Жертва достоинства ч. 29

                §29. Жертва  достоинства
   «Одни - давая  ради  Бога, другие - прося и принимая ради Бога, сохраняют и вполне проявляют своё нравственное достоинство, одинаково возвышаясь над произволом грубой силы, и над равнодушием закона». 1               

   Прежде чем говорить о жертве достоинства, попробуем обрисовать и   рассмотреть само понятие достоинства, сколь это ни покажется трудным.
Итак, на первый взгляд достоинство есть не что иное, как проявление  чести.
Однако разве у бесчестного человека вовсе нет своего достоинства?   Вероятно, хоть и малое, но всё же присутствует. Кроме личного достоинства,  есть ещё и достоинство сословия, класса или целой нации.

  Часто видимость  достоинства повышается по мере увеличения   имущества данного человека или приобретения им властных полномочий.
Между тем достоинство нередко путают с гордыней или гордостью. Человек, обуянный честолюбием, вначале жертвует другими ради своих интересов, которые иногда могут быть внешне благими.

   Рано или поздно душа, подчинённая тщеславию или ложному достоинству, становится безвольной жертвой.
Иногда довольно активно показанное достоинство есть не что иное, как скрытое отвращение. Напускная значимость позволяет если не выказать ум,  который иногда почти не проявлен, то хотя бы cкрыть явную глупость.

   Существуют целые народы, павшие жертвами ложного величия,  привитого им.
Мнимое достоинство, позволяющее свысока взирать на тружеников,  губительно, ибо только самопожертвование ведёт к жизни вечной и подлинным достоинством обладает лишь глубоко верующий человек, у которого под внешне спокойным и хладнокровным обликом пылает пламя духа, исполненное заботы о ближнем и готовности к борьбе со злом.

   Прозападные средства массовой информации стремятся всячески унизить жертвенное достоинство Славян. Мало того, они стараются умалить само значение жертвенности как жизненной основы.

   Само слово самопожертвование подразумевает достоинство, ибо совершается в здравом рассудке и твёрдой исторической памяти.
Субъект, проявляющий жертвенную деятельность, немыслим без внешней гордости и внутреннего достоинства, в то время как безвольная поддающаяся жертва лишается последнего достояния - достоинства.

1  Соловьёв В.С. Духовные основы жизни.-СПб.,1995.-С.62


Рецензии