже не против того, что ты собираешься меня поцеловать.
- С'агапо... - шепчет он мне на ухо.
Да хоть по-персидски, перевод мне не нужен. Я тебя тоже.


Рецензии